Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Женский день в православии: настоятель Герман разъясняет роль женщины в церкви

10.05.2025  12:03
10

День жен-мироносиц, который в этом году выпал на 4 мая, в православии называют Женским Днем. В этот день отмечают, что хранительницы семейного очага часто являются хранителями христианской веры, ведь именно жены-мироносицы первыми узнали о воскрешении Христа


Однако в современном обществе многие отмечают, что женщине в церкви отведены второстепенные роли, и связано это с запретами посещения храма в определенные дни. Чтобы разобраться в этом вопросе, «Твой город» обратился к настоятелю Свято-Покровского храма, игумену Герману (Скрыпнику).

– Отец Герман, почему мужчин в очереди к причастию, целованию креста принято пропускать вперед? Почему они имеют преимущество?

– Эта традиция сложилась еще во времена раннего христианства. В действительности роль женщины в древнем мире была довольно незавидной, если вообще не сказать – прискорбной. Например, в римском праве ее сравнивали с сельскохозяйственным инструментом. Именно христианство в корне изменило отношение общества к женщине, и эту границу можно заметить в Евангелии. Вначале видна эта второстепенная роль женщины в обществе того времени. К примеру, в Евангелии от Луки фраза: «Христос пятью хлебами и двумя рыбами напитал пять тысяч людей, не считая женщин и детей» – нам, современным людям, говорит о многом. Все замечают то, как скромно умалчивается роль Божьей Матери, хотя она же и является примером того, насколько возвысилась женщина, насколько серьезная роль в домостроительстве Христовом ей отведена. Она стала матерью Иисуса Христа, хотя на это архангел Гавриил спрашивал ее согласия. То есть без ее воли этого бы не случилось.

Как ни прискорбно это осознавать и как самим апостолам не было бы стыдно, но Евангелие указывает, что после ареста Христа в Гефсиманском саду все апостолы, кроме Иоанна, разбежались. А именно женщины, движимые любовью ко Христу, его ученицы Мария Магдалина, мать Иакова и Соломия после распятия Спасителя пришли ко Гробу с благовониями (миром), чтобы совершить погребальный обряд. Это были его ученицы. И именно женщины рассказали о воскресшем Христе, и только потом он являлся апостолам, тем самым подчеркнув роль женщины, начиная с Богородицы и жен-мироносиц. Одна из них, Мария Магдалина, стала равноапостольной, то есть ее деятельность приравнялась к деятельности апостолов, и высшего служения тогда не было. Затем мы видим, как с веками роль женщины только возвышалась – появилось рыцарство. И далее благодаря христианству роль женщины изменилась. Как сказал в своем послании к Галатам апостол Павел: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе

Иисусе». Кстати, правоверные иудеи начинают свой день словами молитвы: «Благодарю тебя, Господи, что не сделал меня женщиной!» Не хочу никого обидеть, но приведу еще один веский аргумент – посмотрите на страны, где христианство не имеет такого влияния на общество. Конечно же, по сравнению с древними временами, отношение к женщине улучшилось, но оно в корне отличается от общества, где на культуру и мировоззрение повлияло христианство.

И самое главное – манипуляция о равенстве сбивает с толку многих. Я называю это именно манипуляцией, потому что пред Богом мы все равны, но мы не равны между собой! Это очевидно, и взаимные претензии могут предъявляться до бесконечности. Женщина может дать начало новой жизни, то есть родить ребенка. Я, может быть, тоже хочу испытать радость материнства, но мне как мужчине этого не дано. Но родить без мужчины она тоже не может! Женщина биологически выносливее, а мужчина физически сильнее. Противопоставлять это, на мой взгляд, бессмысленно. Божественная идея была в том, чтобы создать мужчину и женщину, для того чтобы они дополняли друг друга. Недаром в народе говорят: «Нужно найти свою половинку!» На самом деле, претерпевая эту разность и преодолевая ее с помощью любви, человек испытывает еще большую полноту, если бы он оставался один. А уж тем более, чтобы противопоставлять или бороться с этим. То есть у нас разные функционалы и задачи.

– Откуда пошла традиция, запрещающая женщине во время менструации заходить в храм?

– Традиция эта Ветхозаветная. Связано это с тем, что правила гигиены в обществе практически отсутствовали, а Господу надо было сохранить избранный им народ, и поэтому в Библии было предписано много положений, а функция врачей была делегирована священникам, именно они должны были освидетельствовать, если человек болел проказой и излечился. Это как в современном обществе врач выдает справку о выздоровлении. То есть были соответствующие предписания относительно гигиены. Так, во Второзаконии сказано: «Кроме оружия твоего, должна быть у тебя лопатка. Если ты будешь садиться вне стана, выкопай ею и зарой». То есть, сделав «свои дела», прикопай результат. Что же касается женщины в «эти дни», то ей запрещалось не просто ходить в храм, а даже выходить из дому. В этот период женщина становилась уязвимой, выставленные ограничения были направлены на оберегание ее здоровья. Ведь в тех условиях не то чтобы гигиенических прокладок не было, а даже нижнее белье отсутствовало.

– А кровоточащие раны тоже относятся к запрету?

– В Евангелие есть история, когда женщина болела кровотечением, связанным с женской болезнью, они потратила все свои сбережения на тогдашних лекарей и ничего ей не помогло, и тогда она решилась по тем временам на дерзкий поступок (за то, что она вышла из дома, ее могли побить камнями). Она рискнула и подошла с верой к Спасителю, когда он двигался в толпе, и прикоснулась к его одежде с надеждой получить исцеление. Действительно, она его получила. Мало того, Господь остановился и на удивление окружающих сказал: «Кто ко мне прикоснулся?», и тогда женщина, проявив еще большую веру и упование на Бога, призналась во всем, и Господь ее не осудил, а оправдал за ее веру. Хотя по всем тогдашним канонам и законам она нарушила все, что только можно было. Это яркий пример того, что в крайних случаях весь этот запрет не действует.

