Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Свердловский батюшка Виталий Стец: «У священника дом «стеклянный»

Свердловск
20.01.2021  15:46
51

Прошел ровно месяц, как в Должанской церкви появился новый батюшка. С 17 декабря Виталий Стец пока исполняет обязанности настоятеля Свято-Николо-Владимирского собора. К сожалению, его назначение приняли не все прихожане, ссылаясь на то, что о новом пастыре они ничего не знают. Корреспондент «ТГ» решила поближе познакомиться с прибывшим священником, пригласив отца Виталия в редакцию


- Первое мое знакомство с прихожанами произошло через два дня после назначения исполняющим обязанности, когда я служил литургию в храме Агапита Печерского, – говорит отец Виталий. - Выступив перед прихожанами с проповедью, по их просьбе рассказал о себе.

- Поведайте об этом и нашим читателям.

- Мне 32 года. Родился в Закарпатье в семье обычного сезонного рабочего и домохозяйки. Через год после окончания школы поступил в Киевскую духовную семинарию, и продолжил обучение в академии. На втором курсе познакомился с правящим Владыкой Пантелеимоном, который на тот момент там трудился. С ним мы пересекались только на кухне, во время трапезы, после чего я часто подходил к архиерею на благословение. Вскоре он поинтересовался, кто я, откуда, в общем – что я из себя представляю, а через некоторое время попросил помочь в некоторых делах, и вскоре пригласил к себе трудиться. Кроме учебы, студенты несут послушание, то есть выполняют дополнительные работы. Кто-то работает на кухне, кто-то убирает корпуса, а я был дежурным в митрополии, в синодальном отделе (по государственным меркам – это как кабинет министров). Вскоре стал трудиться в издательском отделе того же корпуса.

Далее земные обстоятельства сложились так, что Пантелеимона назначили на кафедру в Северодонецк, и так как я уже помогал архиерею, то поехал с ним. Так я попал в Восточный регион. В 2014 году был рукоположен в дьяконы, через год - в священники, сейчас нахожусь в сане иерея. До этого я служил на приходе в кафедральном соборе, и часто ездил с архиереем, поэтому нередко бывал в Свердловске, а вот теперь я житель этого города. Я, конечно же, не мог предположить, что окажусь так далеко от дома, но и не исключал этого. Я стремлюсь жить попроще, и обязательно с Богом в душе. То есть, если будешь соблюдать заповеди Господни, то жить будет комфортно везде.

При встрече с человеком пытаюсь не делать предварительных выводов, чтобы напрасно не настраивать себя на плохое либо хорошее. Зачем мне судить, если главный судия - Господь.

Я стараюсь благодарить Бога за то, что имею. Мог бы иметь больше, но часто задаю себе вопрос: «А заслуживаю ли я?».

- Как Вы пришли к Богу?

- На Закарпатье все люди позиционируют себя как верующие. Мои родители тоже ходили в храм, а вот бабушку попросили его открывать, и «бить в колокол», то есть приходить туда первой. Вскоре я стал ей помогать. Хочу сказать, что в селе эти инструменты немудрёные – так что приходилось бить молоточком по висящей металлической трубе.

Женился я в 2014 году, у нас двое сыновей - 5 лет и полгода. Супруга моя из воцерковленной семьи, так что всегда понимала, что у священника дом «стеклянный», и придется жить на виду. Причем, достоинства воспринимаются как норма, а на недостатки все сразу указывают пальцем. Поэтому не мечтала о таком муже, но Господь так распорядился, что наши судьбы слились вместе, в итоге она стала женой будущего священника, и смиренно несет свой крест.

С вопросом, быть ли мне священником, я определился примерно в шестом классе, до этого хотел работать телемастером (смеется). Примерно в том же возрасте стал задумываться о смысле жизни, и для себя устанавливать причинно-следственную связь, чтобы понимать, что мне нужно, а что нет. Вскоре и друзей стал выбирать, соответствующих моему духовному мировоззрению.

- Какие задачи на сегодняшний день для Вас являются первостепенными?

- Мне очень больно видеть, что Должанский приход разделяется. Я намерен все вернуть в привычное русло, чтобы люди вспоминали, что мы едины - потому что все дети Божьи. Выполнять Его заповеди мы должны в первую очередь для себя, ведь Бог и так видит наши сердца. Мы себе доказываем, что желаем быть с Богом. Моя первоочередная задача - объединить паству, я пытаюсь донести до людей, что пришел не разрушить или изменить, а продолжить, и делать все, чтобы они не разбегались, а приходили в храм.

- Какие конкретные действия для этого Вы намерены предпринять?

- Тут нужно говорить с каждым отдельно. Потому, что у любого недовольного человека есть вопросы, на которые он не находит ответов, и на этой почве возникают предубеждения. От этого все конфликты, но есть одно общее правило, по которому реально все изменить. Это смирение и раскаяние. Довольно часто в жизни обстоятельства складываются не так, как «я хочу», ведь на все воля Божия, и ее нужно выполнять. Не могут быть благая цель и плохие намерения. К примеру, я не могу украсть, чтобы раздать нищим – это не угодно Богу. Я не могу соврать для того, чтобы оправдаться, или чтобы не обидеть человека. Мы не должны бояться людей, а должны бояться Бога. Когда человек принимает его волю, в его душе возникает меньше конфликтов. Когда после первой проповеди прихожане обратились ко мне с просьбой рассказать о себе, я не ушел от ответа, потому что готов к открытому диалогу – могу выслушать как претензии, так и конкретные предложения. Людям хочу сказать, что порой волк не такой страшный, как его рисуют. Потому что мы в первую очередь рисуем его у себя в голове, причем, не жалея фантазии, пострашнее. А если бы нарисовали хорошего и доброго, как в мультике про Капитошку, так, гляди, и в лес идти не страшно было бы.

