Из ОСМД в ТСЖ: как теперь работают объединения жильцов многоэтажек в Свердловске?
В свое время жители многоквартирных домов, которые были недовольны качеством оказываемых коммунальщиками услуг, получили возможность взять управление многоэтажек в свои руки. Так в Свердловске появились объединения совладельцев многоквартирного дома (ОСМД). У кого-то из них получилось навести порядок не только в своем доме, но и на прилегающей территории. У кого-то нет, и они вернулись назад под управление коммунальщиков. К концу 2023 года они все должны были быть реорганизованы в ТСЖ. Мы решили узнать, как бывшие объединения работают в новых условиях.
ТСЖ – это товарищество собственников жилья, и работает по тем же принципам, что и ОСМД. Для переоформления жителям было необходимо собрать пакет необходимых документов, но как оказалось, не все объединения собственников Свердловска смогли перейти в новую форму самоуправления. Например, жители 1-го подъезда дома №3 квартала 60 лет СССР решили стать на баланс «Жилфонда».
– Наш председатель, Елена Чмелева, решила сменить место жительства, – объяснила Ольга Афанасьевна, жительница 1-го подъезда. – Она обращалась к юристу, который сказал ей, что новые требования еще не начали действовать, и поэтому мы могли переоформить документы для перехода в ТСЖ и продолжать поддерживать порядок своими силами. Но когда она предложила нам выбрать другого человека на эту должность, подходящей кандидатуры не нашлось. Поэтому было принято решение передать все документы и протоколы в «Жилфонд», и перейти под управление этого коммунального предприятия. Это произошло в конце июня прошлого года, но за это время нас все еще не приняли на баланс этой организации, и мы продолжаем самостоятельно поддерживать порядок в подъезде и на прилегающей территории.
– Сколько лет вы провели в ОСМД?
– Больше десяти. Для того чтобы перейти в ОСМД, мы провели общедомовое собрание, но согласились на это только жители нашего подъезда. Все-таки этот способ ведения коммунального хозяйства требует от людей самоорганизации и личной ответственности, а далеко не всем интересно заботиться о порядке в многоквартирном доме. Мы сразу начали собирать деньги, и в первую очередь заменили электрокабели с первого этажа по пятый, а также щитовую в подвале. Потом сделали ремонт во всем подъезде, наняв для этого специалистов. Вставили на всех этажах пластиковые окна, установили домофон. Благоустроили территорию перед подъездом, ухаживали за клумбами, красили и белили. Облагораживали двор как могли. Все выходили на субботники, три раза в год косили траву. А в прошлом году, после того как документы передали в «Жилфонд», никто ничего у нас уже не делал. Я, инвалид, сама убираю мусор вместо дворника. Ходила недавно в «Жилфонд», спрашивала, когда же нас наконец возьмут на баланс, но там ответили, что документы до сих пор в разработке. А мы всем подъездом с июля 2023 года квартплату не платим, но деньги все равно на ремонт собираем. Купили плитку, и теперь нам нужно найти мастера, который ее выложит.
В подъезде №1 дома №3 кв. 60 лет СССР
А вот ОСМД дома № 13 квартала 60 лет СССР успешно прошло реорганизацию.
– В ТСН (товарищество совладельцев недвижимости) перешли, потому что этого требует законодательство, – объяснила Наталья Николаевна, председатель товарищества. – По новым правилам мы представляем собой мини-ЖЭК, у нас должны быть свой председатель, бухгалтер, сантехник и дворник. Мы оформлены как юридическое лицо, но пока я работаю одна. Официально переоформили ОСМД в ТСН 16 июня. И уже 9 месяцев работаем по новым правилам. Пока ничего существенного не изменилось, но была большая суматоха с переоформлением документов. Для того чтобы организовать в доме ТСН, необходимы согласие жильцов и человек, который будет организовывать процесс.
– Когда в вашем доме было организовано ОСМД?
– В 2008 году. Жители дома решили, что это самая эффективная форма содержания многоквартирного дома. Ответственность людей в таком случае больше, и они знают, на что именно идут средства. За это время у нас были осушены подвалы и вычищены чердаки, мы остеклили подъезды, поставили пластиковые окна – даже в кладовках, и при первом председателе Владимире Шашкове сделали детскую площадку, отремонтировали подъезды. А до 2008 года ЖЭК в нашем доме ремонт не проводил. Подъезды были обшарпанные, некрашеные, свет не горел, подвалы были затоплены. В 4-м подъезде вода стояла едва ли не до перекрытий первого этажа. Вонь была невыносимая. Исправлять все это пришлось своими собственными силами.
– Мы со всем справлялись, но есть моменты, когда хочется, чтобы нас услышала власть, – добавила жительница дома Людмила Григорьевна. – Например, у нас есть трансформаторная будка, от которой к углу дома ведет кабель. Он постоянно провисает. Иногда под ним даже не может проехать машина. Приходится ездить в РЭС и просить, чтобы его подняли выше. А у них все упирается в то, что мы ОСМД и должны все ремонтировать самостоятельно. Но ведь речь идет о высоковольтной линии, это не наша зона ответственности. Для работы с ней нужен человек со специальным допуском. Мы только начали свою работу как ТСЖ по российскому стандарту и не можем сказать, как с нами по новым правилам будут сотрудничать коммунальные предприятия, но когда мы были ОСМД, нас просто игнорировали. Вокруг дома есть принадлежащая нам территория, которую мы должны содержать в порядке – то есть подметать, красить, белить, убирать мусор. То, что можно сделать руками без спецсредств и техники. Вывезти самостоятельно кучи обломанных стихией веток и упавшие деревья мы не можем, как и опиливать те, которые находятся в аварийном состоянии. Мы не можем спилить большое дерево, для этого нужно разрешение. И делать это должны за свой счет, хотя этим в городе занимается не «Жилфонд», а другие предприятия. В 18-м доме часть подъездов в ОСМД, часть под управлением ЖЭКа, и там в прошлом году деревья обрезали. А у нас возле 4-го подъезда ветка упала, и хорошо, что под ней никто в это время не проходил, и машина не стояла.
