«Подайте копеечку на...». Как находчивые попрошайки поделили Свердловск на участки для «заработка»
Незабвенный товарищ Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения. Многие читали книгу и смотрели известное произведение на киноэкранах и наверняка имеют представление о том, как выгодно, не имея желания заработать честным трудом, просто попросить их у прохожих.
И обязательно найдутся легковерные, главное здесь – изобретательность. Киса Воробьянинов для этого говорил всего лишь одну фразу на французском языке. Казалось бы, делайте выводы, господа – не попадайтесь на хитрость бездельников. Однако проходят столетия, а люди по-прежнему делятся на два типа: привыкшие жить за чужой счет, считающие себя «самыми умными», а те, кто зарабатывает потом и кровью свою копеечку, остаются наивными и доверчивыми.
При написании этого материала случайно выяснилось, что Свердловск поделен на определенные участки, на которых систематически «работают» попрошайки. Это места хорошей проходимости: на входе в большие магазины, в районе Шахтерского сквера, на рынке.
«Прошу на хлебушек»
На входе в центральный рынок долгие годы стоит женщина средних лет. Рабочий атрибут – демонстративно разведенные в стороны костыли – всегда при ней.
От предложения какой-либо помощи от редакции она отказалась. Рассказала, что хоть она одинока и подают люди редко и немного, но ей и так хватает. Мы разговорились, и она призналась, что по-настоящему нуждается только в перекрытии крыши в пятиэтажном доме, так как живет на последнем этаже. На ее просьбы и письма коммунальщики пока не отреагировали, но обещали в 2025 году все сделать. На мое искреннее недоумение, как при ее заболевании она добирается на пятый этаж и преодолевает немалое расстояние с квартала 50 лет Октября к рынку, ответила: «Пешком, потихоньку».
«Подайте ради праздника»
А вот внутри рынка постоянно кружат в поисках «жертвы» постоянные спутники военнослужащих, можно сказать, «профессиональные» попрошайки. По личным наблюдениям: как только подходит мужчина или группа потенциальных покупателей к ларьку с формой, атрибутикой и обувью, без всякого понятия о личном пространстве, вплотную к ним «подкатывают» женщины со стаканчиком в руке, и настаивают на том, что с ними нужно поделиться наличкой.
Мы спросили у продавцов этих торговых точек, что они думают по этому поводу:
– Обычно приходят, как на работу, одни и те же цыганки разного возраста. Только единицы из них поскромнее, а в основном ведут себя нагло и настойчиво. Как только мужчины приближаются к товару, начинают выбирать и прицениваться, они уже тут как тут. Сегодня, допустим, они просят подать в честь божественного христианского праздника. Своей бесцеремонностью большинство из покупателей они просто пугают и раздражают. Люди уходят в другие места только для того чтобы отцепиться от них, как от назойливой мухи. Некоторые мужчины не обращают внимания, и попрошайки, видя безрезультатность своих увещеваний, со временем отходят. Иногда молодые люди долго выторговывают скидку в 100 рублей, а получив ее, тут же кладут эту купюру в стаканчик этим женщинам. Иногда им дают 200 и даже 500 рублей. Но ни разу никто из мужчин не нагрубил попрошайке, и не отогнал от себя, – надо сказать, они всегда ведут себя корректно.
Мы постоянно просим этих женщин, чтобы они подходили к покупателям уже после того, как те купят то, за чем пришли. Объясняем, что деньги у них в основном на банковских картах. Однако наши слова и объяснения не имеют никаких результатов. Наоборот, они посылают в нашу сторону проклятья на своем родном языке. Женщины ведут себя так, что кажется, люди приходят на рынок исключительно для того чтоб отдать попрошайкам свои кровные, а не купить нужный товар.
В один из дней я наблюдала, как цыганка со стаканчиком в руке «прилипала» всем своим туловищем к одному из покупателей на овощном ряду. На ее притеснения не реагировали, но в это время подошел пожилой мужчина, передвигавшийся с помощью трости, с подготовленной мелочью, и, наклонившись через ее плечо, закинул монеты в стакан. На мой вопрос он ответил: «Я всегда подаю всем, кто просит. Ну и что, что она не работает и не собирается. Раз просит, значит – нуждается. Тем более что у нее в руках тоже трость. Раз мы люди, то должны иметь сострадание к тем, кто просит. Я думаю, что в этом проявляется человечность».
«На большую не прошу – дай на маленькую»
Почти ежедневно на остановках возле здания типографии можно наблюдать лежащих на лавочках молодых и не очень людей. «Товарищи» отдыхают, спят. Проснувшись, здесь же оправляются, и снова пьют горькую. Никого не трогают.
