Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Освобождение Краснодона от фашистов – как это было

14.02.2023  11:21
28

Ровно 80 лет назад, 14 февраля 1943 года, город Краснодон был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. В том далеком году для краснодонцев это был праздник, но со слезами на глазах. Казалось бы, вот она – радость, город освобожден от тяжелого бремени оккупантов, которое нависало над его жителями семь месяцев, но одновременно эту радость омрачало то, сколько жизней положено за эту долгожданную свободу.

Форсировать реку Северский Донец и наступать на Краснодонском направлении предстояло 266­-й и 203­-й стрелковым дивизиям, 23-­му танковому корпусу, входившим в состав 3-­й Гвардейской армии под командованием генерала Дмитрия Даниловича Лелюшенко.

О том, как проходило освобождение Краснодона от неме­цко-­фашистских захватчиков, какие бои были на нашей территории, мы можем узнать, прочитав воспоминания, письма, боевые донесения, хранящиеся в фондах музея «Молодая гвардия». Их писали рядовые солдаты и именитые командиры, лейтенанты и генералы – все те, благодаря кому в феврале 1943­го Краснодон начал дышать свободно.

Форсирование Донца

Из воспоминаний М. Малокостова, командира артдивизиона 56 мехбригады 23 танкового корпуса:

«…Восьмого февраля 1943 года наш артиллерийский дивизион получил приказ на форсирование реки Северский Донец в районе села Большой Суходол и освобождение Украины от немецко­-фашистских захватчиков.

Противник занимал оборону вдоль реки на крутых высотах, прев­ратив их в укрепленную полосу.

Ефим Пушкин (1-й справа), Владимир Красноголовый (1-й слева), Иван Громадский (в центре)

Перед нами оборонялись части 266 и 203 стрелковых дивизий. Утром они начали наступление. Загудели залпы батарей, минометов, заговорили «Катюши». Враг упорно сопротивлялся, используя свою авиацию для нанесения бомбовых ударов, усилил артиллерийский, минометный огонь.

Пехота, ведя сильные бои с противником, овладела плацдармом на противоположном берегу Северского Донца, подготовив для нашего корпуса переправу через реку. Хотя зима в то время была морозная, но лед не выдерживал танков и артиллерии, и приходилось делать настилы из бревен, веток, заливая их водой.

Поздно вечером мы форсировали реку и к утру в результате упорных боев взяли село Большой Суходол и начали наступление на Малый Суходол. Несмотря на сильный вражеский огонь, все же вечером село было нами занято.

10 февраля противник контратаковал нас настолько сильно, что приш­лось оставить Малый Суходол и на ближайших высотах занять оборону, которая длилась несколько дней….».

Краснодон наш!

Из воспоминаний В.М.Финогенова, механика-­водителя танка Т­-34, который первым вошел в Краснодон:

«Сон в ночь на 14 февраля был коротким и тревожным – не отпускало ощущение жаркого боя. Ранним серым февральским утром нашему взводу танков была поставлена боевая задача – выступить головным дозором. Впереди – Краснодон. Он был первым шахтерским городом, где с нетерпением ждали освобождения. Артиллерийские залпы по переднему краю врага – сигнал для нас. Танки рванулись вперед. Стараюсь держать максимальную скорость. С ходу проскакивает боевая испытанная машина. Опасный мостик – и вот мы на хуторе Водяном. Бросок был настолько стремительным, что в утренней неясной мгле немцы приняли нас за своих…

Группа оккупантов окружила полевую кухню, рядом – полицаи разделывают тушу… Наш десант прервал эту идиллию. Под все нарастающую артиллерийскую канонаду и гул советских штурмовых самолетов наш танк на полном ходу ведет огонь из пушки и пулемета.

Вот и балка – рубеж нашего брос­ка. Боевая задача выполнена. Ведем обстрел врага из укрытия. Жаль, что не было еще в то время радиосвязи между танковыми экипажами, и, пытаясь определиться, вновь попадаем под обстрел…Но – живы. И бой продолжается.

Вот, наконец, и матушка­-пехота, царица полей. Уже в более спокойной обстановке привожу танк на улицу Клубную. На окраине Краснодона еще идет бой. Еще один советский город, на всю жизнь ставший родным, наш!....».

Из воспоминаний И.П. Громадского, комиссара 3­-й танковой бригады, 23-­го танкового корпуса:

«…Мы никогда не забудем предрассветное утро 14 февраля 1943 года. Танкисты третьей отдельной танковой бригады, совершив смелый стремительный рейд, сходу ворвались в Краснодон… Сильные метели начисто скрыли под глубоким покровом снега дороги, и это оказалось серьезным препятствием для передвижения остальных наземных войск. Но ничто уже не могло остановить нашего быстрого наступления. Мы знали, с каким нетерпением ждут нас советские люди, уставшие от ненавистного ярма гитлеровских захватчиков, и это утраивало наши силы. В Краснодоне мы успели задержать эшелон с пшеницей, готовившийся к отправке в Германию. Спасли элеватор с хлебом, подожженный отступавшими немцами.

В результате бездорожья наши тылы отстали на десятки километров. Однако достаточно нам было обратиться к населению за помощью, как сотни человек с исключительной энергией расчищали дороги. Ремонтные мастерские Краснодона помогали нам в ремонте поврежденных в боях танков.

В тот же день, 14 февраля 1943 года, танкисты нашей бригады с десантом морской пехоты освободили город Ровеньки и к концу дня уже вели бои под Есауловкой…».

Герои­-освободители. В тяжелейших сражениях сокрушали они вражью силу. За образцовое выполнение боевых заданий и проявленную при этом отвагу 208 участников краснодонской операции были награждены орденами и медалями. За взятие города Краснодона Герой Советского Союза, генерал-­лейтенант Е.Г.Пушкин, командир 23-­го танкового корпуса, объявил благодарность всему личному составу.

Марина Подобная, музей «Молодая гвардия»

***

Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».