День шахтёра в Свердловске. Как это было вплоть до 2024 года?
Не так давно празднование Дня шахтера в нашем городе проходило с особым размахом. Еще бы! Ведь представители этой профессии есть, пожалуй, в каждой свердловской семье. В течение многих десятилетий в последнее воскресенье августа, чтобы посмотреть концерт, на стадионе собирались горожане от мала до велика, а традиционный салют наблюдали не только с трибун, но и со всех точек города и района. Многие вспоминают об этом с ностальгией.
«Мы у случая прекрасного в гостях!»
Я застала времена, когда артисты выступали, стоя на одном месте, повернувшись только к центральной трибуне, – рассказывает Маргарита. – На противоположной же стороне обычно сидела горстка людей, которые или не успели занять хорошее место, но хотели увидеть своих кумиров хотя бы со спины, или те, кто зарождал традиции активного празднования в стиле «пикник», разложив выпивку и закуску на газетке. К слову сказать, даже в советские годы блюстители порядка в этот день были снисходительны к празднующим таким образом, возможно, потому, что это тогда не носило массовый характер.
Впервые День шахтера я отмечала на стадионе, когда еще училась в ПТУ №43, в 1982 году. Узнав, что в город приедет вокально-инструментальный ансамбль, участники которого талантливо объединили эстрадную песню с канонами стиля «хеви-метал», ленинградская группа «Земляне», находившаяся на тот момент на пике славы и успеха, мы с сестрой засобирались на стадион. На центральной трибуне место нам досталось не самое лучшее: самое верхнее и самое боковое.
Тогда на поле больших мониторов никто не выставлял, поэтому с галерки было видно только фигуры, которые были одеты в какие- то немыслимые по тем временам блестящие космические костюмы. Степенные советские граждане эмоции проявляли очень сдержанно, и во все глаза пытались рассмотреть детали одежды и прически артистов, чтобы потом на работе в подробностях описать увиденное тем, кто такому концерту предпочел домашние посиделки. Артистов было почти не слышно – до нас долетали только отдельные фразы, по которым можно было догадаться, какую песню они исполняют, но осознание того, что наш город посетили сами «Земляне», ставило их почти на одну ступень с инопланетянами. Однако когда до ушей стали долетать слова взрывного на то время хита «Каскадеры», аплодировали все, и каждый второй бурчал себе под нос: «Улыбнитесь, каскадеры! Ведь опасность – это все-таки пустяк!».
С того момента День шахтера на стадионе я не пропускала долго. В восьмидесятые, во времена своей тотальной популярности в нашем городе выступали Тамара Гвердцители, Александр Розенбаум, а Михаил Боярский приезжал к нам дважды. В первый, чтобы кумира лицезрели все свердловчане, в завершении выступления Михаила Сергеевича провезли на открытом автомобиле по беговой дорожке. После этого трибуны оживились, а он приветствовал людей стоя, держа гитару в руках, ехал и кланялся. Неожиданно группа молодых людей, видать, на приличном подпитии, сорвалась с места и ринулась за ним! Протянув для рукопожатия руки, люди бежали за машиной с дикими воплями: «Миша! Миша!». Было очень стыдно за своих земляков! Но это оказалось еще цветочками по сравнению с тем, когда в конце восьмидесятых по городу прошел слушок, что наши пацаны «отметелили» покойного Женю Белоусова, «чтобы не выпендривался!».
Юру ждали больше всех
Стоит отметить, что за пределами стадиона стычки и мордобои случались нередко, но правоохранители следили за этим зорко, и сразу гасили конфликты.
После самого праздника центральная улица выглядела, как после нашествия хана Батыя: десятитысячная толпа оставляла за собой ковер из мусора: пустые бутылки, обертки от мороженого, лопнувшие шары, все это на утро следующего дня обеспечивало работу дворникам. О стадионе и говорить не приходится, потому что в полутьме свердловчане спотыкались о пустые бутылки и топтались по скомканным газетам с недоеденным тормозком.
«Ребят, может, по 100 граммов?»
