Заводы Свердловска – работать сложно, но можно
В четверг 29 марта по инициативе телеканала «Луганск-24», представители республиканских СМИ – ЛИЦ, Твойгород.com, газет «Республика», «XXI век», сами инициаторы, а также местные журналисты посетили свердловские предприятия, специализирующиеся на ремонте горно-шахтного оборудования - «Машиностроительный» и «Ремонтномеханический» заводы
«Машзавод» – от Макаренко до Макаренко
Когда больше десятка человек с телекамерами, фотоаппаратами и диктофонами высыпало в рабочие цеха, сотрудники «Машзавода» на секунду замерли в стоп-кадре. Но через пару минут привыкли к повышенному вниманию к своим персонам, и снова принялись за работу. А по-другому здесь никак: во-первых, нужно в сроки выполнить заказ, а во-вторых, в цеху довольно холодно, так что «прохлаждаться» не приходится.
По рабочим цехам журналистов провела представитель временной администрации Анна Бондаренко.
- Через СМИ мы пытаемся привлечь к нам внимание жителей ЛНР, особенно приграничных районов, – говорит Анна Борисовна. – Наверняка специалисты, которые не могут найти работу у себя дома, не знают о возможности заработать, не покидая Республику.
Завод вырос на базе одного цеха Центральных электромеханических мастерских, созданных в 1930 году, в которых проводился ремонт техники шахт Свердловска и Ровеньков. С 1933 по 1941 годы были построены и введены два цеха, в которых работало около 400 человек.
Сейчас у нас основные заказчики – ГУП ЛНР «Центруголь» и предприятие «Внешторгсервис». Загрузка по оборудованию пока составляет около 70%, к сожалению, мы испытываем острую нехватку токарей, фрезеровщиков, наплавщиков, сварщиков. У нас есть на территории своя гостиница, правда, условия там довольно спартанские. Средняя зарплата сейчас составляет 6800 рублей, но для тех, кто ударно трудится, открывается возможность зарабатывать по 20000 руб. – это больше, чем получает директор предприятия. Сейчас коллектив насчитывает 106 человек, при этом от центра занятости работают 17 человек, в основном они занимаются благоустройством территории, а она у нас большая – 18 га. Мы даже привлекаем их к подсобным работам, но зарплата за эту работу минимальная, так что желающих мало. Уверена, что без поддержки высшего руководства мы не сможем далеко сдвинуться с места, потому что раньше угольщики и машиностроители четко взаимодействовали, и шла планомерная загрузка предприятия, а сейчас мы вынуждены искать заказы сами, никто на тарелочке их не приносит: нужно самим ехать, договариваться, выбивать предоплату. Мы участвуем в тендерах, которые организовывает «Внешторгсервис», но кроме нас и Краснолучского завода, в основном участвуют предприятия из ДНР. Они цены выставляют ниже, потому что материал у них в основном поступает из Украины и с меньшими затратами, их продукция становится конкурентоспособной. К нам металл поступает из Подмосковья, так что из-за транспортных затрат, цена на него увеличивается. Российский заказ пришел в июле, планировалось, что мы будем ремонтировать 100 секций 2 КД-90, но с доставкой у заказчика начались проблемы на таможне. В итоге мы отремонтировали вместо указанной цифры только 42 единицы. После отгрузки заказ закрылся, но проблема остается в том, что заказчики с нами пока не рассчитались.
Нам сейчас очень тяжело, но мы пережили более сложный период. Я на заводе работаю 23 года, мои родители тоже всю жизнь посвятили заводу, поэтому было очень больно смотреть, как он на глазах приходит в упадок. Столько сил и энергии вложил сюда более чем за четыре десятка лет Василий Дмитриевич Макаренко, потому что он понимал, что завод являлся одним из градообразующих предприятий. После его ухода на заводе сменилось девять директоров, и каждый руководитель был не местный, и все они пытались получить в первую очередь личную выгоду, а развивать завод не было ни у кого интереса. Один за другим закрывались цеха: разобрали литейный цех, который очень был удобен и нужен. Была остановлена деятельность котельной. А вот при последнем директоре – Дмитрии Макаренко, однофамильце созидателя, завод рушился, как карточный дом, потому что Дмитрий Юрьевич старался в первую очередь, чтобы деньги попадали ему в карман, так что оставил он завод с баснословными долгами. Сам он луганчанин, но там появляется редко, потому что семья его живет в Испании. И по иронии судьбы, один Макаренко созидал завод, а при другом Макаренко он чуть не ликвидировался. Однако нашлись люди, которые предотвратили этот процесс.