И вот однажды наблюдаю, как другой молодой парень с протянутым в руке стаканчиком методично обходит всех, кто в конце рабочего дня стоит в ожидании общественного транспорта. Подошел и ко мне. Вид был «потерянного» в жизни человека, психика у парня разрушена: на вопрос, что его побудило просить, он стал плакать, рассказывая, что не ел три дня, и деньги ему нужны на еду. Где он купит ее в это время, ответил расплывчато. Стал жаловаться, что бомжует из-за того, что его обманули. Пригласили пасти баранов, пообещали купить одежду и обувь, кормить, а вышло совсем не так. Он из Лутугино, спит под кустами, и помощь ему нужна только в виде налички. По его словам, самую большую сумму (100 рублей) он получал только раз.
Все понимают, на какую «еду» он просит, однако кидают копеечку, проявляя милосердие к опустившемуся на дно человеку.
Свою короткую историю о том, как возле детской больницы он однажды «помог» человеку, явно похожему на злоупотребляющего алкоголем, рассказал Сергей:
– Он честно сказал, что ему нужно на водку. Я понимаю, что это медвежья услуга, но он так душевно попросил… и я дал.
«Дайте копеечку»
Еще один вид выманивания наличности у населения, не нарушая уголовного кодекса – просить помощи, держа в руках файлик или папку с «документами», в которых якобы написаны диагнозы или направления на операцию близких родственников. Обычно эту картину можно увидеть на входе в супермаркеты. И здесь фигурируют женщины.
Сотрудница (условно назовем ее Юлия) супермаркета, который находится на главной улице города, рассказывает о том, что две женщины систематически «дежурят» возле входа в помещение. «Просят у людей денег «на операцию» иногда прямо с самого раннего утра, и стоят до тех пор, пока им это выгодно. Да только давать им стали не так много, как раньше. Кто-то из посетителей рассмотрел «документ», что они предоставляют, и разошлась молва по городу, что это за «операции» такие.
Одна из этих женщин однажды попросила у меня «копеечку», а я ответила: «Я на жаре работаю за зарплату раз в месяц, а ты каждый вечер несешь домой два огромных пакета с продуктами, и у меня же еще и просишь? Ничего не дам!».
Была однажды стычка возле чебуречной: мы с мамой купили пирожки и встали в сторонке, чтобы подкрепиться. Тут одна из цыганок подошла и пристала к маме. Она не смогла отказать, но старалась объяснить той по-хорошему: денег нет, что пожилая мама на руках и сын больной. Но попрошайка не слушала доводов, и не отставала до тех пор, пока я не «гаркнула». И все сразу разрешилось – попрошайка развернулась и пошла дальше искать простаков».
Свое отношение к попрошайкам выразили некоторые свердловчане:
Юля:
– Случаи, когда попрошайки на рядах рынка, как назойливые мухи, пристают ко мне с просьбами, были не единожды. Но у меня нет раздражения или агрессии на такие просьбы и поведение граждан, нарушающих личное пространство. Иногда даю деньги, но только для того чтоб отстали и ушли. А я смогла спокойно выбрать товар, за которым пришла.
Александр:
– Все попытки попрошайничества и явного вымогательства я всегда игнорирую. В упор не вижу и не слышу. Видя эту реакцию, даже самые наглые отходят в сторону.
Честный вариант
В критичные времена, когда в семье есть тяжело больной человек, предстоит сложная дорогостоящая операция, или, допустим, пожар уничтожил все движимое и недвижимое имущество, любая помощь уместна, любая сумма пригодится. Да только те, кто реально нуждается, зачастую сами стесняются просить помощи.
Так принято в последние годы, что после резонансных событий в той или иной семье, в магазинах, в организациях на видное место выставляют коробки для сбора средств пострадавшим или остро нуждающимся. При этом на одной из стенок указываются короткое описание причины, фото или просто фамилия человека. Так сказать, с миру по нитке – голому рубашка.
И, да, пусть небольшие суммы, но люди, считающие это правильным по тем или иным причинам, жертвуют деньги.
С некоторых пор в Свердловске появилась благотворительная организация, которая активно призывает граждан к милосердию и доброте по отношению к братьям нашим меньшим. В одном из магазинов города на холодильной камере, рядом с кассой стоит небольшой коробок из прозрачного пластика, наполненный 50 и 100-рублевыми купюрами. На выступающей вертикальной плоскости емкости указаны название организации, ее реквизиты. Контейнер многоразовый – сбоку опломбирован.
По словам продавца магазина, некоторые покупатели ознакамливаются с содержанием написанного, жертвуют. Обычно небольшие деньги. Контейнер для пожертвований стоит здесь около двух месяцев, и за это время деньги еще ни разу не вынимали.
Итак, подведем итоги. Безусловно, милосердие – это очень важное и нужное понятие, и хорошо, что отзывчивых людей в нашем городе хватает. Печалит лишь тот факт, что немало и таких, которые просто пользуются добротой других, привыкнув лишь просить. А ведь кто-то, действительно нуждающийся в помощи, просто погибает…
Надежда Константинова
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».