«Главное, что я живой. Прорвемся!»
Дети с ограниченными возможностями не такие, как все, но они также умеют великолепно рисовать, петь, заниматься спортом, ловить рыбу и вести вполне активный образ жизни. Главная заслуга в этом – поддержка родных и близких. Три года назад Свердловск облетела страшная новость, что двое шестиклассников пострадали от поражения электрическим током. Один из ребят – Кирилл Фесенко – погиб, а второй – Леонид Тимченко – лишился руки. О том, как сложилась жизнь подростка, который чудом остался жив, нам рассказала его мама Татьяна.
В тот день ничего не предвещало беды
– В этом году, 21 сентября, исполнилось три года с того момента, когда страшная трагедия коснулась нашей семьи, – говорит Татьяна. – Когда с Леней произошел несчастный случай, ему было всего 12 лет. Я очень хорошо помню тот злополучный день.
Сын с другом Кириллом пришли со школы. Я их покормила, мы вместе попили чаю, поболтали о том, как у ребят прошел день, какие оценки получили. А потом они решили пойти погулять. «Мам, не волнуйся, мы будем на площадке. Это возле детской больницы». Если бы я только знала тогда, чем обернется эта прогулка…
Как только мальчишки ушли, я убрала за ними посуду и начала заниматься домашними делами. Буквально через 30-40 минут слышу, как кто-то стучит в дверь. Я была уверена, что это Ленины товарищи. Однако когда открыла дверь, была в замешательстве, ведь на пороге стояли сотрудники полиции. «Леонид – ваш сын?», –спросил мужчина в форме. «Мой», – протяжно и еле слышно пробормотала я. Выяснилось, что моего мальчика и его друга забрали в реанимацию. Поверить в это было непросто. Первые секунды я отказывалась принимать такую новость. До последнего не верила, что это может быть правдой.
Не переодеваясь, я помчала в больницу. В тот момент мне казалось, что я бежала туда целую вечность, хотя даже пешком пройти недалеко. Я молила Бога о том, чтобы все это было ошибкой.
Когда я прибежала в больницу, под реанимацией сидели родители Кирилла. Спустя какое-то время, к нам вышел доктор, рассказал о состоянии наших ребят. Леня все время был в сознании, Кирилл нет. Уже наутро следующего дня нас направили в Луганский ожоговый центр, где мы находились до Нового года.
Мы звали на помощь
О том, как произошел несчастный случай, мне сын рассказал на следующий день. Как выяснилось, ребята шли на площадку мимо высоковольтного металлического столба, который напоминает массивную железную паутину, а рядом с конструкцией было маленькое озерце. Кирилл шел впереди, а Леня отставал. Как слышит, друг ему кричит: «Ленька, давай телефон, тут черепашки лазят, сейчас селфи сделаем». Сын подал ему телефон, товарищ только включил его, и все...
Леня говорит, что Кирилл стал дымить, как факел. Ну, он не растерялся и полез спасать друга. Ни о чем не думая, он по-пытался помочь ему слезть. Однако Кирилл от удара током упал на землю, а Леня зацепился на металлическом высоковольтном столбе. В этот момент по телу моего сына тоже прошла электрическая дуга, из-за чего слезть со столба он не смог: настолько сильно была поражена рука, она словно прилипла к металлу.
Вдруг увидели, что мимо идет мужчина. Леня стал просить его о помощи. Потому, что сам слезть не мог, а друг и вовсе был без сознания, лежал в камышах, продолжая дымиться.
Мужчина оказался очень непорядочным человеком: он не только не помог детям, а еще и украл телефон, который валялся рядом с ребенком, при этом пообещав, что к ним сейчас приедет помощь. К счастью, все это увидела женщина, которая тут же сообщила об этом в больницу. Несмотря на то, что все происходило в больничном дворе, время шло. Леня сорвался со столба и упал, ударившись головой о камень. Так, кроме ожога, он получил сильное сотрясение головного мозга.
В больнице мне объяснили, что последствия травмы очень серьезные. Чтобы не допустить гангрены, пораженные участки руки нужно удалять. Я согласилась, дала разрешение на полную ампутацию.
Прежде чем сделать операцию по пересадке кожи, Лене организовали дорогое обследование, проверили степень чувствительности руки. Если в Свердловске говорили, что нужна полная ампутация, то в Луганске после обследования на консилиуме было принято решение отнять руку до локтя.
Кроме руки, у Лени выгорела вся правая сторона. Чтобы хоть как-то зажили раны, приходилось пересаживать кожу с других частей тела. В общей сложности было сделано 25 операций. Он был весь перемотан, в аорту был вставлен катетер, мой мальчик шевелился. Все это время, несколько месяцев, я носила его на руках. Раны заживали очень долго, постоянно сочились. Лене кололи обезболивающее, чтобы хоть как-то облегчить мучение. Мне как маме было невыносимо смотреть на то, как мой ребенок страдает. Но показать слабость я не могла. Ведь сыну нужна была моя поддержка, как никогда раньше.
Мы много разговаривали, вспоминали наши семейные поездки на рыбалку, на природу, строили планы на будущее, говорили о школе, – в общем, обо всем, чем только можно отвлечь двенадцатилетнего ребенка.
Но хочу сказать, что меня сын поддержал, наверное, больше, чем я его. Когда становилось невыносимо больно, и нельзя было сдержать слез, он говорил: «Мама, все будет хорошо, главное, что я живой! Прорвемся!». Его слова придавали мне сил и уверенности в завтрашнем дне. Несмотря на его годы, я чувствовала настоящую мужскую поддержку.
