Запасов камня хватит не на один год: о работе Комсомольского каменного карьера
После вхождения в состав России промышленность нашего региона начала постепенно возрождаться. В прошлом году свою работу возобновил Комсомольский каменный карьер, который десятилетиями поставлял камень для строительных проектов в нашем регионе
Директор карьера Игорь Дегтяренко пригласил нашего корреспондента посмотреть, как работает предприятие.
– Разработка карьера началась в 1968 году, – рассказал Игорь Григорьевич. – Он был создан белгородскими строителями по проекту, разработанному в «Белгородстрое». Почти вся произведенная в карьере продукция уходила на проекты этой компании. Также ее использовали при строительстве железнодорожных насыпей. Кроме того, карьер обеспечивал материалом завод «Стройдеталь». В 2014 году карьер был законсервирован, а 26 октября 2023 года восстановил свою работу. Конечно, я прибыл сюда, когда карьер уже был полностью работоспособен, – в марте 2024 года. Ремонтировали административное здание, которое осталось без окон, запустили отопление, баню для рабочих, установили двери, санузлы. За период консервации здесь многое было разрушено или пришло в негодность. Техники тоже не осталось, пришлось покупать или брать в аренду новую.
– Как производится добыча камня?
– С помощью взрыва. На поле с запасами песчаника обуриваем определенное место, и специализированная организация производит взрывные работы. После подрыва масса взорванного камня подается в дробилки и по грохотам – устройствам для сортировки – делится на щебень разных фракций, который отгружается потребителю, в том числе для производства асфальта и бетона, на строительные и асфальтобетонные заводы. К слову, как раз сейчас рядом строится бетонный завод строительного треста «Интехнострой» из Ростовской области. Он обеспечит строительство нового жилого комплекса в нашем городе, а также будет поставлять продукцию потребителям Ростовской области.
– Насколько велики залежи камня?
– Карьер находится на месте больших залежей песчаника. Его объемы оцениваются в пять миллионов тонн, а мы пока сталкиваемся с трудностями реализации нашей продукции. В республике работает немало предприятий из российских регионов-шефов, которые «подтянули» с собой своих поставщиков. Но Министерство промышленности ЛНР всячески помогает найти новые рынки сбыта, и им за это большое спасибо. Сейчас мы готовим заявки, основываясь на своих возможностях. Так что процесс реализации сдвинулся с места.
Техника требует внимания
– Какого качества песчаник добывается в карьере?
– Песчаник марки 1200. Это крепкий камень, который подходит для самых разных видов строительства. Он применяется при производстве асфальта и бетонных изделий. Недавно мы сдали его на исследование, чтобы определить его пригодность для строительства железнодорожного полотна, теперь ждем результаты. Также наш щебень используется для отсыпки дорог и обочин.
– Какие предприятия могут стать потребителями вашей продукции?
– В основном, это асфальтобетонные заводы ЛНР. Продукция нашего карьера также используется для восстановления инфраструктуры республики.
– Сколько человек заняты на производстве?
– Пока работает 27 человек. С 19 января 2024 года карьер стал участником свободной экономической зоны, до конца года собираемся принять еще шесть человек, а в 2025-2026 годах планируем открыть еще 40 рабочих мест. У нас работают экскаваторщик, машинист погрузчика, машинист бульдозера, электрослесарь, который задействован в ремонте оборудования, подсобные рабочие, грохотовщики, операторы дробления, главный инженер, водители «БелАЗов», инженер по технике безопасности, главный механик, бухгалтер, главный бухгалтер, маркшейдер и директор.
– Вы принимаете студентов для прохождения практики?
– У нас было только одно обращение, студент из Луганского строительного техникума попросил пройти практику. Мы не отказали. Мы готовы принимать ребят, это не проблема. Но своего подшефного учебного учреждения у нас нет. Всем, кто обратится с таким предложением, дадим согласие и закрепим наставника. Честно скажу, кадров не хватает. Технически грамотных людей очень мало. Многие выехали за пределы республики. Поэтому мы готовы сотрудничать с учебными учреждениями, чтобы готовить специалистов для предприятия. Запас камня на карьере большой, работать ему еще очень долго.
– Вы сказали, что сейчас идет приобретение нового оборудования…
– Да, модернизация производства необходима. Уже обкатываем новый грохот ГИС63. Взяли в аренду совершенно новую конусную дробилку для выпуска кубовидного щебня. По новым ГОСТам в строительстве должен использоваться щебень еврофракций – он более однородный и качественный и необходим для изготовления современных бетонных растворов и асфальтовых смесей. Для переработки камня в щебень еврофракций необходимо третичное дробление, для этого построен отдельный комплекс, который в ближайшее время введем в эксплуатацию. Мы его пока обкатываем и согласовываем проект. Оборудование, с помощью которого производили фракции щебня прежнего образца – установки первичного и вторичного дробления, частично восстановили, частично приобрели новое.
– Какой объем камня добываете за год?
– Годовой объем производства – около 200 тысяч тонн. Тонна щебня стоит в районе 1300 рублей, есть дороже, есть дешевле.
– Но ведь планируете развивать предприятие?
– В планах – сменить щековые дробилки на конусные в комплексе первичного и вторичного дробления, установить еще два грохота большей мощности, приобрести новую тяжелую технику для транспортировки камня. Техника есть, и новая, и арендованная. Пока мы работаем в одну смену, если добавить вторую, количество сотрудников вырастет в два раза. Соответственно, увеличатся и объемы выработки. Одновременно мы занимаемся наведением порядка в документах, в соответствии с требованиями российского законодательства. Нужно украинскую лицензию поменять на российскую до 1 января 2025 года. Документы уже сдали.
– Какие меры безопасности принимаются во время проведения взрывных работ?
– Перед проведением взрывов оповещаем местных жителей, службы МЧС и МВД, УПЖ и окружную администрацию. Все делаем согласно инструкции по технике безопасности при проведении взрывных работ. Подаются звуковые сигналы сирены, приезжают специалисты-взрывники с лицензией и со своей сиреной. Подход к этому процессу самый серьезный. Выставляем посты безопасности, ограждаем территорию. В среднем для взрыва блока объемом десять тысяч кубов требуется десять тонн взрывчатки.
– Местные жители не жалуются на работу карьера?
– Нет. Ведь местные жители здесь и работают. Более того, карьер помогает поселку. Мы ликвидировали местную свалку, в сентябре, когда горел Комсомольский, тушили огонь с помощью своей техники: погрузчиком сбивали грунт, ломали горевшие деревья. Бульдозером горнули траву, сделали с его помощью заградительную полосу на пути у огня. Но температура горения тогда была слишком высокой. Подвозили воду нашей водовозкой. Предприятие сейчас находится в стадии развития, и перспективы у него самые благоприятные.
Развитие Комсомольского каменного карьера способствует развитию экономики Свердловска и всей Луганской Народной Республики в целом, ведь благодаря ему в распоряжении строителей, восстанавливающих инфраструктуру, находится огромное количество доступного строительного материала, которое поможет сократить средства на доставку того же камня из отдаленных территорий. Расширение добычи в карьере предоставит и дополнительные рабочие места для молодежи.
Сергей Марчуков
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».