Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Битва с огнём за жилые дома: как тушили пожары в Изварино и Урало-Кавказе Краснодонского района

Краснодон
05.09.2024  12:35
17

21 августа пожарно-спасательные части № 43 и 6 и отдельный пост Краснодона приехали на вызов о возгорании сухой травы в районе Пролетарской улицы в поселке Изварино, обнаружили открытое горение и сильное задымление обширной территории и приступили к тушению огня. Работу осложнял сильный ветер, но пожарным удалось предотвратить дальнейшее распространение огня В результате пожара сгорела сухая трава на площади 30 гектаров, один жилой дом, четыре нежилых и хозпостройки..

– В этой части улицы жилой был только мой дом, – рассказывает Антон Малышко, владелец сгоревшего дома № 37­А на Пролетарской улице. – Другие три дома были нежилыми. Месяц назад во время степного пожара огонь уже подбирался к поселку, он двигался с другой стороны, и его остановили пожарные. В этот раз огонь шел со стороны Изварино, был сильный ветер, даже огненный смерч образовался. Пожарные задерживались, потому что тушили такой же пожар в Урало-Кавказе. Огонь шел широкой полосой со стороны КПП, его даже насыпь, оставшаяся от старой железной дороги, не остановила. В степи с помощью техники сделали специальные противопожарные полосы, как раз на случай степного пожара, но и они оказались бесполезны. Огонь от места возгорания до нас минут за пять дошел. Трава высокая стояла, ее за лето без дождей высушило. Мой дом сгорел полностью. Из вещей успел спасти только пару спортивных костюмов, две куртки, кроссовки и документы. Мы с братом пытались потушить огонь. Воды не было, из крана даже не капало. Дальше по нашей улице живут родители, мы их дом еле­-еле успели спасти. Дом напротив, хоть и нежилой, был в хорошем состоянии – его владельцы в другом городе живут. Наш поселок со всех сторон обгорел, осталась только одна непострадавшая улица. Вот если она загорится, нам ее не потушить – там одни деревья, и домов нежилых много.

– Раньше были такие крупные пожары?

– Нет, таких еще не было. Впервые видел такой масштабный пожар. Говорят, кто-­то ездит и поджигает сухую траву. А я думаю, что кто­-то на машине остановился возле обочины и кинул окурок. Когда я заметил дым на горизонте, сразу побежал в ту сторону. Очаг возгорания возле дороги находился. Там нет ни огородов, ни усадеб, нельзя сказать, что кто-­то траву жег на своем участке.

– Местная администрация оказала вам помощь?

– Пока никакой помощи я не получил. Мне пообещали денежную компенсацию, когда я давал показания пожарному инспектору. Представители УПЖ приезжали, я им сказал, что не нуждаюсь в общежитии, потому что живу у родителей.

– Вы говорите, пожарные приехали поздно…

– Да, к сожалению, приехали они, когда весь дом сгорел. Пожар тушили всей улицей, все на помощь пришли. Тушили мой дом, когда стало понятно, что усилия бесполезны, побежали к родительскому дому. Огонь к их двору подобрался, еле отбили. Тушили ведрами – у нас стоят вагонетки, в которых мы воду запасаем. Тряпками, песком, землей – всем, чем можно.

Картина последствий степного пожара выглядит удручающей: с западной стороны поселок обступили черные поля сгоревшей травы. Скорость огня была высокой. Пламя быстро охватило заросший высокой травой пустырь, его не остановила даже широкая полоса грунтовой дороги. Только в одном месте огонь не смог перебраться через дорогу – на пути оказалась самодельная детская площадка. Владелец дома, напротив которого она находится, рассказал, как ему удалось остановить огонь своими силами.

– Это удалось, потому что трава была скошена, – рассказал Дмит­рий, брат Антона. – Там, где траву не косили, огонь не останавливался, ветер прижимал его к земле так, что к нему невозможно было подойти. Дорогу он даже не заметил и пошел через нее дальше на дома. Ни на секунду не остановился. Никогда такого не было, сроду мы так не горели. Сначала с одной стороны степь загорелась, и огонь подошел ко дворам, но приехали четыре пожарные машины и потушили огонь. Через сутки Семерка загорелась – старый населенный пункт возле границы. Осталось только направление от Девятки – с нее огонь еще не приходил.

На пороге сгоревшего дома

– Как и чем тушили огонь до приезда пожарных?

– Водой, у нас две вагонетки дома. Свет из-­за пожара отключили, из скважины воду не покачаешь, и мы ведрами воду таскали. У нас, как степь загорается, трансформатор сразу выключают. Зеваки наехали и стоят, снимают на телефон. Я им говорю: «Вы хоть помогайте, что ли». Детскую площадку, на которой огонь остановили, дед мастерил, я ему помогал – у меня своих детей двое. Хотел, чтобы им было куда выйти и на качелях покачаться. И благодаря тому, что мы каждый год на ней траву косим, огонь и удалось остановить. Бог миловал. Сухой лист загорелся, а когда мы пламя заливали водой, я повернул голову и увидел, как огонь поднялся в кустах. У меня аж сердце заколотилось, думаю, сейчас если синяк полыхнет, то все, хана. А там раз шалаш, второй, третий, баба Вера на бугре живет – все бы сгорели.