– Наше ТСЖ прекрасно работает, – рассказала Валентина, жительница 3-го подъезда дома. – Тихо, спокойно. Все организуется, убирается, проводятся субботники. Закупили стройматериалы для ремонта подъезда. Хорошо, что нам не пришлось переходить под управление ЖЭКа, потому что очевидна разница в качестве работы между ними и организованными товариществами. ТСЖ с этой задачей справляется намного лучше.
Во дворе дома №13 кв. 60 лет СССР
В квартале 50 лет Октября от самоуправления пришлось отказаться жителям дома № 17. О причинах, которые не позволили им реорганизоваться в ТСЖ, рассказала Надежда Ивановна, самый первый председатель ОСМД этого дома:
– В нашем доме самоуправления больше нет. Изменили условия работы, потребовали расширить штат. Для того чтобы им соответствовать, нужно объединить сразу несколько домов. Одному дому это невыгодно, если вообще под силу. Нельзя оплатить полную ставку слесарю и сантехнику за счет жильцов. Мы бы могли держать их на ставке 0,25, но делать так не разрешают. Поэтому Оксана, которая является нашим председателем с 2016 года, передала документы в «Жилфонд». Мы сейчас ничего и никому не платим, потому что нас еще не приняли на баланс в ЖЭКе.
– Это происходит по той причине, что коммунальное управление города не знает, как нас правильно оформить, – объяснила бывший председатель ОСМД дома № 17. – Когда к нам пришло письмо из администрации с просьбой переоформиться в ТСЖ, мы решили отказаться от самоуправления, нам сказали отнести документы и в «Жилфонд», и в УЖКХ. Протокол собрания мы предоставили «Жилфонду». При этом раньше дом находился на балансе КП РЭЖ2, наше ОСМД занималось в основном уборкой и мелким ремонтом.
Надежда Ивановна рассказала о своей работе в должности председателя ОСМД:
– В нашем доме ОСМД было открыто в 2010 году. Я вела бухгалтерию, отчетность для налоговой составляла сама – мне моя подруга показала, как это нужно правильно делать, она работала в финансовом отделе. Также у нас был свой дворник. Были выбраны люди, отвечающие за подъезды. Они собирали деньги с жильцов, и когда я передавала документы новому председателю, у нас было только три квартиры-должника. С 2010 по 2016 мы поставили окна, заменили в подвалах водопроводные и канализационные трубы, выходы в колодцы, добились того, чтобы нам водоканал почистил трубу, потому что она была постоянно забита. Меня каждые три месяца проверяли специалисты из администрации и налоговой. С их помощью мы также смогли найти финансирование для ремонта крыши: ее заменили за государственный счет. Ремонт кровли стоил 280 тысяч гривен, а мы из этой суммы только 10 тысяч в КП РЭЖ2 заплатили, потому что они нас попросили. Окна поставили, поменяли щитовые – для этого пришлось несколько раз обращаться в РЭС. Отчитывались в налоговую. Составляли план работы, смету, решали эти вопросы с УЖКХ. У нас Ирина Владимировна Лоскутова была ответственна за работу ОСМД, мы с ней консультировались. Она и сейчас работает в отделе УЖКХ администрации. Спилили много деревьев за домом, а там, где не разрешали, их омолаживали. У тополей, которые растут перед домами, маленький корень, и живут они всего 40 лет. Мы без комиссии ни одного дерева не спилили. Писали письмо в УЖКХ, оттуда приходили и проверяли, давали разрешение. Краску брали дорогую, красили раз в два-три года. Дверь в моем подъезде покрасили еще в 2015, и она до сих пор отлично выглядит. Ремонтировали лавочки. Жильцы дома сами сделали беседку. Люди, у которых маленькие дети, собрали деньги и сделали песочницу, качели. На субботники выходили каждые весну и осень. Было тяжело убирать деревья от фундамента. Для этого проводили собрание, убеждали жильцов в том, что это необходимо. В 8-м подъезде, например, дерево фундамент пробило.
В 2012 году наш дом выиграл конкурс, и УЖКХ нам подарили 100 роз как лучшему ОСМД города. Награждали нас и за лучшие цветники.
«Жилфонд» не спешит принимать нас на баланс, хотя с момента передачи документов прошло уже 10 месяцев. Все это время к нам даже дворники не приходили, жильцы дома сами порядок перед подъездами наводят.
Корреспондент газеты обратился в «Жилфонд», чтобы узнать, когда дом № 17 квартала 50 лет Октября и 1-й подъезд дома № 3 квартала 60 лет СССР будут приняты на баланс предприятия, и директор организации Станислав Дунаевский ответил, что данный вопрос необходимо задавать в управление ЖКХ при администрации города Свердловска. Игорь Ковальчук, заместитель главы администрации ответил, что у него нет точной информации, но ориентировочно это произойдет в течение 2024 года.
Сергей Марчуков
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».