Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Ж/д дороги Свердловского района – под охраной: о людях, которые посвятили жизнь транспортной полиции

Свердловск
09.04.2024  18:13
19

Органы охраны правопорядка на железной дороге в этом году отметили праздник – 105 лет со дня своего основания. В честь этой даты мы пообщались со свердловчанами, посвятившими жизнь этой профессии.

От жандармов до милиционеров…

История нынешней транспортной полиции начинается в далеком 1837 году, с началом бурного строительства железных дорог России. Их строительство и эксплуатация сопровождались резким ростом преступлений против личности, краж груза и багажа, коррупции и казнокрадства. Железные дороги часто проходили вдали от населенных пунктов, местная полиция с охраной правопорядка не справлялась. Поэтому был введен особый полицейский надзор – жандармские команды и эскадроны, их статус подтвердило Высочайше утвержденное «Положение о жандармских полицейских управлениях». С этого периода можно говорить о жандармской железнодорожной полиции как о самостоятельном институте обеспечения правопорядка на железнодорожном транспорте в системе Министерства внутренних дел. После революции 1917-го рабоче-крестьянская железнодорожная милиция в составе Наркомата внутренних дел была создана в 1919 году декретом ВЦИК. С этого дня началась современная история органов МВД на транспорте.

Чтобы обеспечить безопасность пассажиров, защиту грузов от преступных посягательств, была организована круглосуточная вахта сотрудников на вокзалах, станциях, поездах и парках. Однако в декабре 1921 года железнодорожная милиция была распущена. Только в 1937 году, учитывая специфику экономического развития СССР, было принято решение о воссоздании подразделений. А в сентябре 1938-го железнодорожной милиции вернули линейный принцип организационной структуры.

…и железнодорожной полиции

Чтобы узнать, как сегодня организована работа органов внутренних дел на транспорте, мы встретились с начальником линейного пункта полиции на ст. Должанская Луганского линейного отдела МВД России на транспорте Эдгардом Гончаровым. Вот что он нам рассказал:

– Наш пункт в входит в состав Луганского линейного отдела, подчиненного МВД России на транспорте по Южному федеральному округу с центром в Краснодаре, функционирует с первого января этого года. Ранее здесь существовал отдел полиции ст. Должанская в подчинении Луганского линейного отдела МВД ЛНР. Но в 2022 году прошла реформа, и было принято решение о создании нашего пункта. Был произведен мониторинг, анализ оперативной обстановки на участке дороги от ст. Красная Могила до ст. Фащевка. Иными словами, от границы с «большой землей», Ростовская область до границы с ДНР. По нашей линии курсируют пригородные поезда из Луганска на Дебальцево, на Лантратовку, от уже упомянутой Красной Могилы на Фащевку, мы осуществляем охрану общественного порядка, боремся с преступностью на всех объектах инфраструктуры общественного транспорта, занимаемся выявлением подозрительных лиц и предметов. Отдел фактически находится в стадии формирования. По штатному расписанию у нас должно быть 14 сотрудников, но утверждены пока только четверо, так что ждем полного заполнения штата. Ориентировочно – в течение месяца-двух.

– Какие требования предъявляются к сотрудникам?

– Возраст – от 18 лет, образование – среднее или высшее, в зависимости от должности, на которую человек претендует, хорошая физическая подготовка. В свою очередь государство гарантирует стабильную зарплату и отпуск, социальный пакет для сотрудников и членов их семей. Так что – ждем желающих. Перед началом службы человека отправляют на курсы, обучают выбранной специальности от двух недель до трех месяцев. Например, кинологи проходят двухмесячный курс, операторы БПЛА – трехнедельный.

– Кстати, скажите, а Вам лично в работе когда-то пригодилось умение быстро бегать?

– Конечно, пригодилось! Первое устремление нарушителя закона – сбежать. У нас даже есть своя шутка на эту тему: мы бежим за зарплату, преступник бежит о статьи. Мы тренируемся постоянно. Два раза в неделю в Луганске у нас проходят занятия по физической, тактико-специальной подготовке, стрельбе, рукопашному бою. Отрабатываем навыки, сдаем зачеты.

