Ветераны мотокросса, или «Бабушки на метле»
Мотогонки по пересеченной местности — удел сильных, смелых и выносливых молодых парней. Сегодня трудно себе представить молодую девушку в грубом комбинезоне, кирзовых сапогах с каской на голове, да еще за рулем гоночного мотоцикла. А я знал команду краснодонских мотогонщиков середины 50-х годов, в составе которой было несколько молодых девушек. Болельщики в шутку их называли «бабушками на метле»
Хочу рассказать о Жанне Цыганенко, чье имя полвека назад было на устах многих любителей мотоспорта не только Краснодона, но и многих городов, где проходили соревнования по мотокроссу.
Атмосфера мотокросса
Старожилы наверняка помнят как 55 лет назад, перед Днем шахтера в конце августа 1957 года, в Краснодоне впервые проводились соревнования по мотокроссу, посвященного памяти героев «Молодой гвардии». В них принимала участие уже опытная, закаленная команда мотогонщиков нашего города. Мотокросс тогда вызывал среди краснодонцев огромный интерес и собирал в Климовской балке по несколько тысяч горожан. Соревнованиям предшествовали большие плакаты с призывом к болельщикам принять активное участие в проводимых мероприятиях. Яркие красочные объявления с программой соревнований расклеивались по всему городу на столбах, заборах, стендах или просто на стенах жилых домов.
Казалось, вся атмосфера города пропитана праздником мотокросса. С утра на площади, перед памятником героям «Молодой гвардии» застыла шеренга участников соревнования из многих уголков бывшего Союза. Заглушены моторы мотоциклов. Звучал гимн СССР. Право поднять флаг соревнований предоставлялся Заслуженному мастеру спорта и молодому спортсмену школьнику — отличнику учебы.
С напутственным словом выступали родители молодогвардейцев, руководители города. Затем у микрофона капитан команды обещал порадовать присутствующих и болельщиков самыми высокими спортивными достижениями. Через два часа за городом, в Климовской балке будет дан старт соревнованиям; команду-победительницу ждал переходящий приз музея «Молодая гвардия». Самое активное участие в подготовке и организации соревнований принимали городской Совет, горком партии, горком комсомола, работники музея.
Вперед, за победой!
С раннего утра в сторону балки уже тянулись вереницы и группки краснодонцев, а также гостей города. Мы вместе с друзьями приходили задолго до начала гонок, чтобы занять самые выгодные места – там, где и трассу видно хорошо, и ведущего, объявляющего участников заездов, отчетливо слышно. Уже к началу мероприятия все склоны балки были «оккупированы» расположившимися на них зрителями, предвкушающими предстоящее зрелище. Радостного настроения всем любителям спортивного праздника добавляла и погода: она дарила погожие солнечные деньки. И вот, наше ожидание закончилось — дан старт соревнованиям.
Постепенно, от заезда к заезду напряжение и зрелищность гонок возрастали: все более опасными становились прыжки, преодоление препятствий и прохождение поворотов мотогонщиками. Группы мальчишек нетерпеливо перебегали от одного участка трассы к другому. Среди желающих посмотреть на экстремальное зрелище были и «матерые» любители мотокросса, и молодые поклонники гонок. На соревнованиях было много детворы, с восхищением смотревших на головокружительные трюки и прыжки мастеров мотоспорта. У каждого из нас были свои кумиры: Медков, Насонов, Фролов, Ченский, Ишков.
Особенно, нас, ребят, восхищали и покоряли заезды спортсменок — девушек. Наверное, все мальчишки были влюблены в Жанну Цыганенко и Надю Коржову. То, что делали на трассе эти девчата, было не под силу даже мужчинам. Решительность, отвага, разумный риск и высокое спортивное мастерство поражали наше воображение. Каждый заезд девушек на мотоциклах для нас был маленьким праздником. Были слышны ободряющие крики болельщиков всякий раз, когда они проносились мимо нас, и затихали только между заездами, чтобы возобновиться в следующих…
Гонки за лидером на велосипедах
Тогда казалось, что весь город пропитан атмосферой мотогонок: люди делились на тех, кто там уже был, и тех, кто только направлялся посмотреть заезды. Встречая знакомых, горожане оживленно обсуждали увиденное, спешили поделиться впечатлениями с теми, кто еще не был в балке в этот день. Зрелищность мероприятия и мастерство участников не оставляли равнодушным никого. Наблюдая за мотоциклистами, горожане успевали отдохнуть, попить пива, отведать шашлыков, а некоторые, расположившись на траве, устраивали настоящие пикники. Буря зрительских эмоций стихала лишь после того, как ведущий объявлял о предстоящей церемонии закрытия соревнований. Но и после этого территория мотогонок не пустела: очень многие оставались, чтобы посмотреть награждение победителей.
Мотокросс оставлял неизгладимый след в наших мальчишеских умах. Даже много дней спустя, собравшись на улице, мы продолжали обсуждать прошедшие соревнования. До хрипоты доказывали друг другу, кто был победителем в том или ином заезде или классе.
Потом проводили собственные соревнования на велосипедах. Их приходилось подгонять под гоночные: переделывали руль, убирали багажники, укорачивали защитные крылья над колесами, цепляли на руль вырезанные из картона кружки с номером. Иногда между нами проходили даже мелкие потасовки за право повесить на свой велосипед номер победителя прошедшего мотокросса. А потом были сложные ви ражи и спуски, крутые подъемы по узенькой тропинке в ближайшей балке. На этих «соревнованиях» было все по-настоящему: полученные синяки и шишки, погнутые велосипеды, выбитые спицы, лопнувшие оси колес. Но сколько было радости и гордости, что мной без страха пройдена вся «трасса», и я стал победителем или призером среди уличной детворы!
