Как изучают основы христианского вероучения в воскресной школе Суходольска
Пока одни ребятишки тратят выходные на развлечения и отдых, другие – совершенствуются духовно и посещают воскресную школу. «Твой город» посмотрели, как изучают основы христианского вероучения в Суходольской воскресной школе. Настоятель храма блаженной Ксении Петербургской протоиерей Вячеслав Берчук рассказал о своих воспитанниках.
В храме детей довольно много. Верующие подходят к кресту, священник благословляет прихожан, остаются родители со своими чадами. Батюшка объясняет мне, что у детей сейчас обед, а потом занятия. Трапезная находится на первом этаже воскресной школы, на втором проходят уроки. Помощница батюшки Елена рассказала о создании воскресной школы.
Семьи многодетные
– Когда началось становление церкви, 35 лет назад, батюшка предложил организовать воскресную школу, – рассказывает она. – За это дело взялась матушка Анна. Занимались либо в «крестилке», либо в самом храме. Детей было немного, разбег в возрасте был небольшой. Ребята садились на лавочку, и матушка рассказывала им Закон Божий: почему Бог триедин, как относиться к Господу – и основные правила поведения в храме: как креститься, зачем ходим в храм. Дети выросли, выучились, появились новые. Последние несколько лет с ними занимаюсь я. Сейчас у нас 25 ребятишек, начиная с пяти лет и заканчивая пятнадцатилетними. Большинство семей, которые посещают школу, – многодетные, и чтобы дети не скучали и не отвлекали других, веду общий урок.
Проводить его непросто, потому что Евангелие для восприятия малышей еще трудно. Во время занятий малышам даем раскраски на церковную тематику, бумагу, карандаши или пластилин. Потом мы обсуждаем, зачем они разукрасили картинку, почему именно так, что нарисовали. Они объясняют, если что-то не получается, помогаю я. Ранее у нас были даже тетрадки по Новому Завету, батюшка покупал.
Со старшей группой мы читаем Евангелие, обсуждаем, чему оно нас учит. Дети мыслят достаточно по-взрослому, большинство сами делают выводы, которые бывают довольно неожиданные. Высказывания некоторых приходится корректировать, а сказанное мною – разъяснять. Но у большинства деток семьи воцерковленные, и все христианские темы им знакомы.
К большим праздникам – Пасхе, Рождеству – мы готовим небольшие постановки. Сегодня мы репетируем сценку ко Дню жен-мироносиц. К сожалению, всех в нее не включишь, ролей не хватает, поэтому младшие просто учат тематические стихи и песни, которые они могут рассказать перед началом спектакля.
Особо дети любят притчи, но их нужно разделять по сложности восприятия и тоже нужно разъяснять, ведь бывает так, что люди часто слушают, но не слышат. Это относится и к детям.
Мой сын посещает храм с рождения, ему уже 13 лет. Это сложный возраст, но, тем не менее, в воскресную школу он ходит с удовольствием.
К нам приходят новенькие, бывает, что они вскоре оставляют духовные занятия. Самые постоянные слушатели школы – это те чада, которые посещали храм еще будучи во чреве матери. Наверное, потому что они пропитаны особой церковной атмосферой.
Домашняя обстановка
Мы поднимаемся по крутым ступенькам и оказываемся в светлом просторном помещении, чем-то больше напоминающую русскую горницу, а не школу в привычном понимании этого слова. Здесь нет парт, школьной доски, царит непринужденная домашняя атмосфера, а учитель больше похож на заботливую маму. Дети располагаются за большими столами на удобных лавках.
Шестилетняя Ксюша села в уголке за отдельный столик, чтобы быть поближе к маме, и тщательно трудилась над раскраской, на которой изображена пасхальная корзинка, выбирая при этом самые яркие карандаши. Ее мама говорит, что они всей семьей испытывают потребность ходить в храм, потому что без Бога жить не получается. Разговор поддерживает еще одна мама: «У меня две девочки. Они ходят в воскресную школу уже лет пять. Дочки привыкли и, хотя они еще посещают кружки, выходной день без похода в храм уже себе не представляют. Ведь сюда они ходят с рождения, мы стараемся не пропустить ни одного причастия. Как дети немного подросли, мы стали посещать воскресную школу. Я человек воцерковленный, и в храм меня бабушка привела еще в детстве».
