Мошенники становятся всё изощрённее: как жителям ЛНР уберечь свои деньги и данные от злоумышленников
С некоторых пор телефон для свердловчан стал не только помощником, но и источником различных неприятностей и финансовых потерь. Громом среди ясного неба для некоторых клиентов банка явилось то, что после беседы с некоторыми «представителями» учреждений списываются средства со счетов, откуда ни возьмись появляется кредит, которого они не брали. Но и это еще не все.
О телефонных мошенниках, представляющихся попавшими в беду родственниками, просящими их выручить за круглую сумму денег, «Твой город» писал неоднократно. Но в сегодняшних историях речь пойдет о другом – звонящие изощряются с методами обмана все разнообразнее.
Свою историю рассказал Сергей: «На рабочий телефон с номера, начинающегося с +7908, позвонила энергичная и самоуверенная девушка, представилась оператором МКС и сообщила, что срок договора с компанией истекает. На фоне нашего разговора были слышны другие голоса. Поскольку, по ее словам, этот самый договор был у нее перед глазами, я попросил назвать мои имя и фамилию. «Оператор» ответила, что не может представить эту информацию, потому, что она конфиденциальна. На мое удивление, почему я не могу узнать свое имя, указанное во мною же подписанном документе, она возмутилась, повысив голос: «Зачем задавать такие вопросы, зачем вы мне грубите?!», а затем отключилась. Смеялись всем коллективом несколько минут».
В соцсетях своя канитель: открывая фейковые странички, мошенники используют фото человека на аватарке, от его имени пишут сообщения друзьям, в которых делают заманчивое предложение: «Привет, дорогая! Я смогла оформить выплату в 6,5 тысяч, положенную людям после 55 лет, по новому Указу Президента. Если интересно, пиши, и тебе помогу получить». Хорошо, если друг окажется смышленым, как одна из моих знакомых, и начнет перепроверять. И после выяснений посылает доброжелателей в «далекое путешествие». Те покорно идут, сразу закрывая фейковый профиль.
Наталья: «Когда я подняла трубку, бодрый мужской голос поинтересовался, буду ли я продлевать договор по «Лугакому». Не собираясь менять свой номер, ответила положительно, в это время связь прервалась. Я хотела перезвонить, но меня остановили сотрудники, указывая на то, что номер начинался не с привычного кода, да и связь уже давно называется по-другому – МКС. Но еще большим удивлением была история, которую мне рассказали мои домашние в тот же вечер. Зятю позвонили с теми же вопросами, что и мне. На фоне того, что недавно ему пришло сообщение о том, что его счет увеличился почти на миллион, и, если захочет узнать подробности, нужно перезвонить по указанному ниже телефону, это было перебором. Хорошо, что он перепроверил свой счет, и кроме пенсии, ничего там не обнаружил, никуда перезванивать не стал».
Болтун – находка для шпиона
Историю, произошедшую в его семье, рассказал Олег:
«Сразу, как только я понял, как часто и изощренно «разводят по звонку» доверчивых свердловчан, рассказал об этом маме. Прошло несколько месяцев, острота проблемы пошла на убыль, я и подзабыл об телефонных аферистах.
Но ровно до тех пор, пока в конце рабочего дня не поступил звонок от нее. Истерическим голосом она сообщила все подробности только что произошедшего с ней. А дело было так: ответив на вызов, менеджер МКС Александр обратился к ней с вопросом, планирует ли она далее использовать номер, которым пользуется сейчас. Истекает срок договора, пора, мол, обновить данные. «У нас номер вашего телефона есть, но этого недостаточно, к нему нужны номер СНИЛСа и данные паспорта. У меня под рукой нет этой информации, так как она находится в другом отделе».
Мама достала документы и продиктовала запрашиваемую информацию.