– Эдгард Вячеславович, а как Вы и коллеги будете действовать, если поступит сообщение: обнаружен потенциально опасный предмет?

– Прежде всего, нужно успокоить позвонившего, избежать паники, выяснить, где находится предмет, как он выглядит. Сразу же сообщаем в Дежурную часть отдела и информируем Министерство внутренних дел ЛНР для вызова взрывотехнической группы – даже еще не зная, опасна ли находка. Потом – связываемся с кем-то из наших сотрудников, находящихся в непосредственной близости от находки, чтобы обеспечить охрану, с территориальным отделением полиции, выезжаем мы на такие случаи вместе, вызываем кинологов. Так что людей при этом задействовано много, даже если в итоге это окажется просто кем-то забытый в поезде или на вокзале пакет.

– Чем еще занимаются сотрудники линейного отдела полиции?

– Сотрудниками уголовного розыска проводится работа по выявлению преступлений, связанных с расхищением элементов верхнего строения пути (накладки, подкладки, рельсы, костыли). Уже в этом году был выявлен ряд лиц, которые совершили хищение имущества железной дороги. В рамках гуманитарной программы для восстановления участка пути между ст. Должанской и ст. Семейкино-Новое сначала производились демонтаж ж/д пути и складирование демонтированного оборудования. А так как поднялась цена на металл – тут же началась и охота на металлолом. Мы вместе с Южной транспортной прокуратурой, пограничным управлением ФСБ России работаем, чтобы не допустить вывоза черного и цветного металлов с территории ЛНР – ж/д узлов и агрегатов, любого другого металла, который имеет отношение к инфраструктуре ж/д транспорта. Нами регулярно проводятся мероприятия, задерживаются автомобили, граждане, проводятся проверки. И надо признать, что на протяжении последних двух месяцев значительно сократилось количество таких преступлений, возбуждены уголовные дела. В связи с неоднократными кражами элементов верхнего строения пути Луганским линейным отделом, а он обслуживает всю территорию республики, возбуждено более десятка уголовных дел. Непосредственно нашим пунктом в суд направлено четыре дела, еще пять находятся в производстве. В том числе – связанные с должностными преступлениями, совершенными самими железнодорожниками – хищения, присвоения и растраты имущества дороги.

Эдгар Гончаров справа

– Эдгард Вячеславович, а контроль сохранности перевозимых грузов – тоже в вашей компетенции?

– Да, мы противодействуем преступным посягательствам на грузы – уголь, удобрения, металл. Совсем недавно был установлен факт хищения гражданином угля с полувагонов, составлен административный протокол о мелком хищении.

Сейчас нами проводятся мероприятия по сохранению ж/д инфраструктуры в приграничных территориях, сотрудники выезжают в Кременную, Лисичанск. Так что на месте не сидим. На прошедших недавно выборах мы обеспечивали охрану общественного порядка на избирательных участках, расположенных в пределах станций.

На участках оперативного обслуживания линейных подразделений в Российской Федерации расположены объекты железнодорожного транспорта 27 железных дорог, эксплуатационная длина которых составляет свыше 113 тыс. км.

– Скажите, видеонаблюдения очень вам не хватает, могло бы оно помочь?

– Конечно, могло бы. Оно есть на всех станциях в соседних с нами областях. И надеюсь, что это и наше ближайшее будущее, потому что оно помогает быстрее установить и задержать и хулигана, и расхитителя.

– Скажите, вам приходилось задерживать оружие?

– Да, были такие случаи, когда граждане имели при себе боеприпасы. К счастью, никаких тяжких последствий это не повлекло. Находили где-то и оставляли себе из любопытства, переносили, перевозили, например, патроны. В любом случае ни мы, ни ФСБ крупную партию оружия и ее владельцев не пропустим.

– Если можно, расскажите, как достигаете результата в работе, какими методами?