Нынешний руководитель Олег Дроздович на «Машзаводе» около тридцати лет, он работал в отделе технического контроля, был замдиректора по производству. В войну Олег Станиславович был вынужден возглавить предприятие, и коллектив его поддержал. В это время завод представлял лакомый кусок, на который сбежались многие, но, несмотря на острые моменты, он не позволил порезать оборудование. Порой приходилось вести опасный для жизни диалог с вооруженными людьми.
- Сегодня заказы мы вынуждены искать сами, в общем, как говорится, «волка ноги кормят» - говорит руководитель временной администрации Олег Дроздович. В этом году мы получили пакет заказов на общую сумму свыше 200 млн рублей.
Наш завод рассчитан на большие области, и мы были просто обязаны сохранить его для потомков. Вот молодежь поездит по заработкам и поймет, что там делать нечего, и вернется домой, только им нужно немного помочь – с зарплатой, с жильем. Думаю, что при желании этот вопрос можно постепенно решить. К сожалению, пока нам никто ни копейки не дал, так что деньги надо зарабатывать самим. В общем, как в лесу: поймали зайца – делим на всех, кому хвостик, кому – лапку, кому - коготок. Уверен, если бы мы сейчас преодолели кадровый голод, то дела на заводе пошли бы в гору».
Мы ненадолго отвлекаем одного из рабочих – Юрий делает наплавку штока 3 КД-90, при этом разъясняет: «Сначала мы шток проточили, а потом делаем наплавку, то есть увеличиваем диаметр, и потому его снова нужно проточить». На вопрос «Какую роль играет песок, который просыпается на место плавки?», Юрий отвечает со знанием дела: «Это не песок, а флюс, защитная среда!». Мужскую профессию осваивают и некоторые женщины: Людмила работает наплавщицей 14 лет. «Работа очень интересная! На заводе работали отец, брат, поэтому я другой жизни не представляю» - утверждает работница, не отрываясь от станка.
Набравшись впечатлений, мы отправляемся на следующий объект.
«Предприятие оживает и набирает былую славу…»
До следующего завода мы ехали около часа, и, выходя из микроавтобуса, гости из Луганска обратили особое внимание на свердловское бездорожье. Но, переведя пару минут дух, вскинув кинокамеры и фотоаппараты, с таким же интересом направились на очередную экскурсию по предприятию, которую провел исполняющий обязанности директора «Ремонтно-механического завода» Константин Гавриш.
- «Мы начали работать с июля 2015 года, и занимаемся ремонтом горно-шахтного оборудования, – рассказывает сквозь грохот работающего оборудования руководитель предприятия. - У нас идет увеличение объема товарной продукции, в прошлом году объем составлял 32 млн рублей», - отметил он.
За первый квартал текущего года мы ожидаем прирост товарной продукции 24% к 2017 году. Если посмотреть, то видны тенденции, что предприятие потихоньку оживает и набирает былую славу. Сегодня на предприятии трудятся 104 человека. За этот период было отремонтировано 275 секций, 23 гидронасоса, 60 шнеков, теперь осваиваем новую продукцию - с прошлого года изготавливаем блоки шахтных опор.
Основная специализация – силовая управляющая гидравлика, но сейчас мы приловчились и делаем все (в рамках технических мощностей завода), в чем нуждается горно-добывающая промышленность», - подчеркнул руководитель предприятия. Мы работаем на внутренние заказы объединения ГУП ЛНР «Антрацит». Готовы рассмотреть заказы, и сейчас ведем переговоры с подразделениями ЗАО «Внешторгсервис». В общем, потихоньку развиваемся. Однако, несмотря на большие сложности, многие из них уже преодолены, и чтобы открылись новые перспективы, свердловским предприятиям нужны рабочие руки. При этом население не спешит вливаться в рабочие ряды, и часто выбирает позицию стороннего наблюдателя, ожидая время, когда заводы наберут былую мощь, но ситуация на сегодняшний день такая, что милости ждать не приходится, и помочь мы можем только сами себе.
Лилия Голодок
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».