Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

К сентябрю Свердловск будет с водой? Специалисты рассказали о старте капремонта водовода

Свердловск
03.02.2024  10:22
24

О магистральном водоводе «Молодогвардейск-Свердловск» жители города говорят, что он больше ремонтируется, чем работает. Усугубляется ситуация буквально на глазах. Однако, согласно официальной информации, уже в ближайшем обозримом будущем она должна кардинально измениться.

Последние несколько месяцев промежутки между аварийными остановками водовода становятся все короче и короче, а периоды безводья – все длиннее. К тому же, аварии случаются буквально по закону о парных случаях: одна авария, ремонт, запуск водовода – и тут же вторая. В точности как случилось в двадцатых числах января, когда город оставался без воды пять дней. Мы уже так к этому привыкли, что безропотно ставим в домах и квартирах накопительные баки, да побольше, бурим скважины, держим про запас целые склады пластиковых баклажек с водой. И, в общем-­то, уже потеряли веру в то, что может быть по-­другому. Как вдруг за пару дней до последней аварии услышали новость: начался капитальный ремонт молодогвардейского магистрального водовода. Пропустить такое событие «Твой город» не мог, наш корреспондент побывал на месте событий.

Целых тридцать три километра труб!

В настоящее время в степи в ра­йоне поселка Таловое рядом с Молодогвардейском сразу в нескольких местах, под контролем российского Фонда развития территорий на магистральном водоводе от Молодогвардейска до Свердловска работает большая бригада монтажников. И хотя полное название проекта – «Капитальный ремонт водовода высокого давления “Магистральный водовод Молодогвардейская насосная станция III­-го подъема – насосная станция “Свердловский ВРУ“ г. Свердловск», на самом деле здесь полным ходом идет прокладка нового трубопровода. Заказчик проекта – ГКУ ЛНР «Служба единого заказчика в сфере строительства», генеральный подрядчик строительства – ООО «Техстрой Луганск». Есть еще три субподрядчика – два из Луганска и один из Крыма.

Скоро по этим трубам пойдет вода

Общая протяженность водной артерии – 33 км. Активные работы были начаты третьего января, к концу прошлой недели было проложено под 1000 погонных метров водовода. Его техническое решение подразумевает использование труб из пластика и металла двух разных диаметров. Протяженность участка стальной трубы диаметром 720 мм – 12,5 км, еще три участка диаметром 800 мм – из пластика. Прокладка нового водовода ведется параллельно существующему. Кстати, его изношенность местами такова, что наложенные друг на друга металлические «заплаты» увеличили его номинальный наружный диаметр (900 мм) приблизительно на 20 мм. Иными словами, в капремонте он нуждается уже как минимум лет двадцать.

Почему работы начали зимой

Как рассказал мастер­-бригадир луганского ООО «Спецстроймонтаж» Виктор Кирдеев, у бригады это уже далеко не первый такой объект. Они работали на прокладке водоводов и тепловых сетей в Краснодоне, Родаково, Зимогорье, Брянке, Алчевске, Иловайске, сейчас параллельно работают в Стаханове. Лично у Кирде­ева это уже девятая трасса.

Работают быстро, нитка водовода продлевается буквально на глазах. Оказалось – могут еще быстрее, просто много народа из бригады в эти дни работает на разгрузке труб. Для этого специально ждали оттепели, зачищали дорогу для большегрузных фур, чтобы те смогли завезти трубы на самую высокую точку. По морозу они туда просто не могут подняться.

– Скажите, пожалуйста, а прочему начали работы зимой, в такую неподходящую погоду?

– Можно сказать, с дальним прицелом начинали. Пока собиралась бригада, прошло время. Наша бригада, к слову, одна из сильнейших в ЛНР, таких мало. Мы шесть лет работаем вместе, но сейчас много наших ребят на передовой, специалистов не хватает. Было такое: звонят, просятся на работу. Спрашиваю: «А что умеете?». В ответ слышу: «Все!». Явный признак того, что опыта работы нет. А нам нужны именно узкие специалисты – сварщики, резчики, слесари, монтажники, экскаваторщики, трубоукладчики. Но уже собрали столько, сколько нужно на начальном этапе. Работаем в любую погоду, без выходных. Алчевцы, луганчане, стахановцы ездят на работу из дома. А вот для рубежанцев снимаем жилье в поселке Мирном. Там же сняли еще квартиру, ждем специалистов из Иловайска. Мы с ними уже работали, знаем их возможности. Еще один вопрос, который сейчас решается – согласование планов и документов. Ведь трасса водовода, в том числе, проходит и по фермерским полям, и по людским огородам. Мы уже столкнулись с этой проблемой. Слава богу, решать ее будем не мы, а наше руководство в Луганске. Как только все организационные вопросы будут решены – нас уже будет не остановить.

