Кто поможет выжить троллейбусникам Краснодона?
В редакцию «ТГ» пришло письмо читателя: «Хотелось бы рассказать, в каких условиях вынуждены трудиться работники Краснодонского троллейбусного управления. Они в прямом смысле слова ужасные. Особенно тяжело, когда идет дождь. За зиму вообще и говорить не приходится. Кондукторы целый день на ногах. Салоны многих машин не отапливаются. Не лучше ситуация обстоит с ремонтными помещениями. Зимой там тоже не тепло. Летом – изнуряющая жара. Но даже не в этом главная проблема. Все дело в том, что работникам троллейбусного управления еще не выплатили зарплату за март месяц. Даже болеть долго им нельзя. Предприятие оплачивает больничные листы всего за пять дней. Отпускные можно получить лишь через два-три месяца после отпуска. Как в такой ситуации выжить? Ведь половина жителей Краснодонского района пользуется правом бесплатного проезда в городском электротранспорте, а другая половина платит за проезд лишь 50%. Здесь остаются работать лишь те, кому некуда деваться: работники предпенсионного возраста да преданные профессии специалисты. Молодежь к нам не заманишь. Никто не желает идти трудиться с такой зарплатой»
«ТГ» не могли остаться в стороне и за комментариями обратились к начальнику КТАУ (Краснодонское троллейбусное автотранспортное управление) Александру Харченко. Он подтвердил, что уже долгое время предприятие существует в таких условиях. Все дело в том, что троллейбусное управление – коммунальное предприятие, которое работает на хозрасчете. Из бюджета города на него не выделяются средства.
Работаем, несмотря ни на что
Раньше предприятие получало субвенции в размере до 2 млн грн. в год (при расчетной в 10 млн грн. в год). Существовала система взаиморасчетов за потребленную электроэнергию. Была возможность проводить капитальные ремонты одного-двух троллейбусов в год.
Ситуация ухудшилась в 2008 году. Тогда в городе появилось много частных автобусных маршрутов. Субвенция, получаемая за перевозку льготников, перераспределилась не в нашу пользу. Люди стали меньше пользоваться электротранспортом. Заметно упала выручка. В результате чего начала накапливаться задолженность перед Пенсионным Фондом.
В 2013 году ситуация дошла до критической точки. К февралю 2014 года долг КТАУ перед работниками составлял почти 2 млн грн. Люди вынуждены были выйти на забастовку. К счастью, большую часть долга (1 млн грн.) помог выплатить город. Оставалось около 800 тыс. грн. Но тут начались события 2014 года. Предприятие выживало, как могло. Зимой 2015 стала поступать помощь в виде запчастей и других необходимых материалов из РФ. Так продолжалось до 2018 года. Потом поставки прекратились.
Если бы предприятие работало в полную силу, то в месяц весь существующий парк мог бы перевозить около 1 млн пассажиров. А сейчас перевозит 120-130 тыс. человек. Не стоит забывать, что троллейбусное управление сохранило бесплатный проезд для 12 категорий населения.
Помимо них, льготой пользуются пенсионеры, чья пенсия не превышает 4800 руб. До эпидемии коронавируса владельцы соцкарт также могли пользоваться скидкой на оплату проезда (50%) и ездить три раза в неделю (понедельник, среда, суббота) по сниженной цене. Сейчас проезда по соцкарте нет.
Тем временем
Несмотря на ряд проблем, предприятие работает и занимается своей непосредственной задачей – перевозит пассажиров. Ежедневно на линию выходят три троллейбуса на первый маршрут и пять – на четвертый. График электротранспорта соблюдается с точностью до минуты. Единичка ходит каждые 30 минут. Четверка – каждые 12-15 минут. Казалось бы, все хорошо. Но ...
Городские автобусы отправляются непосредственно перед отправлением троллейбусов. Пассажиры спешат в тот транспорт, который раньше подходит. В такой ситуации троллейбусы отъезжают полупустыми. Часто можно наблюдать, что в салоне едут лишь 10-20 человек. Хотя могли бы вместиться 100-120, в то время как автобусы отправляются забитыми под завязку. То есть, никакой транспортной логистики не соблюдается.
Есть направления, по которым работает сразу несколько перевозчиков. К примеру, Молодогвардейск. С самого утра там ходят несколько автобусов: 113, 114, 115, 116, 118.
В Суходольске утром такая же история. Ходят рейсы: 123, 124, 126, 127. Зато вечером после пяти часов уехать сложно. А есть удаленные поселки, куда едет всего один автобус с интервалом в час-два. Маршрут многих из них заканчивается в Первомайке. Там транспорт отстаивается. Водители отдыхают. В результате на кольце скапливается много автобусов, засоряется прилегающая территория. Троллейбусы не могут свободно подъехать к разворотному кольцу. Да и убирать за частниками приходится троллейбусникам.
Работники КТАУ неоднократно обращались в транспортный отдел с жалобами на недобросовестных перевозчиков. Даже предъявляли письменную фиксацию нарушений, которые те допускают: самовольно меняют трафареты с маршрутами, изменяют время отправления. Троллейбусникам обещали помочь и изменить расписание городского транспорта. В позапрошлом году даже проводили социальный эксперимент, в ходе которого на линию на два дня не вышли многие автобусы. Вся нагрузка по перевозке людей легла на троллейбусы. Они с этим справились. По итогам мероприятия выручка у КТАУ выросла почти в два раза.
Эксперимент наглядно показал, что если бы предприятие работало в полную силу, финансовая ситуация позволила бы оставаться на плаву. Однако у администрации города есть опасения, что в случае остановки троллейбусов по каким-либо причинам (гололед, отсутствие электроэнергии) в городе может наступить транспортный коллапс.
Кадры решают все
В нынешних условиях штат КТАУ составляет 105 человек. Без преувеличения можно сказать, что все они – профессионалы своего дела. О каждом можно говорить лишь с положительной стороны. С раннего утра и до позднего вечера все выходят на работу. Жителям отдаленных поселков приходится сложнее всего. Автобусы оттуда отправляются в 7-8 утра. А быть на работе нужно к шести. Приходится до Краснодона добираться пешком, проситься в проезжающий транспорт либо кооперироваться с соседями и вызывать такси. Это все очень затратно.
Если бы зарплату платили вовремя и в полном объеме, в троллейбусное управление шли бы новые кадры. Когда произошло повышение минимальной зарплаты в 2019 году и в январе 2020 года, руководство думало, что это станет стимулом для работников. Ведь с учетом коэффициентов зарплата водителя троллейбуса составляет 13-18 тыс. руб. Кондуктора – 9 тыс. руб. и выше. Слесари за свой труд тоже должны получать 10 тыс. руб. и выше. Из-за задержки зарплаты каждый месяц из управления увольняются специалисты. К примеру, только в этом месяце ушло несколько водителей.
В настоящее время единственный источник прибыли – плата от пассажиров за проезд
Помимо фонда заработной платы, нужны денежные средства на ремонт транспорта. По словам краснодонских троллейбусников, несмотря на существующие сложности, они соблюдают все графики технического обслуживания (ежедневное обслуживание, ТО1,ТО2, средний ремонт). В результате чего на линию троллейбусы выходят технически исправными.
Работники предприятия надеются, что транспортные проблемы в городе будут решены, перевозчикам удастся договориться между собой и разработать маршруты с таким учетом, чтобы не мешать друг другу и не создавать проблем. Только при таких условиях городской и электротранспорт смогут сосуществовать и приносить пользу жителям.
Олеся Галченко
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».