Село Ананьевка Свердловского района: будет ли здесь город-сад
«Твой город» продолжает освещать жизнь в отдаленных селах и поселках Свердловского округа. На этот раз выбор пал на Ананьевку, которая всего пару месяцев назад отметила вековой юбилей. Хотя в селе и нет достопримечательностей, но настоящим богатством его являются жители. Они рассказали корреспонденту много интересного из жизни и истории родного села
Петр Николаевич Королев:
– Я родился здесь в 1958 году. Тогда детей было много, не то, что сейчас – несколько человек. Помню, как с мальчишками мы бегали по лужам в одних трусах. Из развлечения того времени были походы с родителями в Таловую балку. Взрослые брали увесистые тормозки, и отдыхали с горячительными напитками, а мы играли в мяч. У нас даже своя футбольная команда была. Нередко с нами соревновались ребята из поселков шахты № 63 и Александровки.
Школа была начальная. Построили ее в 1957 году для детей шахтеров. Тогда на шахты приезжали со всех уголков СССР. Наверное, она была возведена наспех, потому что здание не сохранилось. Сейчас на этом месте организована детская площадка. Дети учились четыре года, а далее ходили в поселок шахты в тридцать первую (она была восьмилетней). Я закончил ее в 1974 году. Ее тоже нет давно. Сейчас наши детишки ездят в седьмую школу.
Магазин добротный, но неработающий
Магазин-то у нас есть, но толку с него мало – не работает он! С четырнадцатого года. После того, как его выкупили, точка не продержалась и года. Хозяин говорит, что никак не может найти продавца. Но к нам раз в неделю, в четверг, приезжает автолавка. Там есть все, что душе угодно: яйца, колбаса, масло, сахар, соль, макароны. К примеру, я хлеба набираю на неделю, и сразу кладу его в морозильник.
Администрация три года обещала, что село будет газифицировано. Даже говорили, что привезут котлы по 300 тысяч. А теперь утверждают, что прокладке газопровода мешают железнодорожные пути.
Виктория:
– Я с семьей поселилась здесь недавно, год назад. Мы всегда хотели жить подальше от города, но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Наш дом сгорел, и сосед посоветовал нам купить жилье в Ананьевке. Нам здесь понравилось, и надеюсь, что мы осядем надолго. Правда, жизнь здесь действительно сельская: уголь в сарае, вода в колодце. Если дом большой, то на отопление уходит много денег. Интернет есть, а вот мобильная связь ловит только на улице. С транспортом тоже не все просто – ездим рабочим автобусом, который привязан к сменам, и если нужно срочно, то вынуждены пользоваться услугами такси. Хочется, чтобы транспорт ходил именно к нам. Скорая помощь приезжает быстро, в течение 10-15 минут.
Виктория и Нина на утренней прогулке
Нина:
– Раньше у нас вдоль дороги была посажена яблоневая аллея. Ее высаживал в 1967 году сельсовет. Но ухаживали за деревьями местные жители: подпиливали сухие ветки, каждую весну подбеливали. Плодами была завалена вся дорога. А весной, когда яблони цвели, такая красота была! Помню, я ехала из Гуково в такси, со мной были еще люди из Должанки. Когда мы въехали в село, они всплеснули руками: «Какая красота!» Но яблони стареют, засыхают. Так что на сегодняшний день не осталось ничего.
Населяли эту улицу одни работяги, то есть люди, которые трудились на шахте. Все они строили домики поближе к шахте и делали из того, что было под рукой. В основном, они были литые: люди брали шлак из шахтной кочегарки, смешивали его с цементом, вот и весь стройматериал. А потом расширяли строительство. Вот мы такой домик и купили в 1979 году, сначала использовали как дачу, а сейчас живем здесь постоянно. Но пришлось его модернизировать и делать пристройки. Так поступали многие жители. А те дома, где хозяева не вкладывались, после их смерти рушились. К сожалению, здесь живут одни пенсионеры, много людей уезжает. Хотелось бы, чтобы люди здесь жили и еще через сто лет.
Раньше молодежи в селе было много, мы были как большая дружная семья. Людям было где работать: 67-я шахта, Свердлова, женщины работали доярками на ферме в Александровке. И автобусы ходили, и пешком можно дойти.
Владимир Анатольевич Шиян:
– Много родственников людей, которые похоронены в братской могиле – проживают в нашем селе, и я в том числе. Здесь покоится мой дед, который погиб в Великую Отечественную в 1943 году. К сожалению, о нем я знаю очень мало, потому что родился уже после войны. Знаю, что Матвей Павлович Шиян был командиром и погиб в 36 лет.
Владимир Шиян: «Здесь покоится мой дед»
Евгения Григорьевна Королева:
– Из Житомирской области на Донбасс я приехала в 1955 году по вербовке. Первые три дня мы ночевали в комбинате шахты Свердлова, спали на скамейках. А потом нас поселили в общежитие в поселке шахты 1/2. Мы навели в комнатах порядок, нам поставили кровати, выдали постельное белье. Нас сразу трудоустроили: 9 февраля мы приехали, а 12 я уже была под лавой. Ребята рубили уголь, а мы его грузили. Хотя мне было всего 18 лет, я была крепенькой, и, несмотря на то, что мне 87 лет, я такой же остаюсь.
Кругом была грязь, асфальта не было нигде, в непогоду стояло сплошное месиво. Через месяц я познакомилась со своим будущим мужем, который как раз жил в Ананьевке. Это было 8 Марта. Подруга Валя, с которой мы приехали из одного села, и до сих пор поддерживаем отношения, выходила замуж, и пригласила на свадьбу. Было несколько человек: четверо девчат и трое хлопцев, это включая молодоженов. Никто особо не наряжался, помню, я надела то, в чем приехала из дому – юбку и вышиванку, а сверху «куфайку» (так называли ватный бушлат) и бурки. Пете я понравилась, он начал ухаживать, и в декабре 1956 года мы поженились, и пошли на квартиру к бабе Нюсе. Семь месяцев мы ютились в маленькой кухоньке, но с хозяйкой ладили, часто приглашали на жареную картошку. Потом она переселилась на поселок шахты 1/2, и продала нам дом по очень сходной цене – за 500 рублей. В те годы в Ананьевке плотной застройки не было, домики были маленькими и стояли редко. Через пару лет начали давать усадьбы, и молодежь стала строиться. Свекор на своей усадьбе выделил нам огород, и мы там сажали все необходимое. А что недоставало – брали на колхозных полях, тогда так все поступали (смеется). Тогда на месте, где сейчас стоит мой дом, был коровник, удойное стадо было голов на 200. Когда родились детки, я работала дояркой.
Евгения Королева 70 лет живет в Ананьевке
Как мне рассказывали старожилы, село называется так, потому что первым здесь поселился человек с фамилией Ананьев. Говорили, что он был какой-то военный. Он построился здесь и жил с семьей. Вскоре он умер, а семья осталась. При мне здесь жил его племянник, я знала его сына и дочь, но мы сильно не общались, потому что они были баптистами.
Я помню Ананьевку, когда ей исполнилось только полвека, здесь жили рабочие и колхозники. Каждый старался работать добросовестно. У меня хранится много почетных грамот и похвальных листов.
Люди в те годы действительно работали на совесть, строили будущее для своих потомков, надеялись, что еще через полвека, к столетнему юбилею, село станет настоящим цветущим садом, где много детей и молодежи. К сожалению, здесь в основном одни пенсионеры, но это не мешает им верить в лучшее!
Лилия Голодок
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».