Поселок Светличный: осталось лишь пепелище
Для Краснодона и Краснодонского района август выдался «горячим» в буквальном смысле этого слова. Каждый день пожарные выезжали тушить дома, хозпостройки, сухую траву в полях, мусор. Диспетчеры едва успевали фиксировать новые сообщения о возгораниях. Такая ситуация сложилась из-за аномальных погодных условий – сильной жары, отсутствия осадков и шквалистого ветра.
К сожалению, не обошлось без человеческих жертв. В поселке Светличный в результате пожара, который произошел 15 августа, погибло два человека. Еще одна женщина до сих пор находится в стационаре на лечении. В результате сильнейшего за последние годы пожара от самого поселка практически ничего не осталось. Чтобы оценить масштабы бедствия, «Твой город» отправился в этот населенный пункт.
«Огонь ходит по кругу»
Нашими провожатыми стали жители этого населенного пункта, которые в одночасье остались без крыши над головой. Несмотря на полученные моральные травмы и материальный ущерб, они согласились рассказать, о пожаре.
Всего в нескольких километрах от поселка Краснодон перед нами раскинулись черные поля. Сухая трава горела почти везде. То тут, то там проглядывали одинокие почерневшие деревья. С их крон свешивались пожухлые листья. Выжженная земля простиралась везде, где мог ухватить взгляд.
Казалось, что все живое покинуло этот край. Птицы не летали, не было видно собак и кошек. Запах пепелища витал в воздухе.
Прямо на въезде в поселок Светличный чудом уцелели стены небольшого дома. Хозяин растерянно перебирал что-то среди остатков жилища. Представляете, был дом, который он обустраивал, ремонтировал, любил его. А теперь ни дома, ни имущества... Конечно, ему было не до рассказов, по всей видимости, он еще и надышался угарным газом.
Александр: «В обустройство дома я вложил всю душу»
Прямо посреди улиц было брошено то, что еще недавно было грузовыми и легковыми автомобилями. Обожженные остовы сиротливо стояли, напоминая фильмы-катастрофы.
А вот и Валерий Леонидович, он получил сильные ожоги рук, вместе с ним мы доехали к его дому. Вернее, к тому, что от него осталось.
– Не зря существует поговорка, что огонь ходит по кругу. У нас пожары – привычное дело. Но в предыдущие годы мы боролись с огнем, и нам удавалось сохранять свои дома. В этом году, увы, стихия оказалась сильнее нас. Пламя достигало высоты в два метра. Создавалось ощущение, что какая то неведомая сила разбрасывает огненные шары, словно снежки. Огонь был такой силы, что было страшно. Настолько хаотичными были источники возгорания. Побороть пожар мы просто не успели. К тому же, из мужчин в поселке почти никого не осталось. Вот вы сами посмотрите на последствия пожара…
От большого дома на две семьи осталась входная дверь и частично уцелевшие стены. Крыша выгорела. Мебель тоже. Мужчина ходил по пепелищу и показывал, где что стояло. От кровати осталась лишь одна металлическая планка. Шифоньер сгорел весь. Бытовая техника расплавилась и ремонту не подлежит. Добротная печка разрушена. Шифер полопался или рассыпался от высокой температуры.
Валерий Леонидович показал остатки овощей, что готовились на зиму и хранились в гараже. Картофель превратился в золу. От банок с консервацией остались металлические крышки и осколки стекла. Самое страшное – в пожаре пострадали и домашние любимцы. Собаку пытались спасти, но из-за надвигающегося огня не удалось ее отвязать. По этой причине Валерий Леонидович и получил ожоги рук. Он до последнего пытался спасти питомца, но огонь не позволил.
Во дворе мы увидели много сгоревшего транспорта. Буквально за несколько дней до трагедии к нашему провожатому пригнали автомобиль, чтобы он отремонтировал его. Теперь техника выгорела полностью. Такая же судьба была у тяжелого мотоцикла. Он тоже сгорел.
Раньше здесь жили люди
Деревья на приусадебной территории тоже серьезно пострадали при пожаре. Особенно досталось огромному ореху, который рос неподалеку от дома. Его крона превратилась в пепел. На земле остались лежать лишь обгоревшие орехи.
Сын Валерия Леонидовича работает пожарным. В день, когда огненная стихия разделила жизнь семьи на до и после, он был на работе.
Как обычно, он созвонился с отцом, чтобы рассказать про свой рабочий день. Валерий Леонидович спросил у сына, много ли было вызовов. Тот ответил, что очень много. Отец сказал – у нас сгорело абсолютно все. Сын сначала не понял, о чем речь. Лишь через несколько минут он узнал о масштабах произошедшего.