– Как в любом киношном детективе, все начинается с поступления оперативной информации: в разговоре с гражданами, из сообщений, когда кто-то к нам обращается, хочет помочь. Есть порядочные, сознательные граждане, которые вместе с нами стремятся обеспечить сохранность имущества железной дороги. Дальше начинаются различные оперативно-разыскные мероприятия и наблюдение в засадах. Например, когда расследовали хищение ГСМ, в засадах провели около двух месяцев. Чаще всего нарушители – люди либо пьющие, либо с низкой социальной ответственностью. В случае должностных преступлений тоже все начинается с информации. Так что главный инструмент нашей работы – это общение. И доверие к нам наших граждан. А оно невозможно без наглядного достижения результатов. Так что – все взаимосвязано.

– Вы любите свою работу? А за что?

– Люблю по нескольким причинам. Например, за непредсказуемость: никогда утром, собираясь на службу, не знаешь, что и где интересного ждет тебя в течение дня. Это ли не романтика? (Улыбается). Я на службе, кстати, уже больше 10 лет. Окончил Штеровскую среднюю школу, Луганский юридический лицей, потом – Донецкий юридический институт. После вуза распределили в Одессу, но я и два мои товарища туда не поехали, а решили проходить службу в ЛНР. Правдами и неправдами пробрались через блокпосты домой. С тех пор работаю в полиции, все время в оперативных подразделениях – Антрацитовском, Краснолучском и Свердловском ГОВД, а с 2020 года – в подразделениях транспортной полиции. С теми ребятами дружим по сей день.

Очень часто наша работа дает возможность помочь людям, защитить их. Для меня это важно. Люблю за здоровый азарт, когда от получения информации до задержания преступника недели или месяцы идет напряженная работа, часто – сверх графика. Но ты ее делаешь, достигаешь результата – и чувствуешь себя победителем. Это ли не настоящая мужская работа? Но, кстати, у нас и девушки трудятся, в том числе – и на оперативно-разыскной работе. Еще – за интерес, за перспективы: железная дорога – одно из самых динамично развивающихся направлений сегодня, особенно много работы предстоит здесь, в ЛНР. И мы имеем к этому непосредственное отношение. У нас появляются новая оргтехника, специальное оборудование, транспорт. Если еще недавно мы ездили на старенькой «буханке», которая заводилась от удара ключом по стартеру, то сейчас у нас новый джип-«Патриот» 2022 года выпуска. Не говоря уже об обмундировании и канцелярии – нас обеспечивают всем. И, знаете, наше руководство и в Москве, и в управлении Южного федерального округа нас ценит, знает практически каждого по имени, отмечает наши заслуги – благодарностями, наградами. Стараются поддержать делом, методической помощью наши структуры на новых территориях. Многие сотрудники, около 80% личного состава линейного отдела полиции, нашего линейного пункта принимали участие в СВО на территории ЛНР, Харьковской области, имеют боевой опыт. Нашему руководителю Луганского линейного отдела МВД России на транспорте Петру Ломакину удалось создать из людей разных национальностей юга России дружный и сплоченный коллектив. Это создает атмосферу, когда хочется работать, приносить пользу. Есть стабильность, уверенность в завтрашнем дне.

В завершение разговора наш собеседник рассказал о ближайших перспективах подразделения:

– Сейчас в здании линейного пункта ст. Должанской при поддержке Главного управления МВД России на транспорте, управлению на транспорте МВД России по Южному федеральному округу, Луганского линейного отдела проводится ремонт. После его окончания здесь будет оборудованная по российским стандартам современная дежурная часть, снабженные новейшей техникой кабинеты. Будут здесь и патрульная служба – для того чтобы круглосуточно сопровождать поезда и обеспечивать порядок по всей линии движения, и служба кинологов. Пригородные поезда будем встречать с собаками, которые пройдут соответствующую аттестацию и получат допуск к работе. Это обычная российская практика.

Людмила Савенкова

***

Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».