За репетицией тихонько наблюдает мама
Пока малыши заняты изобразительным творчеством, Елена начинает репетицию с остальными и выстраивает первую группу. В зале звучат пасхальные приветствия: «Христос Воскресе!» Дальше должна вступать Наташа, но сегодня она отсутствует, и ее речь пропускают, но дети продолжают: «Смотрите, сколько яичек разных на праздник мне подарили. Голубые, ярко-солнечные, красные, разноцветные и расписные!» «А у меня открытка пасхальная. На ней ангелы сходят с небес!» и все вместе: «Торжество православия! Поздравляем! Христос воскрес!»
Тексты вроде бы несложные, но дети нередко забывают слова, а наставница не ставит за это двойки, а прямо спрашивает: «Учила?!» И если не получает убедительного ответа, спокойно говорит: «Повторяй за мной!»
Далее обсуждается порядок выхода актеров, после младших выходят мальчишки-подростки. «Стражников» играют Саша и Леша, потом к ним подходят «послы» – Боря и Ваня, которые направляются к «императору». А уж в финальной части выступают девочки, которым достались роли тех самых жен-мироносиц, что несут благую весть о воскрешении Христа. К сожалению, из-за отсутствия некоторых учеников невозможно было воссоздать полную картину, ведь отношение к посещению здесь нестрогое. Ну, а до праздничного выступления еще есть время.
Здесь мои друзья
Стоит отметить, что дети со мной сложно выходили на контакт: стеснялись, прятались от объектива фотоаппарата, но, как только закончилась репетиция, я все-таки отыскала смельчаков, которые согласились рассказать о себе.
– В воскресную школу я хожу уже семь лет, занятия ведет моя мама, – рассказывает Ярослав. – Я вижу, как она тщательно к ним готовится. Мне нравится находиться в этом коллективе, здесь я нашел друзей. Просто я начинал сюда ходить еще маленьким, и, несмотря на то, что уже подрос, это место остается для меня значимым и любимым. С выбором дальнейшей профессии я пока полностью не определился, но все чаще обсуждаю с родителями поступление в духовную семинарию. Я понимаю, что священнослужение – это довольно сложно, но морально я к нему готов. Мама поддерживает меня в этом выборе.
– В храм меня привела мама два года назад, – говорит Артем. – Здесь мы учим стихи, читаем Евангелие, репетируем, поем. В храме много икон. Я часто молюсь Сергию Радонежскому. Он помогает мне в учебе. Иногда мне хочется поиграть с мальчишками в футбол или просто «посидеть в телефоне», но желание идти в храм все-таки перевешивает. Я много узнал не только про разные иконы, но и выучил основные молитвы. Хотя я еще ранее знал, что главная православная молитва – это «Отче наш», и ее я давно знаю наизусть.
К разговору подключается мама: «Сын посещает храм всю свою жизнь, как сознательную, так и бессознательную. То есть я ходила в храм, когда была еще на сносях, а сейчас ему уже 13 лет».
«Мы рисуем куличики!»
– В воскресную школу я хожу лет с шести, – вступает в разговор Николай. – Меня привели родители, и мне здесь очень понравилось. Я нашел здесь друзей и развиваюсь духовно. Я очень люблю Рождество, именно после службы в храме невероятная атмосфера переносится и в дом.
В конце занятий детвора снова рассаживается по лавочкам, и Елена рассказывает притчу для малышей о том, как Господь распределял количество отпущенных лет жизни между некоторыми животными и человеком. Эта притча заставляет задуматься, как нужно распоряжаться своим временем на протяжении всей жизни.
И еще одну для тех, кто постарше. «В школе у мальчика кто-то украл часы», – сказала она, – учитель выстроил всех ребят и сказал, что будет обыскивать каждого, но для этого они должны закрыть глаза. Воришка дрожал от страха и переживал, как он перенесет позор, но учитель молча вынул из его кармана часы и отдал хозяину.
Мальчик, который взял часы, случай этот не забыл, и когда стал перед выбором профессии, пришел к учителю: «Я был так вами восхищен в той ситуации, что тоже решил стать педагогом!» На что старенький учитель сказал: «Карманы я проверял тоже с закрытыми глазами».
Если начало занятий сопровождали шум и гам, то, прослушав сложную притчу о благородстве и мудрости, дети расходятся с задумчивыми лицами. Даже я, взрослый человек, задумалась над тем, что из сложной ситуации, казалось бы, выйти просто невозможно, но оказалось – это не так!
Неонилла Алексеева
* * *
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».