В тот же день, 21 августа, сухая трава загорелась и рядом с поселком Урало­-Кавказ, в результате чего пострадали дома на Терновой улице.

– Огонь я заметил примерно в 9:20 утра – как раз из Краснодона приехал, – рассказывает местный житель. – И до домов огонь дошел за полчаса. Три дня дул сильный ветер, а в последний день настоящий ураган был. Поле стояло сухое, и траву никто не обкашивал, она стояла по пояс.

– Сколько домов пострадало?

– Три. Но все были нежилые.

– Когда приехали пожарные?

– Приехали быстро, начали тушить. Шесть машин. Но остановить не смогли, огонь в терны пошел. Если бы начали стерню отсекать, огонь не дошел до домов.

– Как смогли остановить огонь возле других жилых домов?

– Мы, местные жители, вышли с хлопушками, тягали воду из колодцев. Получили множественные ожоги на ногах, пока тушили огонь. Воды в водопроводе не было, и свет отключили, поэтому нельзя было качать воду из скважин. И так три дня подряд: только пожар, сразу электричество отключают. А так можно было бы с речки насосы кинуть и тушить шлангами на месте. Пожарные стояли на холме, огонь шел вниз, они тушили пламя там, где оно вплотную к домам подошло, и ждали, пока стерня сгорит, чтобы не возвращаться. Шквалистый ветер как подул – не успели огонь поймать, он к реке прорвался, перебрался через нее и к нашим домам пошел по ложбине. Поднялся вверх по склону, прошел через двор усадьбы местного жителя на улице Ленина и двинулся дальше. Дом не пострадал – когда угол загорелся, соседи огонь водой из колодца потушили. Шифер начал стрелять – думаю, все, конец. Поехал к пожарным, чтобы сообщить, куда огонь пошел – на улицу Пархоменко. На улице 16 домов, везде овраги, рощи и подъем на террикон. Если бы огонь добрался дальше, они вообще ничего не смогли бы сделать в такой ветер.

– Чьи дома сгорели?

– Один дом принадлежит парню, который служит на СВО. Второй дом принадлежит ветерану Афганистана, который живет в Суходольске. Дома пустые стояли. На улицу Ленина огонь прорвался на третий день, 23 августа. Жители улицы Пархоменко уже стояли возле своих дворов с вещами, готовились покидать свои дома. И если бы пожарные опоздали хоть на полминуты, улица сгорела бы, потому что огонь добрался до зарослей терна. В ликвидации пожара были задействованы очень большие силы.

Местные жители показали место, где огонь перебрался через балку реки Дуванная. Она вся поросла деревьями и кустарником, а ширина самой речки – чуть больше метра – не могла стать серьезным препятствием для стены огня, которую в тот день разгонял налетевший с востока шквалистый ветер. Выбравшись из балки, пламя атаковало приусадебные участки жителей улицы Ленина.

Речка Дуванная не остановила огонь

– Горело три дня, с 21 по 23 августа, – говорит Александр, житель улицы Ленина. – Сначала загорелось со стороны Восточной шахты, потом огонь прошел по сухому полю вдоль реки и, наконец, зашел в поселок через балку – уже после того, как пожарные в пятый раз отбили холм рядом с Терновой улицей. Огонь прошел через двор моего соседа и задел угол моего огорода – я его потушил, потому что у меня трава была скошена. Такого еще никогда не видел. Но чему удивляться, «сушняк» в рощах годами собирался.

Прорвавшись через улицу Ленина, огонь начал подниматься на холм, за которым находилась улица Пархоменко.

– Здесь спасли улицу Пархоменко, – продолжили свою историю местные жители, показывая следы борьбы с огнем за эту возвышенность. –  На ней пожарным машинам особо не развернуться, потому что тут одни овраги. А на этот холм вышли все жители поселка тушить, и две пожарные машины приехали, растянули шланги. Так все вместе и защитили жилые дома от огня.

– Можно ли было предотвратить эту ситуацию?

– Только обкашивая траву и вырубая «сушняк». И электричество не выключать, чтобы люди без воды не оставались. Я живу здесь всю жизнь, раньше у каждого был домашний скот, за траву буквально дрались. Она не могла вырасти до пояса и высохнуть на солнце. Теперь некого пасти и не для кого запасать. Люди уехали, хозяйств нет, поля зарастают. Те, кто остались, должны окультуривать территорию вокруг дома, косить траву, чтобы не сгореть вот в таком пожаре.

Сергей Марчуков

***

Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».