- Как прошли первые богослужения?

- Когда 19 декабря я служил литургию в Свято-Николо-Владимирском соборе, прихожан было довольно-таки прилично. Однако количество людей в церкви в рабочем регионе чаще всего зависит от того, будний это день или выходной. Мое первое служение совпало с праздником святителя Николая и субботним днем. Но мы должны понимать, что люди пришли не в театр, и был ли я там, или меня не было – не должно играть никакой роли. Они пришли не ко мне, а к Богу.

- Для многих прихожан почивший отец Владимир считается эталоном священства. Что Вы почерпнули из его деятельности?

- У старшего священника всегда есть чему учиться, ведь у него более сложная жизнь, потому что ему пришлось пройти через многие переломные моменты. Жизненный опыт почившего отца Владимира колоссальный, и вызывает особое уважение. Воздвигнуть на месте старенького домика собор, учебное заведение, облагородить территорию, возвести еще один храм, не считая тех, что помогал восстанавливать – это великая заслуга. Я был с ним знаком, не единожды мы встречались, беседовали, и испытываю к нему сыновьи чувства.

Для того, чтобы настали перемены, нужно менять себя в сердце, если этого от нас будет требовать церковь, имеется в виду как народ, а не как здание, тогда мы будем что-то менять. Так что я намерен действовать по обстоятельствам, но всегда оглядываясь на опыт почившего священника. Принимая решение в тех вопросах, которые не видел, как решались ранее, я часто спрашиваю своих коллег: «А как было при отце Владимире?». Сейчас менять ничего не будем, но и останавливаться на достигнутом я не намерен. Ведь стоять на месте - равносильно, что катиться назад, потому что весь мир движется вперед. Но все нужно стараться делать, согласно законам и правилам.

- Встречались ли Вам люди высокой духовности, которые стали для Вас особым ориентиром?

- Все воспринимается по мере взросления. К примеру, в детстве друг, который уже знает таблицу умножения – для тебя эталон. Кто-то в духовной семинарии на экзамене рассказывает структуру церкви, и ты удивляешься, как быстро он выучил, и перенимаешь его опыт. Во время обучения в Киево-Печерской лавре я общался со многими старцами, жизнь каждого можно считать примером.

Однако колыбелью духовных устоев для каждого является его семья. И нередко простые житейские советы звучат не менее мудро. Когда я женился, отец дал мне такое наставление: если с супругой возникнут разногласия, то вечер у вас для того, чтобы к утру было все хорошо. То есть с обидой никогда нельзя ложиться спать, ведь проблемы, которые тянутся со вчерашнего дня, с каждым днем становятся больнее и тяжелее. Так что мириться нужно с вечера. Это правило касается не только супружества.

- В коллективах всегда есть инициативная группа. Сформировался ли у вас основной костяк прихожан?

- Об этом, я думаю, еще рано говорить, потому что я пока исполняющий обязанности, и это не звучит как «глава». Это всего лишь предположение. А костяк духовенства остался тот, который был при отце Владимире. Мы не строим новый фундамент, мы пришли, чтобы продолжить его дело.

Что касается прихода, то люди как жили, так и будут продолжать, вопрос – как они относятся к своей жизни, к тем вещам, которые их окружают. Богу не обязательны ваши «миллионы», Ему обязательно наше отношение к ним. Задача священника - дать людям то, зачем они приходят в церковь. Передать божественную благодать, потому что между высоковольтной линией и лампочкой есть провода и трансформатор, без них лампочка сгорит. Так и священник должен быть проводником.

Я еще не влился в график служб, потому что еще завишу от других структур, так что мои коллеги пока несут послушание без меня. Я занимаюсь переоформлением документов. В общем, есть ряд юридических вопросов, которые нужно решить в срочном порядке, ведь мы живем в государстве, и «Кесарю кесарево» нужно все равно отдавать. Параллельно решать эти вопросы и проводить службы не получится чисто технически. Потому, что службу допустимо прервать только в определенных местах. К примеру, евхаристический канон нужно читать до конца, даже если в храме вспыхнет пожар, или меня расстреливать будут!

Пока беготни очень много, но я на приходе уже успел отпеть человека, – батюшки были сильно загружены, а у меня появилось «окошко».

- Вы сами молоды, является ли приоритетом налаживание контакта с молодежью?

- Для меня возраст не имеет значения. Однако взрослый человек - это уже сформировавшаяся личность, и вопросы у него более организованные. То есть он задал вопрос – получил ответ. Ему надо поставить конечную точку, и он к ней придет. Для молодых нужно объяснять еще правила «дорожного движения» - сверни направо, остановись перед светофором. Все это надо растолковать, а порой просто схватить на шкирку, чтобы не попал под скоростной поезд.

Конечно же, хочется, чтобы молодежь присутствовала и в храмах, и в воскресных школах, потому что мы понимаем: человек, который не задается вопросом о Боге с молодости, он не знает духовных законов. Не хочется, чтобы он обжегся, и уже опаленный пришел в церковь. То есть нужно работать над профилактикой.

Священник должен привести человека к Богу в любом возрасте и любом состоянии. Окрестить - это как дать билет на поезд, но батюшка должен стать ему проводником. То есть организовать здоровые отношения между человеком и Богом, я считаю – это главное в служении священника.

Неонилла Алексеева

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».