Кумир в соседнем кабинете
Мое первое очное знакомство с одной из спортсменок состоялось в далеком 1975 году, когда я перешел на работу в только что созданный информационно-вычислительный центр ПО «Краснодонуголь». На первой же планерке у директора я увидел… не поверите! – кумира моего детства, мотоциклистку Краснодонского спортивного клуба мотогонщиков, призера всесоюзных, республиканских и областных соревнований по мотокроссу легендарную Жанну Цыганенко. Рядом со мной сидела по-прежнему красивая, деловая, уверенная в себе женщина. Работала она здесь же, в ИВЦ, начальником отдела статистики. Ее фамилия теперь была Козина, и все величали ее не иначе как Жанна Карповна. Общая работа и время сблизило нас. Интересуюсь у Жанны Карповны судьбой другой гонщицы — Нади Коржовой. Она охотно рассказала, что та жива и здорова, только теперь по мужу она Афанасьева. Надежда Степановна работает здесь же, этажом ниже, ведущим инженером в планово-экономическом отделе…
Незаметно в круговерти повседневных рабочих ритмов, проблем и заданий, выполнении общественных поручений пролетели 20 лет. В середине девяностых коллектив ИВЦ с грустью проводил Жанну Карповну на заслуженный отдых.
Последняя встреча с ней состоялась в начале октября 2012 года. Помню, я с бывшими коллегами по работе пришел поздравить ее с юбилеем. Ветеран шахтерского труда и легенда краснодонского мотоспорта тогда разменяла девятый десяток лет. После ностальгических воспоминаний о прошлой работе, о сегодняшней жизни, тема разговора незаметно перешла к мотокроссу…
С чего все начиналось…
Мотоспортом начала заниматься в спортивном клубе «Шахтер» вместе с подружкой Надей, также студенткой Донецкого горно-обогатительного техникума. Первое знакомство с командой мотоциклистов Краснодона произошло в Москве, где проходили Всесоюзные соревнования за Кубок министерства угольной промышленности. На этих соревнованиях были команды из всех угольных районов страны. Тогда донецкая команда заняла почетное второе место. После ярких соревнований такого масштаба, где донецкие девчата на трассе творили чудеса, тренер краснодонской команды Павленко, там же, в Москве, начал «сватать» Жанну и Надю в свою команду. В то время в составе краснодонских мотогонщиков не было женщин.
После окончания техникума в 1952 году девушкам при распределении на выбор предложили два места работы: Кадиевка (ныне Стаханов) и Краснодон. Обе, не сговариваясь и недолго думая, согласились ехать в Краснодон. Председатель ДОСААФ Михаил Кимов без колебаний зачислил их в команду мотогонщиков, где их встретили как старых знакомых.
Сегодня кажется невероятным, но в первых мотокроссах гонщики стартовали на серийных дорожных мотоциклах. Мужчины выступали на ИЖ-49, а Жанна Карповна с улыбкой вспоминает, каких усилий стоило ей подготовить к соревнованиям свой К-125 «Ковровец». В команде существовал неписаный закон, который выполнялся очень четко: каждый гонщик к предстоящим соревнованиям готовит свою машину своими силами. Только иногда ей на помощь приходили ребята. Для облегчения мотоцикла с него снимали все ненужные части — фары, сигналы, багажники, дорабатывали подвеску. Выпускные трубы, которые обычно располагались внизу, поднимали, чтобы не повредить их при падении. С них снимали глушители — за счет этого немного поднималась мощность мотора.
Вписаны в историю их имена …
На обложке общесоюзного военно-патриотического журнала «Военные знания» за сентябрь 1955 года, который мы рассматривали, - призеры республиканских соревнований по мотокроссу от Краснодона. Первый тренер Краснодонской школы ДОСААФ Иван Романович Павленко, члены команды Жора Медков, Коля Подшибякин, Федя Насонов, Коля Ченский, Коля Ишков, Н. Рогачев, А. Семинец, Ю. Фролов, юная Жанна.
На следующей фотографии опять команда в полном составе возле столовой шахты 2-бис, где бесплатно кормили после удачных выступлений. Жанна Карповна откладывает ее в сторонку и продолжает рассказ. «В начале пятидесятых нам много приходилось экспериментировать, как с техникой, так и со снаряжением гонщика. Самим приходилось пилить, варить, отливать, клеить, шить спортивную амуницию и «ваять» необходимые стальному коню вещи».
Уловив мой удивленный недоверчивый взгляд, Жанна Карповна показывает свои руки и смеется: «Не удивляйся! Этими руками сама и смазывала, и крутила гайки, регулировала и настраивала, и шила для себя спортивный костюм. А сколько приходилось применять смекалки, чтобы предохранить, к примеру, блок зажигания или карбюратор от воды. Ведь на трассе устраивались большие водные преграды. Залило водой зажигание или карбюратор – победы не видать как собственных ушей!
В самом конце 50-х мотоспорт пришлось оставить. Но всю жизнь Жанна Карповна была его ярым пропагандистом и фанатом.
Хочется и сейчас возродить мотокросс в Краснодоне. Многим любителям этого вида спорта не хватает соревнований в Климовской балке. Возможно, они все-таки снова состоятся…
Петр Поляков
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».