После этого на ее телефон перезвонил действительно оператор связи и уточнил, правда ли, что она хочет сменить номер. Услышав отрицательный ответ, он сообщил ей, что она передала свои данные мошенникам. Тут мама все поняла и очень сильно забеспокоилась, боялась, что на ее документы оформят кредиты. К этому времени стали приходить смс из различных банков России. Шли уведомления о том, что будет оформлены кредиты, займы и тому подобные операции. Пришлось срочно бежать за валерьянкой, и после этого мама сходила в отделение ПСБ, где попросила заблокировать удаленный доступ к ее данным. Затем обратилась в полицию, рассказала о произошедшем. Там у нее запросили номера телефонов, с которых пришли звонки, поблагодарили за бдительность, но заявление так и не приняли».
Встреча абсолютно бесплатная…
Звонок от абонента с неизвестного номера Московской области меня, автора этой статьи, удивил и напряг. Однако любопытство победило, и я подняла трубку. По «сладкому», поставленному голосу молодого человека, который представился Александром, поняла, что ничего хорошего он не несет, и я практически сразу включила запись разговора на диктофоне.
– Мы проводим проверку зрения в вашем регионе, в рамках которой всем участникам будут выделены корригирующие очки. Так как проверка запланирована по всей стране, а ближайшая пройдет в городе Челябинске, хотел бы у вас уточнить: Вы из этого города, правильно?
Я «ведусь» и соглашаюсь.
– Хорошо, тогда перейдем к деталям: вы пройдете бесплатную проверку зрения, после его оценки и консультации с нашими специалистами мы начнем подготавливать для вас корригирующие очки. Хочу еще добавить, что они на 100% будут адаптированы под ваше зрение. Также у вас будет возможность подобрать к ним оправу, которую вам покажут наши специалисты.
Мое уточнение: «Все это бесплатно? И оправа тоже?» не застал его врасплох.
– Смотрите, встреча абсолютно бесплатная, мы понимаем, насколько важно сейчас заботиться о своем здоровье. Поэтому мы предлагаем консультацию и лучшее качество в обмен на ваш отзыв о качестве работы наших сотрудников, – продолжает парень. – Как я уже сказал, единственное условие по этому приему: вы должны соответствовать участнику нашего мероприятия. Поэтому, скажите, пожалуйста, вы входите в нашу возрастную категорию от 35 до 70 лет? Правильно?
Я снова соглашаюсь, а в ответ: «Отлично. Смотрите, по времени наша проверка займет где-то полтора часа, время вашего приема – 10.00. Что касается даты и места проведения, то проверка состоится 13 апреля, это будет суббота, а за день до визита мы вам перезвоним и сообщим точный адрес. Хорошо?».
Я и здесь соглашаюсь, пытаюсь уточнить: «Просто мне далеко придется ехать, какой точный адрес?».
– У вас наверняка есть кто-то из вашей семьи или друзей, кто может вас подвезти и при этом этот человек также сможет пройти консультацию вместе с вами и получить свои корригирующие очки. Я сейчас составляю список участников, поэтому подскажите имя и фамилию, чтобы я внес вас в нашу систему и записал за вами место.
Я представилась вымышленным именем – Натальей Балалайкиной – и услышала ободряющее: «Спасибо. Хорошо, тогда записываю за вами два места. Смотрите – за день до встречи мы вам перезвоним, чтобы напомнить основную информацию. Я по этому номеру могу с вами связаться повторно, правильно?».
– Конечно, Александр, у меня только вопрос: откуда у вас мой номер? – спрашиваю я. Он был готов и стал «чеканить»:
– Мы сотрудничаем с различными партнерами, которые организовывают мероприятия и акции. И в рамках этого сотрудничества получаем списки контактов. Разумеется, все делается в соответствии с регламентом защиты персональных данных, и никакой личной информации я о вас не владею, да и не могу владеть.
