«Dono» – значит дарить: почему свердловчане решили стать донорами крови?
20 апреля Россия отметила Национальный день донора. В этот день в 1832 году петербуржский врач Андрей Вольф впервые в Российской Империи произвел успешное переливание крови роженице. Праздник посвящен медикам, работающим в пунктах переливания крови, и, конечно же, донорам. Накануне мы пришли в свердловскую станцию переливания крови, и пообщались с некоторыми из них.
Александр, группа IV+: «Сдал и забыл!»
– Я считаю, что в данной ситуации это долг каждого здорового человека. К тому же у меня редкая группа крови. Тем более я служу в МЧС, а спасатели должны помогать людям не только по долгу службы. Если моя кровь кому-то будет полезной – это очень хорошо! Если есть нуждающиеся, почему бы не помочь. Тем, кто собирается сдать кровь, главное – не бояться! А если есть страх, то его нужно подавить, и просто заставить себя сюда прийти.
Кровь я сдаю уже полтора года. Сегодня это седьмой раз. Первый раз товарищ попросил меня сдать кровь для его родственницы. Я попробовал – нормально. Несмотря на то, что приходилось слышать какие-то истории с негативным опытом, что кто-то когда-то потерял сознание, страшно не было, поэтому никакого ухудшения самочувствия я не заметил, и сейчас эту процедуру переношу хорошо. В общем, сдал и забыл. Поэтому специально не готовлюсь, ни морально, ни физически. К примеру, сегодня я не завтракал.
В родне у меня доноров нет, но к моему выбору домочадцы относятся нейтрально. Я взрослый мужчина, и такие решения должен принимать сам, а не с одобрения других людей, пускай даже близких.
Некоторые сдают кровь ради выходного, но для меня это не цель, а дополнительный бонус.
Иван, группа III+: «Плюс день к отпуску»
– Я сдаю кровь с 2022 года через каждые два месяца, потому что уверен, что она обязательно кому-то понадобится. По моим подсчетам, я сдал около пяти литров. Сегодня у меня пятнадцатая кроводача.
Если некоторые доноры рассказывают про чувство легкости, мне не становится ни лучше, ни хуже. Вот я сдал кровь минуту назад, и по моему ощущению, не поменялось ничего.
Утро я начал как обычно – с чашки кофе без сахара. Но сегодняшний визит не спонтанный. Я для себя намечаю определенный день и за трое суток до него не ем жирную пищу, и не употребляю алкоголь. Кто знает, кому эта кровь достанется? А если маленькому ребенку?
Александр: «Чувствую себя хорошо!»
Толчком к донорству для меня послужило начало СВО. Тогда откликнулись многие свердловчане, потому что понимали, для чего нужна кровь.
А в родне я теперь не один – отец, сестра, кум вскоре последовали за моим примером. Отец сдавал несколько раз, а сестра, можно сказать, уже постоянно. Но чаще все-таки сдаю я.
Я уверен, что доза, которую здесь берут, не повлияет ни на самочувствие, ни на здоровье, а кому-то это может спасти жизнь.
Я не жду благодарности за свой поступок, потому что это дело добровольное. Для меня лучшая похвала заключается в том, что нам дают плюс один день к отпуску. Это дополнительный повод провести его дома, с семьей.
Я выросла в семье медиков, и разговоры о сдаче крови у нас были частыми, – делится своими воспоминаниями Людмила, – и с детства понимала, насколько это важно. Однако лично убедилась в этом, когда отца травмировало в шахте. В результате у него открылось сильное кровотечение, которое угрожало жизни. Тогда была еще школьницей, но хорошо помню, как на просьбу о помощи отреагировали сотрудники. Это были работники, которые трудились на разных участках предприятия. Наша семья была благодарна каждому их них, а достигнув совершеннолетия, я стала сдавать кровь на постоянной основе. Когда через несколько лет отец лег на операцию, ему снова понадобилась кровь. И снова нам помогли чужие люди.
