Пусть животные будут здоровы: как работает ветклиника «УМКА» в Краснодоне
31 августа в России отмечают День ветеринарного врача. Ветеринары обеспечивают медицинскую помощь не только домашним животным, но и бездомным, а также диким. Они помогают животным восстановиться после различных травм и болезней. «Твой город» встретился с руководителем ветеринарной клиники «УМКА» Ангелиной Трехлебовой, которая приоткрыла завесу тайны врачевания.
– Ангелина Петровна, расскажите, почему вы выбрали именно эту сферу работы?
– Я работаю в этой профессии уже 23 года. Я всегда любила животных, а особенно собак. На стенах нашей клиники висит множество постеров собак, которые я приобретала в книжных магазинах и собирала еще с детских лет, примерно с 80-х годов. Именно большая любовь к животным подтолкнула меня в свое время выбрать профессию ветеринарного врача.
– Скольким животным за день вы обычно успеваете помочь?
– За день я в среднем успеваю принять от десяти до пятнадцати пациентов.
– Какой породы собаки и кошки чаще всего становятся вашими пациентами?
– Безусловно, немецкие овчарки, это по-прежнему самая популярная порода в нашем регионе по сей день. Что касается котов, то подавляющее большинство все же беспородные. Если говорить о породистых пациентах, то лидером уже долгое время остается шотландская вислоухая. Хотя все больше приобретают популярность мейн-куны и донские сфинксы. Недавно начали появляться кошки породы бурма и даже керлы, у которых ушки завернуты назад.
– А пациентов с самой редкой породой можете назвать?
– Из кошек была порода эльф – это гибрид американского керла и канадского сфинкса. А вот из собак была порода басенджи. Это, пожалуй, самые редкие породы, которые встречались в моем опыте.
– Вы всегда на связи со своими пациентами? Были ли случаи, когда вы отвечали на экстренные звонки среди ночи?
– Да, правда, сейчас все меньше таких случаев из-за условий комендантского часа. Даже если мы созвонились с пациентом, не всегда есть возможность оказать помощь ночью. Консультирую, да, в любое время.
Вера Николаевна с красавцем вельш корги
– Что в вашей профессии вам доставляет больше всего удовольствия?
– Когда получаешь положительный результат, особенно, если пациент поступил в тяжелом состоянии, и выздоровление проходит быстрее, лучше, органичнее и качественнее, чем ожидалось. То есть трудные случаи, когда они заканчиваются выздоровлением. Это, как мне кажется, доставляет самое большое удовольствие любому врачу.
– Как часто люди обращаются за процедурой стерилизации животных?
– Очень часто, это одна из самых востребованных процедур. Во-первых, потому что она позволяет контролировать популяцию и не думать о том, куда потом деть потомство. Во-вторых, так как кошки и собаки уже из добытчиков и помощников давно стали компаньонами для людей и проживают часто в наших жилищах, со всеми их природными и естественными потребностями владельцам сложно бороться, особенно в многоэтажных домах. Такая операция, безусловно, полезна для животных. Эта процедура позволяет, во-первых, продлить жизнь животному. Во-вторых, такие животные меньше подвержены заражению вирусными заболеваниями, потому что они меньше контактируют с сородичами. В-третьих, они меньше подвержены риску получить тяжелые травмы, уменьшается риск попадания под машины, потому что у них нет потребности убегать из дома, например, на так называемые «собачьи свадьбы».
– Какие есть нюансы и последствия для определенных пород собак и котов в этой процедуре?
– Есть такая группа брахицефалов – животных с укороченным лицевым черепом. Это, например, английские, французские бульдоги, мопсы, пекинесы. У таких собак деформирована лицевая часть черепа, сплюснутый нос, как правило, узкие носовые ходы. Среди кошек, которые относятся к этой группе, – шотландские, британские, персидские и мейн-куны. Животные этих пород могут иметь скрытые врожденные патологии сердца. Для них может быть опасна не сама процедура хирургического вмешательства, а введение общей анестезии, то есть наркоза. Чтобы предупредить возможные осложнения, можно провести предварительную диагностику в Луганске – ультразвуковое исследование сердца. Это простая процедура, и уже после консультации анестезиологов мы получаем допуск к наркозу. Вот для этих групп может быть опасно проведение этой процедуры. Также играет роль возраст. Если животному больше семи лет в силу накопленных возрастных патологий, к примеру, сердца, печени, почек, тоже может быть ограничен допуск к наркозу, но опять-таки это все решается после диагностики.
Елена Сергеевна и Ангелина Петровна с пациентом мейн-куном
– Когда стоит выбор между дальнейшим лечением животного и усыплением, что чаще всего выбирают люди?
– Чаще всего люди выбирают все-таки лечение. Если есть шансы и надежда, пусть даже минимальные, то зачастую в таких ситуациях это уже не лечение, а так называемая паллиативная терапия, то есть поддерживающая терапия, позволяющая животному вести условно нормальный образ жизни без боли, с сохранением аппетита, но до какой-то определенной тяжелой стадии. К усыплению мы приходим только тогда, когда животное находится в критическом состоянии, и его страдания никак нельзя облегчить препаратами.
– Если животное оставляют на усыпление, стараетесь ли вы его вылечить и отдать в добрые руки?
