Детская жестокость: «болезнь», которая лечится
Жестокость. Морально-психологическая черта личности, плотно изучаемая психологами, психиатрами, учеными, врачами. И мы, живущие на Земле, имеем четкое представление об этом феномене.В обществе принято считать, что такая особенность присуща сугубо взрослым. Ведь с годами жизнь под влиянием определенных причин меняет людей, и бывает так, что не в лучшую сторону. Но как утверждают психологи, педагоги и правоохранители, детская и подростковая жестокость – явления, встречающиеся достаточно часто
РАССКАЗ ЧИТАТЕЛЯ
«Того, что произошло в нашей семье, мы даже не могли в страшном сне представить. Наша дочь, наша маленькая принцесса, которую холит и лелеет вся семья, оказалась очень жестокой. Настолько, что в голове не укладывается, откуда в нашем «солнышке» появилась такая страшная агрессия.
Маша дружит с Настей, девочкой из нашего двора, уже семь лет, то есть с самого-самого маленького возраста. Сейчас ей 8 лет (2-й класс). Девочки вместе гуляли, ходили в детский сад, потом пошли в одну школу. Настя часто ходит к нам в гости.
Последняя встреча девочек закончилась плохо. Дети играли в комнате. Вдруг мы услышали визг Насти и сразу побежали в детскую. Картина предстала жуткая. Обе девочки взъерошенные, на Насте разорвано платье, она рыдает. А наша Маша держит в руках ножницы и грозит наброситься на подругу.
Слава Богу, мы подоспели и забрали у ребенка «оружие». После разбора полетов выяснилось, что девочки обсуждали свою учительницу, и мнения разошлись настолько, что они сначала ругались, потом начали драться.
Маша нам призналась, что хотела больнее ударить подругу. Именно поэтому в руках у нее были ножницы…
Мы долго беседовали с ребенком, объясняли, что ее поведение недопустимо, что больно другим делать нельзя, и любой конфликт можно решить словами, а не кулаками, и, тем более, не ножницами. Ребенок плакал, говорил, что больше так не будет, обещал… А на следующий день мы услышали, как Маша рассказывает кому-то по телефону о своем конфликте с Настей и с гордостью говорит о том, что хотела ее «пырнуть» ножницам – жаль, родители помешали.
Мы до сих пор под впечатлением от произошедшего. Не знаем, как быть дальше, к кому обращаться за помощью и как убедить ребенка, которого мы никогда пальцем не трогали, что нужно быть доброй и человечной девочкой…» Надежда (имя изменено)
Разный возраст – одна беда
Не так давно воспитательница одного из детских садов Суходольска стала свидетельницей недетской ненависти «маленьких и беззащитных» людей.
«Я курирую старшую группу. Дети 5-6 лет к этому возрасту обычно уже могут общаться без слез и обид. Но то, что произошло недавно между двумя мальчиками из группы, повергло в шок не только меня, но и весь педагогический состав. Не поделив игрушку, ребята начали словесную перепалку. На все мои просьбы вести себя тише, не реагировал ни один, ни другой. Возле них стояла детская посуда еще советского образца. Ей лет так 15, не меньше. И вот, вся эта посуда летела в одного из мальчиков, разбивалась. Зрелище еще то. Ну откуда столько ненависти в 5 лет?».
Похожая история, но уже с участием подростков, произошла в Краснодоне. Учащаяся 9-го класса не захотела, чтобы ее имя и школа фигурировали в тексте, но свою историю все же рассказала.
«Недавно переехали с родителями в Краснодон. В новую школу я пришла уже глубокой зимой. Влиться в коллектив и стать «своей» хотелось больше всего. Новое общение, знакомства. Однажды мне в соцсетях пришло сообщение: «В 20.00, за котельной. Нужно кое-что обсудить». И я пошла. Ведь писала моя одноклассница. Уже при встрече стало ясно – ничего хорошего этот разговор не принесет…»
Девушка была избита тремя своими приятельницами. Причина – новенькая понравилась не тому мальчику…
Ни в одном, ни в другом случае не привлекались ни органы по делам несовершеннолетних, ни специалисты-психологи, ни врачи. Боясь огласки, родители пострадавших и нападающих просто замалчивали проблему.
Жестокое обращение с животными со стороны детей – тоже не редкость. Причины агрессии у детей.
Слово специалистам
Олег Шеренешев, начальник отдела по делам семьи и детей города Краснодона и Краснодонского района:
«К счастью, в Краснодонском районе случаев именно жестокости среди детей, которая заканчивалась бы лечением в больнице, практически нет. Случаются, конечно, ссоры, потасовки, драки. Более распространена психологическая жестокость, когда в дело идут не кулаки, а слова. Иногда словом можно задеть ранимую психику ребенка даже сильнее побоев. Чаще всего участниками конфликтов становятся ученики 8-11 классов либо студенты.
Наш отдел проводит работу в тесном взаимодействии с сотрудниками полиции и учебными учреждениями. Каждый применяет меры в рамках своей компетенции, но с едиными целями: понять причину агрессивного поведения, пресечь повторное правонарушение, наладить атмосферу внутри учебного коллектива, семьи или друзей несовершеннолетних.