Через небольшую паузу: «Отлично, тогда регистрация прошла успешно, запишите себе куда-нибудь дату, чтобы не забыть. В ответ я снова спросила, откуда мой номер. Через паузу все тот же текст про партнеров. Три раза я повторяла вопрос и столько же получала заученный текст. В итоге: «Всего доброго, до свидания», положил трубку. Как и предполагалось, в назначенный день он не беспокоил.
Чистая психология
Не называя организацию, которая будет «заботиться о моем здоровье», но уверенно произнося правильно составленные фразы, при которых предложение на бесплатную беседу перерастает в иллюзию, что «все включено», человек ведет свою игру. Несколько раз он повторил слова «хорошо», «отлично», поддерживая мой позитивный настрой. Но все сломала настойчивость: откуда все же контакт? Ну, а если серьезно, что бы все это значило? То, что код нашего региона не совпадает с Челябинском, абонента не смущает. Показалось, что основная цель – уточнить, что он общается с немолодым человеком, которого довольно легко можно «заговорить». И теперь остается ждать активизирования его друзей-аферистов?
Зачем сбрасывают?
Нередкими стали звонки из других регионов, когда во время соединения, вызов сбрасывается. Недоумение – вот что испытываешь при таких «новшествах». На самом деле это способ ускоренного обзвона жертв или потенциальных клиентов для мошенников, и очень эффективный. Номер засчитывается ими как «активный». После этого его вносят в список и в следующий раз звонят на него уже с настоящими попытками обмана или рекламы. А в случае если вы решите перенабрать (а вдруг что-то важное) и дозвониться неизвестному, возможен вариант, когда попадаете на платный номер. Вас удерживают на линии под любым предлогом, а тем временем «денежки» со счета списываются. Кто виноват? Ты же сам позвонил…
Выход появился?
Государственная Дума в третьем чтении приняла проект закона об усилении ответственности за нарушения требований к рекламе. Законопроект вводит повышенные штрафы за спам-звонки с рекламой. Административный штраф для граждан составит от 10 до 20 тысяч рублей, для должностных лиц – от 20 до 100 тысяч рублей. Юридические лица будут оштрафованы на сумму от 300 тысяч до 1 миллиона рублей.
До этого момента не существовало специальной нормы за нарушение требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи. Практика так называемых холодных звонков в нарушение законодательства широко распространена как среди юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.
Что делать?
В случае, если вам поступают спам-звонки или сообщения, на которые вы не давали согласия, необходимо обратиться в Федеральную антимонопольную службу с заявлением о нарушении законодательства по электронной почте: delo@fas.gov.ru; через форму на сайте: https://fas.gov.ru/approaches/send_to_fas; по почте: 125993, Москва, Садовая-Кудринская ул., 11, Д-242, ГСП-3 (для корреспонденции).
Житейский вывод
Чтобы избежать проблем, не реагируйте на звонки номеров, начинающихся с незнакомого кода. Даже если абонент окажется хорошо знакомым вам человеком, не говоря уже о тех, кто представляется менеджерами, сотрудниками, представителями различных организаций, не торопитесь с действиями, на которые вас толкают и вынуждают – не «ведитесь» на манипуляции. Ведь если это аферисты, то они прирожденные психологи и люди, наделенные отличными артистическими данными. Прежде чем начать обзвон потенциальных жертв по определенной схеме аферы, они проходят подробный инструктаж, «входят в роль» – всячески готовятся к разговору. А вы как раз наоборот – живете своей жизнью и не помышляете о том, что можно вот так «на доверии» наказать бесхитростного человека.
Возьмите паузу, попросите сутки на осмысление, проанализируйте вводные данные и весь разговор. Перепроверьте поступившую информацию от стороннего человека у своих родных и друзей. Никогда и никому не передавайте по телефону паспортные данные. В случае если просят перечислить определенную сумму для решения каких-либо проблем или в долг, откажите, без объяснения своего решения. Давно известно, что занимать – это значит испортить отношения даже с родными людьми. А чужие пусть решают свои вопросы сами.
Надежда Константинова
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».