Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Реклама из каменного века: как пространство Свердловска заполоняют листовки и есть ли за это штраф?

Свердловск
21.06.2024  11:22
20

Небольшие листочки, с рисунками или без, с бумажной бахромой адресов и телефонных номеров сегодня повсюду. Вы уже поняли, что речь – о вездесущих рекламных объявлениях.

Они – как тараканы, которые могут быть в любой щели. Но для насекомых это естественно, а то, где можно обнаружить объявления, иногда выглядит абсурдно. Например, когда на качелях на детской площадке натыкаешься на «шедевр» с текстом: «Установлю сантехнику любой сложности». Или когда на наклонной опоре к столбу, конструкции в виде перевернутой буквы «у», объявление приклеено так, что текст «Купим ваше авто» направлен в клумбу. А чтобы его прочесть, нужно продраться сквозь кусты шиповника и большой муравейник.

Это, пусть и нелепые, но частности. Повальное же нашествие этого бумажного или пластикового безобразия – на/в остановках, электроопорах, подъездах, заборах, стенах, дверях, окнах, киосках. Бывают и совсем уж креативные варианты. Помните, несколько лет назад на стенах большинства наших автобусных остановок появилось объявление белой масляной краской по трафарету? Оно и до сих пор там, практически вечное – если не заклеено другими «коллегами». Просто руки чесались закрасить, чтобы не мозолило глаза. Но ведь только хуже станет!

Всякий раз, когда эти навязчивые обтрепанные лоскуты бумаги лезут в глаза – хочется верить, что привыкнешь, что примелькается, перестанешь обращать внимание. Но… не тут-то было. Злят и раздражают, как и грязь, которая остается после их удаления.

Потому что, в определенном смысле, это насилие над личностью. Когда вы покупаете газету с рекламными объявлениями – знаете, что они там будут, и готовы к ним. Когда смотрите телевизор – реклама для вас не неожиданность, ваши внутренние часы даже научились определять, когда можно отвлечься и сходить к соседке за солью. Уличная же, наружная реклама часто появляется там, где ее совсем не ждешь. И где быть ее не должно.

Только в специально отведенных местах?

Листовки, которые портят наши подъезды и столбы с остановками – это, без разночтений, реклама, то есть информация, направленная на то, чтобы привлекать внимание к ее объекту и продвигать его на рынке. Если бы на них были сообщения информационного характера, например, «Носите, пожалуйста, маски», такие листовки рекламой бы не были. Но фраза «Носите, пожалуйста, маски. Их можно купить в магазине «Маска» за углом» – это уже реклама (ст. 3, 19 закона РФ о рекламе), и порядок ее размещения определен законом. В теории наружную рекламу можно размещать только в специально отведенных для этого местах, например, на щитах или стендах, если говорить о подъездах, на специальных тумбах, если речь об улице или автобусной остановке.

Сейчас стендов или досок для объявлений на подъездах становится все больше. Заботятся об этом сами жильцы, устав бороться с навязчивыми бумажками. А если их нет, то это упущение собственника жилья. Он обязан установить информационный щит, где будет сообщать о своей работе и публиковать другие полезные для жильцов сведения. И фирма, которая хочет продвигать свои товары или услуги, может размещать объявления на информационном стенде – после согласования своих действий с собственником жилья. Но на практике никто так не делает. В лучшем случае объявления тихо клеят на стенд и никого не спрашивают. А в худшем – на стены, то есть в несанкционированных местах, как повсеместно происходит у нас.

Происки конкурентов? Серьезно?

В настоящее время расклеивать объявления закон разрешает: на подъездах жилых домов на оборудованных местах; на остановках общественного транспорта, на которых имеются специальные таблички; на уличных рекламных щитах.

Расклеивать рекламу нельзя на: фасадах; стенах в подъездах; дверях квартир; столбах с дорожными знаками; несущих конструкциях мостов; столбах; объектах культуры.

Федеральным законодательством расклейка объявлений в несанкционированных местах никак не регулируется. Однако запрет может быть указан в региональных актах. Норма, запрещающая клеить объявления вне специально предназначенных мест, есть, к примеру, в Москве, Петербурге, многих других городах России. В различных регионах могут отличаться размеры штрафов – как для самих расклейщиков, так и для фирм, которые заказывают рекламу. Как сообщили нам в администрации Свердловского муниципального округа: «Проект документа, который регламентирует данный вопрос, разрабатывается, после этого будет предложен для утверждения на заседании Совета Свердловского муниципального округа I созыва».

Чаще всего исполнитель, обклеивший стены или двери подъезда, остается незамеченным. Исключение – когда нарушителя полиция задерживает на месте. Расклейщики объявлений часто не являются штатными сотрудниками, их нанимают на день или несколько дней, выдавая зарплату наличными. Обычно этим занимаются школьники или студенты, желающие быстро заработать небольшую сумму. Искать непосредственного заказчика расклейки объявлений также никто не будет. Он всегда может сослаться на происки конкурентов. Так что на борьбу с нерадивыми расклейщиками объявлений власти некоторых регионов используют иные способы.