– К сожалению, в веселые девяностые немногие могли себе позволить оторваться от дач и огородов, и целый вечер провести на концерте, когда во дворе лежала куча выкопанной накануне праздника картошки, – вспоминает Лидия. – Я была в их числе. Походы на стадион я возобновила, когда начала встречаться с будущим мужем, в середине двухтысячных. Если ранее на стадион мог пройти любой человек, то в 2006 году центральную трибуну заполняли только обладатели специальных пригласительных, которые выдавали на предприятиях. Жених каким-то образом раздобыл у себя на работе два. К началу концерта центральная трибуна была заполнена только в середине. Остальные места занимались так: звонили знакомым, те подходили ко входу, и им сверху бросали «письмо счастья», то есть то самое приглашение. К тому времени было обеспечено хорошее качество звука, а огромный монитор и сцена были установлены в торцевой части спортивного сооружения, тем самым уравнивая в правах сидящих на обеих трибунах. Когда на площадке появилась Таисия Повалий, хотелось вскочить с места и подпевать, но оглянувшись по сторонам, я увидела серьезные лица, вяло реагировавшие на все происходившее. Не дослушав выступление группы «Синяя птица», скучные люди стали расходиться по домам.
А вот на противоположной трибуне творилось что-то невообразимое – она излучала сплошное веселье! Народ активно подпевал и подтанцовывал, Казалось, что они находятся в другом измерении. Как будто свердловчан по обе стороны рассадили по какому-то определенному принципу.
«Лондон, гуд бай» от «Кар-Мэн»
На следующий год мы решили приобщиться к народному празднованию, и направились на трибуну, противоположную центральной. С начала концерта народ там сидел не совсем трезвый, с намерением продолжить «разгуляй», так что мы сели, на всякий случай, с краю. Однако разложившая на газетке «закусон и выпивон» компания хлебосольно пригласила к себе: «Ребят, с праздником! Мож по сто грамм?!». Мы мило отказались, но искренние братания и поздравления с праздником мы слышали не раз. Кто-то возвращался с беляшом на свое место, аккуратно переступая через импровизированную «скатерть-самобранку»: «Хлопцы, я аккуратненько! О, паренек, а ты не на Свердлова работаешь?!» Пляшущие девчонки с мигающими рожками на голове, выкрикивающие громкие возгласы ребята и колышущиеся в такт мелодиям огоньки горящих зажигалок в их руках и атмосфера всеобщего ликования, начатая с выступления Ани Лорак, и достигшая своего апогея во время салюта, который сыпался буквально на головы.
На следующий год мы пришли на концерт поздно, так что остановились возле барьеров. Из-за двухчасового опоздания артистов полстадиона разошлись по домам. В общей сложности мы простояли на ногах четыре часа, лучше бы тоже ушли. Даже не впечатлил Александр Серов, который подошел к толпе так близко, что нам можно было коснуться его рукой.
«Там за туманами»
– В 2012 году неожиданно для города празднование переместилось на площадь Мира, – вспоминает Ирина. – Мнения свердловчан насчет правильности такого решения разделились на два лагеря – одни за то, что «Надо посидеть», другие – «Хоть можно потанцевать!».
Нужно отметить, что из всех артистов, приехавших в тот день, с особым нетерпением ждали Юрия Шатунова. И надежды свердловчан он оправдал: пел много, с огоньком, вел себя просто, «не выделывался». Как всегда, был скромно одет: футболка, джинсы. Наша компания из шести человек танцевала под его песни до упаду. Было много компаний, который приходили с тормозками, и под елками и березками, где чаще всего фотографируются молодожены, расстилали покрывала и устраивали настоящий пикник.
В 2013 году на «разогреве» выступал дуэт «Не ангелы», но все ждали группу «Любэ». Однако как ни старался зажечь Николай Расторгуев, впечатления были подпорчены плохой настройкой звуковой аппаратуры.
Последний раз острые ощущения от празднования Дня шахтера я получила в 2021 году, когда в городе все отделения больницы были перепрофилированы под лечение ковида, и единственным спасением от болезни было жесткое ограничение контактов и строгий масочный режим. Громыхавший на площади Мира салют я слушала, лежа на больничной койке, с воспалением легких, и многие больные назвали этот праздник «пиром во время чумы». Если на последней неделе августа было зафиксировано 152 случая заболевания пневмонией, через неделю их было уже 169, а еще через 7 дней достигло рекордной отметки – 199! Это не считая тех, кто перенес эту болезнь на ногах.
С того момента профессиональный праздник большинства наших мужчин уже не носит такой масштабный характер. Остается только надеяться, что Свердловск вновь обретет славу шахтерского города, и День шахтера снова станет главным городским праздником. А свердловчан порадует своим выступлением еще не один знаменитый артист.
Лилия Голодок
(фото из архива «ВЭ»)
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».