У водовода тоже есть паспорт

– Скажите, Виктор, а трасса нового водовода совпадает со старым или проложена совсем другая?

– Новую трубу мы укладываем параллельно старой, на расстоянии 2­2,5м. Это потом поможет нам скорее состыковать ее с насосными станциями.

– Сейчас трубы находятся на поверхности земли. А когда будете их укладывать на место?

– Как только будут согласованы все земельные вопросы, так сразу и приступим. Выставим два трубо­укладчика, рассчитав так, чтобы труба своим весом не повлекла их за собой, экскаватор будет придерживать основную плеть, чтобы не выгнулась, не вывернулась, бульдозер – страховать. И все поэтапно сделаем.

Работа сложная, но вполне знакомая

Оценивая проект, строители были категоричны: работа сложная. Нужно будет «перейти» через две железные дороги, газопроводы, обойти электрокабель, преодолеть значительные перепады высот и массив скальных пород. Основное залегание труб – на глубине 1,9 м. Там, где трубопровод проходит по участкам со сложным рельефом, строители используют специальные бетонные конструкции – дюкеры. Например, нужно преодолеть речку или овраг. С двух сторон, за пять­-семь метров до обрыва, устанавливаются металлические колонны, заполняются бетоном, потом на них укладывается труба. Скальные породы сначала разбивает экскаватор со специальной насадкой, затем идет расчистка нужного участка вручную. Сейчас, пока стройка только «раскачивается», здесь работают до 40 человек, хотя нужно бы до 60. В разгар строительства количество вырастет до 80­-100 специалистов.

– Скажите, пожалуйста, а почему на водоводе используют и пластик, и металл?

– Как раз из-­за особенностей ландшафта. На более­-менее ровных участках используем пластиковую трубу. Потому что, если она где­-то на неровностях рельефа изогнется, или будет неудачно присыпана грунтом, то может и лопнуть. А стальная труба выдержит. Если бы ландшафт местности позволил, то использовали бы только пластик. Его, кстати, и в землю укладывать проще.

Вдали как раз виднелся участок трубы со значительным прогибом. Думала – пластик, оказалось – из стали. Если бы не увидела своими глазами, ни за что бы не поверила, что стальная труба может настолько прогнуться – и не разрушиться.

– А откуда трубы везете?

– Из Нижнего Новгорода. Я даже не знал, что там есть такой завод. Думал, будут наши, харцызские. Но в ДНР сейчас идут подобные работы в Иловайске, местная труба нужна там.

По плану окончание работ намечено на начало сентября. «Уложитесь?», – спрашиваю у бригадира. «Надеюсь, что справимся раньше. В Родаково, по крайней мере, закончили раньше срока», – отвечает, улыбаясь, Кирдеев.

Когда монтажные работы завершатся, водовод нужно будет состыковать с двумя насосными станциями. Кто будет это делать, пока неизвестно. Может, бригада Кирдеева, может другая с их же предприятия. После стыковки водовод заполнят водой, опрессуют, промоют с использованием специальных реагентов, заполнят заново – и только после этого сдадут в эксплуатацию. Весь этот технологический цикл займет от трех до пяти дней.

– Виктор, скажите, пожалуйста, на это время свердловчане снова останутся без воды?

– Нет, конечно. Вода у потребителя должна быть в любом случае. На каждой насосной станции обязательно есть резервное оборудование, насосы. И, вполне возможно, что уже сейчас там ведутся подготовительные работы по прокладке временной резервной линии, по которой будет подаваться вода. Мы это время круглые сутки будем заниматься новым водоводом. Предварительно все вымеряем, выверим, посчитаем – и только после этого обрежем старый водовод. И не уйдем с рабочих мест, пока все не сделаем. Нет, без воды вы не останетесь. Но… в жизни,

разумеется, бывает всякое, и с этим тоже приходится считаться. Тем не менее, больше, чем на трое суток, без воды вы не будете. В Алчевске, например, мы справились менее чем за сутки. В Брянке и того меньше – с часа ночи до семи часов утра.

Честно говоря, мы уже так привыкли к запасу воды в квартирах и домах с центральным водопроводом, что никого это уже не удивляет. Зато все понимают, что, если баклажек или емкости с водой у кого­-то нет – значит, у людей своя скважина. Неужели же скоро необходимость в них исчезнет?

Правда, есть в перспективе другая проблема: практически полная изношенность городских сетей. И нормальное давление в магистральном водоводе может оказаться критическим для наших труб. Но это будут уже локальные ремонты, а не тотальное отсутствие воды во всем городе.

Остается добавить пожелание, чтобы свердловчан предупредили об отключении воды заранее и назвали реальные сроки «безводья». И позаботились о подвозе воды хотя бы в наши спальные районы, где людям взять ее абсолютно негде.

Людмила Савенкова

***

Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».