Краснодарка – поселок, где все еще живут люди
Мы часто пишем о достижениях и проблемах населенных пунктов Краснодонского района, о людях, проживающих в них, и их увлечениях. В этот раз корреспонденты «Твоего города» отправились в поселок Краснодарка по приглашению местной жительницы Людмилы Петровны.
Людмила предложила приехать в Краснодарку и на месте посмотреть, как здесь живут люди. Только сразу предупредила, что автобус ходит редко. А точнее, один раз в неделю, и то не всегда. Мы решили ехать на редакционном автомобиле, чтобы не зависеть от общественного транспорта.
Проблем – вагон и маленькая тележка
До Власовки мы добрались быстро. Потом проехали Нижнюю Герасимовку. А дальше дорога закончилась. На пути были огромные ямы, остатки асфальтной крошки, кочки. От нашей езды пыль стояла столбом. Ради интереса я посматривала на спидометр: стрелка не поднималась выше 20 км/ч. Мы не ехали, а медленно ползли. Водитель терпеливо объезжал ямы и успокаивал меня, что скоро будем на месте.
Людмила Петровна встретила нас у обочины дороги и повела к зданию детского сада и одновременно школы. Сейчас это центр жизни всего поселка. Вот родители забирают детишек и идут по домам. Среди выходящих пять школьников.
Огонь не щадит ничего
– Да у нас школьников практически и не осталось, – сказала женщина. – В первый класс в этом году всего один ученик пришел. Если посчитать, то на весь поселок, может, несколько десятков ребятишек наберется. Большая их часть в российских школах учится. Туда дети идут пешком через пункт пропуска, а дальше автобус их встречает и развозит по учебным заведениям. Хотя раньше учеников было очень много.
Да и правда, раньше в поселке была большая двухэтажная школа, по словам местных жителей, в былые времена там училось много детей. Были классы по 40 и более человек. Несколько лет назад школа пострадала от серьезного пожара. В огне сгорело не только учебное заведение, но и несколько домов. Их остатки так и стоят на улицах, наводя уныние и тоску. Восстанавливать их некому и не на что. Некоторые погорельцы бросили сгоревшее жилье и выехали из Краснодарки.
Раз, два и обчелся
Сейчас в Краснодарке проживает всего 350 человек. Для сравнения: столько людей живет в стандартном краснодонском пятиподъездном доме в девять этажей. Но так было не всегда. В «нулевые» в Краснодарке жили 700 человек, а в 80е годы тут кипела жизнь. Почти 3000 человек трудились и жили в этом населенном пункте. Работали шахты, социальные объекты: большая школа, детский сад, амбулатория, много магазинов, стадион. Из райцентра сюда регулярно ходили автобусы.
В настоящее время ситуация нерадостная. От стадиона осталась лишь ровная площадка. Вместо массивного забора – остатки бетонных конструкций.
Эх, дороги…
Но самая большая беда – дорога, которая ведет от Нижней Герасимовки до Краснодарки. Ее не ремонтировали уже много лет.
По остаткам асфальта отказываются ездить перевозчики. По этой причине в поселок почти два месяца не заходил ни один автобус. Люди не могли выехать за нужными товарами, лекарствами в Краснодон. Приходилось заказывать такси. Проезд в одну строну выходил до тысячи рублей. Да и мало кто из таксистов соглашался ехать сюда и портить свой автомобиль. Даже экстренные службы нужно ждать около двух часов:
– Не поверите, но как-то я вызывала «скорую помощь» – машину ждали почти два часа. Дело даже не в нехватке транспорта. Карета «скорой помощи» при всем своем желании по ямам и ухабам не сможет быстро к нам добраться, – невесело продолжила свой рассказ местная жительница.
От асфальтированной дороги остались одни воспоминания
Небольшой ФАП работает по графику. И только в будние дни. Там трудится один фельдшер, но он свою работу выполняет, старается помочь каждому обратившемуся. Однако за серьезным лечением или редкими лекарствами жителям приходится выбираться в город.
Раз в неделю, в пятницу утром, автобус отвозит людей в город, в обед везет обратно.
– Даже с хлебом у нас проблема. Луганский и Краснодонский к нам не возят. Водители не хотят сюда ехать. Есть только Ровеньковский. И тот не каждый день привозят. А вся беда – в дороге, – продолжают рассказ женщины, ожидающие своей очереди на получение пенсии.
– Почту нашу закрыли, а ведь это важное социальное учреждение. Жители приходили туда получать положенные выплаты, оплачивать коммунальные платежи, покупать газеты и журналы, – рассказала Людмила Петровна.
Пока в назначенный день в населенный пункт почтальон приезжает на машине и выдает пенсию жителям сначала на одном конце поселка, потом на другом.
И если в теплое время года такой вариант приемлем, то с приходом холодов нужно будет придумывать другие способы выдачи денег.
У меня возник справедливый вопрос, почему закрыли почту, неужели нет для него подходящего помещения? Оказывается, помещение есть, но работать некому. Прежняя почтальон ушла на пенсию, а молодая девушка, которая стажировалась, не захотела работать за небольшую зарплату.
Так что почтовое отделение есть, его услуги востребованы, а работать некому.
Край земли
После разговора с местными жителями мы еще долго ездили по улицам. Рассматривали окружающий пейзаж и фотографировали последствия прошлогоднего пожара. В огне пострадали автомобили. Их каркасы так и остались лежать во дворах.
После пожара от домов остались лишь стены
Наши провожатые показали и местный пункт пропуска. Его еще называют «Дорогой жизни». Через него жители ходят в РФ по своим делам: дети – на учебу, взрослые – на работу.
Когда мы подъехали к КПП, там стояло несколько машин. Они появляются утром, а вечером возвращаются хозяева и едут в свои дворы. И так повторяется каждый день.
«Помогите решить проблему!»
Корреспонденты местных СМИ бывали здесь уже не раз. Вопрос с ремонтом дороги поднимался неоднократно. Даже были обещания, что к 2021 году ситуация изменится.
До конца года осталось всего три месяца. Понятно, что за такой короткий срок дорогу вряд ли отремонтируют. Понимают этот и местные жители. Они даже придумали временный вариант решения проблемы: вместо асфальта дорогу можно засыпать отсевом. Под воздействием солнца и дождя он утрамбуется. И ездить можно будет не только на внедорожниках, но и на обычных легковых машинах.
Поездка в Краснодарку оставила глубокий след в душе. Мы можем сесть в автобус не раз в неделю, а выбрать нужный рейс и ехать тогда, когда нам это необходимо. Можем пойти в магазин не строго до 17 часов. Купить кефир или сахар даже в 10 вечера. Да и сортов хлеба в наших торговых точках уж точно не два. Он всегда свежий. А учеников в городских школах с избытком. Иногда даже приходится делить класс на группы, чтобы дети могли разместиться в кабинете с учетом существующих требований.
Так что все познается в сравнении….
Ирина Светличная
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».