– Мы переадресовываем, как правило, таких пациентов на диагностику и возможную передержку в луганские клиники, которые могут обеспечить какое-то время стационар, и по своим каналам через волонтеров ищем новый дом для пушистиков.
– Какие прививки обязательные для животных, а какие нет?
– Общеобязательной вакцинацией для животных является вакцинация от бешенства. Это заболевание, которым от животных могут заразиться люди. Мы в нашей клинике последние несколько лет стараемся всеми силами вести просветительскую работу среди населения, в том числе ввели правило не осуществлять хирургию животных, не вакцинированных от бешенства, если, конечно, речь не идет о чем-то экстренном и угрожающем жизни пациента. Именно на плановую хирургию мы берем только привитых. Прививки от других заболеваний осуществляются по желанию владельца, хотя есть среди них опасные вирусы и для человека, в том числе. Например, лептоспироз у собак или хламидиоз у кошек. Этими болезнями могут заражаться не только животные, но и люди. Иногда хозяева отказываются прививать животное, и у нас есть список таких владельцев. Кто-то просто не желает это делать, кто-то обосновывает тем, что животное находится в квартире и, соответственно, улицу не посещает, и риски заражения у него отсутствуют.
– Бывали ли случаи, когда вам приводили диких животных?
– Самым интересным диким животным у нас была маленькая косуля несколько лет назад. Видимо, тогда косуля забрела к людям в поселок и решила, что это ее новый дом. Такое не часто случается, для нас это новый опыт, и не всегда результаты лечения мы можем потом отслеживать. Такие пациенты часто теряются. Поэтому сложно сказать что-то особенное по поводу лечения, такие случаи единичны. Дикие животные более пугливы, более настороженны. С ними работать нужно с особой осторожностью, применяя определенные меры защиты и соблюдая большую аккуратность, дабы животное не травмировало ни человека, который его привез, ни врача, потому что бешенство в скрытой форме тоже встречается довольно часто.
Совет врача
Ветеринар предупреждает всех, у кого есть домашние питомцы, быть внимательными. В летний сезон кругом очень много такого растения, как пырей ползучий, в нем есть опасные для животных семена пырея. Около клиники «УМКА», там, где скошена трава, торчит множество таких семян. Они часто причиняют большое количество травм животным, попадают в разные части тела и ведут к тяжелым последствиям. По рассказам врача, на днях у них был случай, когда у собаки в глубине уха обнаружили подобное семечко, животное проходило с ним месяц, семечко вызвало тяжелейшее гнойное воспаление. Врач-ветеринар призывает владельцев питомцев проводить тщательный осмотр своих животных после прогулок, вычесывать и вынимать при необходимости эти семена.
– Как часто сердобольные люди приводят к вам бездомных животный?
– Очень часто. Есть категория людей, которые не могут пройти мимо, а есть категория, которые спокойно выбрасывают на улицу даже тех животных, которые прожили много лет со своими хозяевами либо так избавляются от потомства. Часто привозят к нам сбитых животных. Есть у нас и постоянные пациенты, которых привозят волонтеры. Часто люди приводят на лечение бездомное животное, а потом оставляют его себе, продолжают лечить, прививать, стерилизуют. Большое количество людей не могут пройти мимо беды животного.
– Какие процедуры чаще всего требуются бездомным животным?
– Чаще всего лечение паразитарных инфекций, лечение грибковых инфекций, проще говоря, лишая – им очень большое количество бездомных животных заражено. Мы делаем специальные инъекции, даем таблетки и часто, в финале лечения, проводим процедуру стерилизации. Также лечим травмы различного характера, к примеру, разбитые челюсти, носы, травмы конечностей. В 50 процентах случаев я знаю дальнейшую судьбу этих животных, потому что есть люди, которые потом оставляют их у себя, либо пристраиваю их.
– Какова средняя цена на лечение и обследование животного?
– Средняя цена от 700 до 1000 рублей. Сюда входит прием, консультация, заведение амбулаторной карты и первичные манипуляции инъекционные с препаратами или же инфузионные с капельницами.
– Расскажите о самом грустном и страшном, а также о самом смешном опыте с животными?
– Наверное, самый страшный случай – это отравление изониазидом. Изониазид – это лекарство, которое применяется для лечения больных туберкулезом людей, а у собак он вызывает тяжелую непереносимость, в течение получаса тяжелейшую развивающуюся интоксикацию со страшными судорогами и в конечном итоге со 100-процентным летальным исходом, если не успели довезти до клиники. Я до сих пор не могу привыкнуть к таким случаям, это очень страшно. И такие случаи встречаются довольно часто.
Самый смешной случай в нашей практике – когда хозяева привозят к нам кота, а после осмотра оказывается, что это кошка, или наоборот.
– Что бы вы пожелали хвостикам и их хозяевам?
– Всем хвостикам желаем найти хороших, любящих, добрых и заботливых владельцев, чтобы все те, кто не имеет дома, наконец обрели его. Владельцам желаем помнить о том, что животные, по сути, как дети, они очень сильно зависят от нас, от нашего желания помогать им, от нашей заботы и любви. Мы в ответе за тех, кого приручили.
Маргарита Есина
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».