Недавно выкрашенную остановку у центрального рынка нужно красить заново

Берете сетку-рабицу… Ну, как в Испании

Например, антивандальное покрытие (также известное как «антиграффити»). Метод пока малоизвестный, но очень действенный: покрытие (представляет из себя прозрачный лак) наносится на двери, фасад и т.д.. После высыхания к нему не липнет скотч и наклейки, а клей ПВА и «Момент» держится только «на сырую», а когда клей высыхает – листовка сама отваливается от ветра. И что важно, расклейщик в момент наклеивания не понимает, что его объявление отвалится через несколько часов, т.к. покрытие незаметное (к тому же – малоизвестное). Клеит, как ни в чем не бывало, и уходит дальше. А покрытие защитит поверхность – на ней не останется даже следов клея. В интернете пишут, что обработка двери в подъезд одним литром покрытия избавило ее от объявлений на четыре года. Цена вопроса – тысяча рублей. Кого заинтересовало, ищите в поиске «антивандальное покрытие для стен».

Кстати, если вы думаете, что несанкционированная расклейка рекламных объявлений – только национальная «забава», то ошиблись. Эти всепроникающие листочки расползаются по всему белому свету, как пожар по сухой траве. Не найдете их разве что в Антарктиде, и то не факт: может, там уже белые медведи настропалились продавать зимовщикам свежий рыбий жир, и им же клеить объявления на спины моржам. Если без шуток – японцы, например, рискованные поверхности делают пупырчатыми, красят краской с песком, надевают резиновые чехлы, скрепленные хомутами. В Китае заказчиков листовок атакуют автодозвоном. В Сингапуре за наклейку объявления в неположенном месте можно попасть в тюрьму на три года. Наверное, поэтому этот город-государство считается одним из самых чистых в мире. В Европе власти действуют более демократично. Так, во Франции стены и уличные столбы покрываются специальным веществом, которое нейтрализует действие любого клея. В Англии столбы обматывают особым резиновым покрытием, на которое тоже нельзя ничего наклеить. В Испании для этих же целей используют сетку-рабицу.

Звоним хулиганам всем подъездом

Можно ли бороться с расклейщиками объявлений? Можно, но это не всегда приносит результат. Тем не менее, можно попробовать:

– договориться по-хорошему, позвонив по указанному номеру телефона и попросить не размещать листовки на стенах, дверях подъездов;

– написать жалобу в МВД или администрацию. Лучше сразу первый вариант, так как администрация все равно передаст дело в полицию. А для начала нужно сделать фотографию расклейщика, снимок должен быть свежим;

– установить видеокамеру, при этом вывесить предупреждение «ведется видеонаблюдение».

С фотографиями или видео нарушения можно обращаться в суд. Все материалы станут доказательством незаконной расклейки.

Устраивать слежку за расклейщиком не стоит, так как в этом случае проблемы могут появиться у самого наблюдателя. Задерживать собственноручно – тем более.

Чаще всего удается просто договориться. Если ничего не выходит, то остается только срывать объявления или пытаться «достать» рекламодателя звонками.

Если не понимают по-хорошему, можно сделать один или несколько ложных заказов. А еще можно несколько дней звонить хулиганам всем подъездом.

Мы поговорили со свердловчанами, чтобы выяснить: мешают ли им объявления, и как призвать нарушителей к порядку. В разной степени, но мешали эти листочки всем опрошенным. Потому, что: разводят грязь, портят имущество, раздражают навязчивостью, возмущают безграмотностью. Игорь Сергеевич, мужчина средних лет, отметил, что ни одно из этих объявлений ни разу не принесло пользы ни ему, ни его близким: например, квартиру он купил по объявлению в газете. Девушка Алина никогда их не читает, потому что все необходимое находит в интернете. Елена Владимировна считает, что такие объявления, как она выразилась, «подрывают экономику государства». Потому что таким образом, по ее мнению, предлагают свои услуги те, кто хочет уйти от уплаты налогов. И налоговая инспекция должна таких граждан находить и наказывать: «Там же телефоны указаны, значит, этих людей можно найти, и заставить работать по правилам!».

Ответственность за расклейку объявлений: 2000-2500 руб. – для физических лиц; 4000-20000 руб. – для должностных лиц; 40000-50000 руб. – для юридических лиц. Конкретные штрафы за расклейку объявлений определяются на уровне регионов.

Дмитрий, мужчина лет 30, называет эту разновидность рекламы «каменным веком», и уверен, что скоро она перестанет существовать сама: «Вот увидите, все равно все уйдет в сеть (интернет – ред.), по-другому просто не может быть. Потому что все больше людей нужное ищут именно там». С ним не согласна его спутница Вероника: «Ой, а я недавно таким образом, по объявлению на остановке, нашла грузчиков и перевезла мебель. Так что польза от них есть. Но и грязь, к сожалению, тоже». «Знаете, а такие объявления иногда бывают полезны и уместны. В прошлом году отправила сына к бабушке, в большой поселок на речке. Мальчишка запросил у бабушки домашнего молока, а коровы у нее нет. Зато на местном магазине они увидели объявление «Свежее домашнее молоко», и номер телефона. И целое лето сын пил вкусное молоко. Согласитесь, с таким объявлением в газету ведь не пойдешь, да и интернет в поселке не слишком в чести», – рассказала Ирина Вячеславовна. Считает эти листочки полезными и подросток Андрей: «А что – прикольно: пока ждешь автобус, все перечитаешь. Я как-то наушники так купил».

Спору нет, такой способ продажи или предложения услуг давно себя зарекомендовал. Вопрос в другом: как сделать так, чтобы он не мешал тем, кто в этот процесс не вовлечен? И не портил внешний вид наших домов и улиц, не добавлял работы дворникам и уборщицам. Но пока, к сожалению, проблема решается по принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

 Светлана Розумова

***

Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».