Но перейдем к главному. В древнем мире практиковались кровавые жертвы. Если Иудеи приносили в жертву животных, то язычники, чтобы умилостивить своих богов, проводили более мерзкие ритуалы, принося в жертву даже своих детей. После того, как Христос однажды принес себя в жертву, тем самым примирив человечество с Богом-Отцом, все кровавые жертвы прекратились. Современная жертва бескровна: Литургия – это главное христианское богослужение, включающее в себя Таинство Причастия и Евхаристию. Первые христиане это особо подчеркивали, при этом строго-настрого запрещали, чтобы какая-то кровь проливалась в храме.

–  Из-за кровоточивости женщина после родов не может получать духовную поддержку?

–  Если мы откроем Требник (это книга, которую можно назвать православной энциклопедией), то в первую очередь встретим молитвы над роженицей. То есть священник приходит домой и совершает особую молитву, так что в такой сложный момент женщина без духовной поддержки не остается.

– Почему женщина в критические дни называется «нечистой»? Выходит, что ей ставится в вину то, что дано природой?

– Это название пришло к нам из Ветхого Завета, и, возможно, на него имело влияние язычество. Но стоит отметить, что нечистотой назывался целый свод биологических явлений. К примеру, мертвое тело тоже считалось таковым, и прикасаться к нему тоже было запрещено. И чтобы очиститься, нужно было пройти специальный карантин. Но Спаситель в Новом Завете радикально переосмыслил эту тему. Он сказал, что прошлое миновало, и кто с ним, если умрет или живет, не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть само воплощение жизни, и Спаситель прикасался и к мертвым, и к больным. Это слово употребляется по невежеству. В Новом Завете Господь говорил апостолу Павлу: «Все, что создал Бог, все чисто – и земля, и все живущие на ней».

– Можно ли в критические дни идти на отпевание или крестить ребенка?

– Я бы советовал на эти запреты смотреть как на послабление, к примеру, как в школе дают освобождение от физкультуры, потому что девушке или женщине некомфортно заниматься физическими нагрузками. Ведь немногие знают, что если человек пропустил четыре воскресения, он считается уже вне церкви и вернуться может только через покаяние. А это и есть одна из уважительных причин, по которой женщина может не прийти в храм. Она может плохо себя чувствовать, при этим меняется настроение, и она вполне на законных основаниях может остаться дома, и никто ей этот «прогул» не поставит в упрек. Я бы это рассматривал как особую заботу церкви о женщине и ее законное право не участвовать в каких-то церковных процессах. Как говорил апостол Павел, женщина в это время – немощный сосуд, и требует особо бережного к ней отношения.

– Одни священнослужители говорят, что в таком состоянии нельзя только причащаться, другие –  вообще нельзя заходить в храм. Где истина?

– Конечно же, современные средства гигиены дают женщине возможность во время критических дней чувствовать себя уверенно. Казалось бы, в этом случае можно пересмотреть некоторые церковные догмы, но не все так просто. Однако у нас был очень горький опыт церковных реформ патриарха Никона, которые начались в 1653 году и были направлены на унификацию церковных обрядов и богослужебных книг по греческому образцу. Он хотел исправить многие ошибки в богослужебных текстах, потому что переписывались они от руки, и традиции, и обычаи, которые внешне уже отличались от других поместных церквей, и общение стало обоюдотесным.  То есть привести церковь к общим стандартам. Вот ты приехал в другую страну, а телефон зарядить не можешь, потому что разъем розетки не подходит. Задумка была хорошая, но, к сожалению, общество тогда было не готово, многие это восприняли в штыки, возник раскол. Совсем недавно, в 1971 году, между никонианцами и старообрядцами прошло примирение, и были сняты взаимные проклятия!

Несколько столетий длилось это горе, и как обидно, что люди уперлись в чепуху. Помните картину «Боярыня Морозова», где женщина едет на ссылку и двумя перстами крестит окружающих? Как обидно, что для людей стало столь важным двумя или тремя пальцами креститься! Хочу сказать, что первые христиане вообще не крестились. По одной из версий, им вырывали языки, чтобы они не проповедовали о Христе, и тогда они большим пальцем крестили себе лоб, тем самым показывая, что Бог един. В древнем мире это было новшество. Со временем стали креститься двумя пальцами, показывая божественную и человеческую природу Христа. Потом нужно было подчеркнуть, что Бог един в трех лицах, и стали креститься тремя пальцами.  Христос не заповедовал креститься, и уж тем более не уточнял, как это делать – двумя или тремя пальцами. Но люди до такой степени стали придавать огромное значение именно обрядовости, что довели ситуацию до трагедии.

С тех пор церковь что-либо меняет с большой осторожностью. И, несмотря на то, что эти предписания остались еще с Ветхозаветных времен, когда не было таких средств гигиены, как сейчас, и в современном обществе они потеряли свою актуальность, но отменить запрет православное духовенство официально не решается.

К примеру, если женщина приедет в таком состоянии в храм Воскресения Христова в Иерусалиме, который разделен между шестью христианскими конфессиями: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, ей не запретят причащаться. Это, кстати, официально прописано в уставе храма. Но поставить финальную точку в этом вопросе не удается, потому что часть общества и церкви в том числе по своему невежеству могут это воспринять фанатично, что не приведи Господь, приведет к очередному расколу. Поэтому священник смотрит: если отклонение ни у кого не будет вызывать смущение, он решает эти вопросы в частном порядке.

Неонилла Алексеева

***

Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».