Детей может ожидать постановка на соответствующий вид учета, работа с психологом, а в крайних случаях и направление в центры социально-психологической реабилитации. Отдельные меры могут быть приняты и к родителям несовершеннолетних, включая административную и уголовную ответственность.
Бытует мнение, что детская жестокость рождается исключительно в неблагополучных семьях, но это не совсем так. Да, действительно, жестокость детей может быть следствием отражения происходящего в неблагополучной семье. Но не стоит отбрасывать и чувство физического, психологического или материального превосходства над иными сверстниками. Такое ошибочное поведение тоже результат воспитания родителей».
Психолог и воспитатель-методист детского сада № 8 «Солнышко» Устюгова Елена Викторовна:
«Детская агрессия и жестокость сейчас встречаются очень часто. В саду это обычно дети старших групп, которые уже освоили игры по парам или в коллективе.
Почему так происходит? Причина номер один – родители. И не только, когда сами проявляют жестокость. Часто все происходит иначе. Например, малыши смотрят мультики, порой жестокие, с недопустимыми сценами. Мама и папа должны по ходу сюжета объяснять ребенку – этот поступок плохой и почему. Неокрепшая детская психика «впитывает» агрессию как губка. Еще взрослые практикуют такой прием: тебя ударили – давай сдачу! Это в корне не правильно. Ребенок с детства должен учиться договариваться и разговаривать.
Настрой родителей как на лакмусовой бумажке проявляется в их детях. А когда ты как педагог и психолог пытаешься объяснить ребенку, что бить девочку по переносице – плохо, а мама говорит, что правильно сделал, то кого в первую очередь послушает малыш?
Ответ очевиден: авторитетных родителей. Не бывает плохих детей – бывают плохие родители».
Есть причины, будут и следствия
Стереотипный вопрос: «Как могут дети с минимумом жизненного опыта быть жестокими?». Психотерапевты с огромным стажем утверждают, что работа со школьниками и подростками самая тяжелая. Их энергия не всегда в правильном русле, и из-за этого криминальные таблоиды пестрят сообщениями о подростковых преступлениях, отличающихся феноменальной жестокостью.
Жестокость среди детей и подростков с каждым годом усугубляется. Хроники школьных драк и конфликтов пугают даже видавших виды следователей. Что происходит с нынешними детьми, и где искать причины такой агрессии?
«Детская агрессия может быть двух «видов» – фрагментарная (временная, ситуационная) и устойчивая, - рассказывает психолог. - Первая проявляется в неожиданных поступках ребенка, которому агрессивное поведение вообще-то не свойственно. Неожиданная агрессия направлена на близких – братьев и сестер, бабушек и дедушек. Или на маму, которая потом удивляется: «Папу совсем не видит, но нежен с ним, а я для него все делаю, а он в ответ грубит!».
А ведь тут все понятно: шесть-семь лет – возраст переломный. Ребенок учится наблюдать себя со стороны, уже кого-то из себя строит. Но делает это крайне неловко: увидел где-то тот или иной образец поведения и примерил на себя. Обычно в такой момент мы видим в его глазах интерес: а что будет, если я сделаю то-то и то-то? С помощью агрессивных выходок дети подчас определяют для себя границы дозволенного.
Серьезный сигнал – устойчивая жестокость. Как правило, она проявляется по отношению к детям, либо к животным, либо ко всем взрослым и связана уже не с возрастом, а с личными особенностями ребенка. Обычно особенности эти формируются в силу каких-то неудачных обстоятельств: агрессия со стороны родителей, их недостижимые требования или издевки, или гиперопека. И является той формой поведения, с помощью которой ребенок преодолевает негативные внутренние ощущения. Обычный ребенок в этих обстоятельствах сможет попросить, поменяться, подождать, возмутиться и при этом имеет хотя бы минимальный тормоз на причинение боли другому».
Компьютерные игры, насилие и жестокость, транслируемые с телеэкранов, школьная травля…Это тоже мощная динамика, энергия, перед которыми дети беззащитны, как минимум до подросткового возраста. Некоторые после 12-13 могут сказать – нет, мне это не нравится, я в этом не участвую. Некоторые. А что говорить про малышей? Они вообще никак не могут этому противостоять. Они обнаруживают себя уже в процессе. Кто, спрашивается, должен за это отвечать? Это ответственность взрослых, чтобы этого с ними не случалось. Наша обязанность сделать так, чтобы этого не было.
Понять и помочь
Учитель обязан знать, что происходит в школьном коллективе! Личные беседы, общение. Преподаватели действительно часто не понимают, насколько тяжело страдают дети, которых толкают и пинают, а потом и забивают в подворотнях. Рука на пульсе – верное предотвращение школьного беспредела.
Компьютерная игра должна оставаться для ребенка или подростка игрой. И тут опять же не без помощи мудрых и рассудительных взрослых.
Внимание нужно уделять и игрушкам. Многие считают, что покупать мальчикам пистолеты и мечи – вырабатывать у будущего мужчины правильную агрессию и чувство собственной силы. Другим категорически неприемлем такой вид игры. Но главное не то, с чем играется ребенок, а как он играется, в какой среде.
Жестокость – «болезнь» приобретенная. И единственное лечение от нее – доброта.
Саша Лютая
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».