Павел, группа III - : «Главная поддержка – от мамы!»
– Я всегда уважительно относился к донорам, а вот сам кровь сдаю не так давно, сегодня – шестой раз. Процедура прошла в штатном режиме. Около года назад я решил для себя хоть чем-то помогать людям. Родня мои начинания поддерживает. Я понимаю, что дело это благое, поэтому намерен продолжать. Некоторые сдерживают в себе эти душевные порывы, потому что боятся, что им станет плохо, но я считаю, что страхи эти не обоснованы, если не боитесь уколов. Достаточно легкого завтрака – у меня это сладкий кофе или чай с бутербродом.
У меня в родне нет доноров. У мамы слабое здоровье, но именно от нее я получаю самую сильную моральную поддержку. Наверное, потому, что ей как никому другому известно, что значит поддержка других людей. Она говорит, что если бы не было противопоказаний, она присоединилась бы ко мне.
Оксана Пономарева, группа IV+: «Дело это благородное»
– Кровь я сдаю с 1995 года, – говорит лаборант станции переливания крови, так что у меня более сорока кроводач. В итоге это около 18 литров крови, без малого два ведра. Несмотря на то, что мне было 18 лет, я никогда не боялась, потому что, работая в этой сфере, всегда знала, что норма физиологически оправдана, и не может нанести вреда здоровью. Многое зависит от реакции нервной системы, а еще больше – от психологического настроя. Последний раз я сдавала кровь в марте этого года. Никогда не отказываю, когда меня об этом просят. Я понимаю, что кому-то моя кровь улучшит состояние здоровья или даже спасет жизнь. Ведь нередко в донорской крови нуждаются люди, которые защищают нас и освобождают новые территории. К тому же, каждый из нас может заболеть, и теоретически оказаться на больничной койке в лице человека, которому понадобится переливание компонентов крови. Самое главное – не бояться, ведь дело это благородное!
Врач трансфузиолог Валентина Холод:
– Если раньше у нас было много постоянных доноров, то на данный момент – как правило нас выручают предприятия. В основном это связано с миграцией населения. Но донорские кресла у нас не пустуют, потому что приходят много новичков. Так что мы справляемся, и обеспечиваем и наш город, и в Луганск отправляем. Сейчас система работает такая: когда человек попадает на лечение и ему требуется переливание крови, близкие люди организовывают родственников, знакомых. Однако 17 апреля немало свердловчан приняли участие в региональной донорской акции «ZA наших», организованной в преддверие Дня донора. Кровь сдавали сотрудники администрации города, медики, студенты медколледжа. В этот день мы приняли много людей. Спасибо им!
Оксана Георгиевна: «Здесь нередко стоят пробирки и с моей кровью»
Те, кто в полной дозе сдают кровь сорок раз и больше, признаются почетными донорами. Сейчас у нас 86 почетных доноров ЛНР, и десять из них уже имеют статус почетного донора России, но на подходе еще восемь человек. Одна из них – наша сотрудница – Оксана Пономарева. Медики часто сдают кровь, я тоже сдавала, пока не ушла по возрасту (с 18 до 60). Были редкие случаи, когда мы разрешали донорство после 60-ти, но это были люди, которые сдавали на постоянной основе по пять раз в год.
Особо ценны доноры с редкой группой крови – это все резус отрицательные группы, но самая редкая – четвертая отрицательная. Таких людей в процентном соотношении очень мало.
Донорское движение в СССР было организовано в 1930 году, когда люди, не являющиеся родственниками больного, отдавали свою кровь нуждающимся добровольно и безвозмездно. С тех пор ничего не изменилось, если человек здоров, он легко откликается на просьбу о помощи, тем самым спасая человеческую жизнь. Ведь слово «донор» произошло от латинского «dono», что означает «дарить».
Лилия Голодок
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».