Ближе к выписке доктора рекомендовали начинать расхаживаться. Первое время это давалось с большим трудом, потому что мышцы от обездвиживания были практически атрофированы. Но постепенно, день за днем, мы добивались успеха. Спустя какое-то время, Ленька уже бегал.
Реабилитация была сложной
В больнице мы находились под наблюдением профессиональных врачей. В любой момент ты можешь обратиться за помощью, чувствуешь их поддержку. Дома все иначе. Груз ответственности ложится на родителей, где рядом никого нет.
Мы долго ходили на массаж в детскую больницу. Нам очень помогла замечательный доктор Надежда Владимировна. Она ежедневно делала с Леней зарядку, чтобы оставшаяся часть руки была подвижной.
Для восстановления нужно было разрабатывать конечность. Чтобы делать это правильно, мы ездили на консультацию в Киевский институт травматологии и ортопедии. Светилы медицины нам дали рекомендации увлажнять сгиб руки: либо кремом, либо мокрой тканью, а также на сгиб на ночь прикреплять маленькую бутылочку с водой, как грузик. Мы так и стали делать. Сначала маленькую бутылку, затем литровую, так в течение года и дошли до полуторалитровой. В итоге рука стала свободно разгибаться.
Спортивные достижения
Леня – очень активный мальчик. Я переживала, что, несмотря на восстановление подвижности сустава, он не сможет вести прежний образ жизни. Но вопреки всему, он заново научился плавать, ездить на велосипеде, и даже писать левой рукой.
Никогда не забуду момент, когда после всего этого кошмара мы первый раз поехали на Дон. Зашли все вместе в воду, мы с мужем стояли с замиранием сердца, не знали, как Леня себя поведет в воде. К большому удивлению, он нырнул и поплыл, как ни в чем не бывало. Как будто у него две полноценные руки. В тот момент меня переполняли эмоции, слезы сами покатились из глаз. Даже муж растрогался. Мы были безумно рады тому, что несмотря ни на что, сын возвращается к привычному образу жизни.
Раньше Леня гонял на велосипеде, где скорости и тормоз расположены на руле. Теперь, с одной рукой, выполнить определенные функции стало просто невозможно. В итоге дорогой велосипед пришлось заменить на обычный - с ножным тормозом и без каких-либо заморочек. Для безопасности нужно держаться двумя руками, чего Леня априори сделать не может. Со временем научился ездить. Конечно, не так, как раньше, но для нас и это большое достижение.
Во время реабилитации учебу никто не отменял. С устными уроками было проще, а вот когда столкнулись с письменными предметами, пришлось учиться писать левой рукой. Нам в этом плане немного повезло, ведь раньше Леня часто экспериментировал и пробовал писать обеими руками. Но мы никогда не думали, что нам это пригодится. Первые буквы были, конечно же, корявые, и времени на письмо уходило гораздо больше, чем обычно. Но усидчивость и напористость победили: Леня, как говорится, «выписался». В школе пошли нам навстречу. Директор, классный руководитель и преподаватели не нагружали домашними заданиями. Хвосты за полгода мы сдавали дистанционно.
В свободное от учебы время сынок любил ездить с папой на рыбалку. Это, можно сказать, их хобби. К сожалению, несчастный случай с сыном сильно подкосил здоровье супруга. Из-за перенесенного стресса, у него появились проблемы с сердцем. Поэтому в последнее время совсем не до рыбалки. Хотя Ленька ходит. Говорит, что с удочкой отдыхает. Мальчишке всего 15 лет, но любовь к тихой охоте у него от отца.
Руку сыну не вернешь, поэтому планируем поставить протез. К сожалению, пока это невозможно. Потому что, как объясняют врачи, организм еще растет, нужно подождать еще несколько лет. Раз так уж сложилась судьба, выбора другого нет. Хочется импортный протез, который максимально напоминает настоящую конечность человека. Ждем, пока в больнице нам дадут добро.
Мечтал быть военным
До несчастного случая сын мечтал быть военным. С раннего детства говорил, что будет служить в армии. Сейчас он ученик 9 класса, время подумать о выборе будущей профессии. С информатикой он на «ты», поэтому если все получится, то будем пробовать поступать на программиста.
Друзья всегда рядом!
Большую моральную поддержку нам оказали друзья, учителя, одноклассники, да что там говорить - даже родители ребят. Когда у Лени был День рождения, к нам в больницу приехали ребята из класса вместе с родителями. Такого точно никто не ожидал. Сыночек тогда был совсем тяжелый, не вставал. Но когда он их увидел, впервые расплакался. Для нас это было, как глоток свежего воздуха. В тот момент поняли, что мы не одни, и рядом есть люди, которые готовы протянуть руку помощи.
Все друзья поддерживали, называли его героем. Хотя на самом деле я так не считаю. Говорила и говорю, что был бы героем, если бы другу не позволил залезть и не давал бы телефон для селфи.
Хочу выразить огромную благодарность врачу травматологу Андрею Владимировичу Матлаеву, врачу массажисту детской больницы Надежде Алексеевне Остерман, педагогическому коллективу СШ №9, детям, их родителям, которые в тяжелое время нас поддержали. Храни вас Бог!
Ольга Рудакова
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».