В настоящее время Валерий Леонидович с супругой проживают в поселке Краснодоне у дочери. Они до сих пор не могут поверить, что от их родного дома ничего не осталось.
Выжили только перцы
У брата Валерия Леонидовича Александра картина примерно такая же, и это страшно. О том, что в доме жила семья, напоминает лишь умывальник под навесом. От дома остался только фундамент и обгоревшая бытовая техника.
Вот здесь стояла стиральная машина, – показывает Александр, – а здесь холодильник, другая техника.
В погребе чудом уцелели несколько банок с консервацией. Возле забора стоит сгоревший мотороллер, вернее, остатки от него.
Огород располагался немного в стороне от дома, но огонь не пощадил и его. Лишь плети томатов и кусты острого перца пережили пожар и стоят на грядках как стражники. Александр показывал и рассказывал, как и где он обустраивал двор, что выбирал и какие культуры высаживал на огороде.
Не понятно, на какие средства теперь восстанавливать дом и подворье. Вопрос с выплатой компенсации до сих пор стоит открытым. Главная причина – практически все жители были прописаны в других местах. А здесь они жили, вели хозяйство и думали о предстоящей зиме. Для этой цели во многих домохозяйствах был закуплен уголь.
Огонь не щадит ничего
Во дворе Александра топливо тоже было приготовлено заблаговременно. Уголь лежал возле забора, конечно же, он тоже загорелся. Мало того, даже сейчас, через двенадцать дней «черное золото» продолжало тлеть. Александр набирал воду с колонки, чтобы залить его.
Пострадал и виноградник. Некоторые кусты и плоды сгорели. А большая их часть так и продолжает стоять в огороде. К каждому кусту подведен шланг, устроена система корневого полива. Хозяин вложил в это детище множество сил. Теперь он не знает, что и делать с посадками. Перевозить их к новому месту жительства – не вариант. Ездить сюда каждый день из другого города, где сейчас обитает мужчина, тоже непросто.
Сейчас Александр переживает, как участок переживет зиму. Ведь без надлежащего ухода нечистые на руку люди растащат все до последнего кирпича. Кстати, как рассказали погорельцы, буквально на следующий день после пожара на пепелищах орудовали мародеры. Под покровом ночи они приезжали на автомобилях и выискивали цветные металлы, остатки стройматериалов и те ценности, что не успели вывезти погорельцы.
Готовились как рачительные хозяева
Жители рассказывали историю поселка Светличный. Оказалось, здесь раньше были и школа, и ясли, и большой клуб, проживало множество семей. Жизнь кипела. Но со временем инфраструктура угасала, люди стали уезжать в другие села и города. По словам жителей, до пожара в поселке было около 20 домов, где жили люди, готовили запасы на зиму, закупали уголь.
Пожилая женщина по имени Вера стояла со слезами на глазах. Она не могла поверить, что от дома почти ничего не осталось. Она держала на руках кошку и гладила ее: «Кому ж я теперь тебя определю? Сама у чужих людей обитаю. Хаты своей нет. Как же так вышло-то?» Рядом с ней стояла дочка. Она рассказала, что мама собиралась зимовать в Светличном. Для этого был закуплен уголь. В бочке была сложена пшеница, чтобы кормить живность. В огне сгорело все. Даже початки кукурузы, что росли на огороде, обуглились и чернели на пожелтевших стеблях.
Как рассказали погорельцы, на место трагедии приезжал глава администрации Краснодона и Краснодонского района Сергей Козенко. При разговоре с погорельцами решили, что в первую очередь займутся восстановлением документов. Все данные пострадавших находились в УПЖ поселка Краснодон. Но есть проблема: почти все сгоревшие дома не находились ни на чьем балансе, то есть были списанными. В них люди не могли прописаться. Теперь непонятно, как, кому и в каких объемах начислять компенсацию. Люди надеются, что на их проблему обратят внимание и найдут решение. Сейчас практически все пострадавшие размещены у родственников. Они постепенно приходят в себя. Многие до сих пор не могут поверить, что дома не вернешь. Кто-то ходит по поселкам и интересуется ценами на недвижимость. А по самым предварительным подсчетам, купить дом с подведенными коммуникациями сейчас стоит не менее 500 тысяч рублей. Где их взять пенсионерам, которые в одночасье потеряли все, вопрос риторический.
Ирина Светличная
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».