В поисках своих пенсий: как жители ЛНР остаются без положенных выплат из-за халатности сотрудников Соцфонда
10 января в городских соцсетях появилась публикация «Мой поход в Социальный фонд Краснодона сегодня», к которой была прикреплена получасовая аудиозапись диалога пенсионерки Натальи Коноваловой с начальником краснодонского отделения Социального фонда России по ЛНР Федором Родоманом. Женщина жаловалась на работу его подчиненных. Мы связались с Натальей, и она согласилась прокомментировать ситуацию редакции «Твоего города».
– С 1992 по 2010 годы я работала медсестрой в Краснодонской инфекционной больнице, из них 10 лет – в рентген-кабинете туберкулезного отделения. В 2010 году я родила дочь Софию, ушла в декретный отпуск и начала получать пенсию по выслуге лет, потому что к этому времени у меня уже было 34 года льготного стажа. В то время действовал закон, по которому я не могла одновременно работать в сфере медицины и получать пенсию. Когда я находилась в декрете, мой муж перенес инсульт и не мог ходить и разговаривать, поэтому мне нужно было за ним ухаживать. Пять лет проходил реабилитацию и умер, когда нашей дочери исполнилось семь лет. Так как на этот момент я еще не достигла общего пенсионного возраста, положенную после его смерти пенсию по потере кормильца разделили между Софией и его матерью, моей свекровью. Выплаты на дочь поступали на мой пенсионный счет, и так было до тех пор, пока в 2023 году не объявили о перерасчете пенсий.
21 сентября я подала заявку в электронном виде на Софию и узнала, что могу также подать на перерасчет своей пенсии по выслуге лет, хотя в краснодонском отделении об этом не было информации. После этого в первый раз меня вызвали в фонд, потому что моя заявка вместо Воронежа ушла в Ростов. Сотрудники извинились и отправили мою заявку второй раз. Ее рассмотрели, и 11 декабря пришло сообщение о том, что на мой личный счет в ПСБ была зачислена выплата по реестру. Это был перерасчет пенсии Софии в размере 38 тысяч рублей. Но также в сообщении было указано, что я не могу их получить. 14 декабря я обратилась в Социальный фонд, и меня отправили разбираться в банк. В банке мне сказали, что деньги на счет не поступили из-за того, что документы в Социальном фонде оформлены неправильно. Мне пришлось вернуться в фонд и снова занимать очередь. Там проверили информацию и сказали, что сумма действительно есть, и 25 декабря я ее точно получу. А если нет, то деньги придут 14 января.
Но 25 декабря деньги не поступили. 26 числа я позвонила на горячую линию Социального фонда ЛНР, и мне сообщили, что 14 января я деньги тоже не получу, так как в соответствии с российским законодательством пенсия по потере кормильца зачисляется на отдельный счет ребенка. И я не могу получать обе пенсии на одну карту. Поэтому мне необходимо открыть на имя дочери новый счет и прикрепить к нему свои данные, потому что она несовершеннолетняя. И только когда этот счет будет открыт, на него перейдет положенная выплата. Получив эту информацию, я направилась в отделение фонда, передала информацию, полученную на «горячей линии», и попросила помочь правильно оформить документы. Сотрудники фонда ответили, что на нашей территории эти правила не действуют.
– Может быть, они имели в виду, что еще не завершился переходный период, за который госучреждения республики должны полностью перейти на российские стандарты?
– Я отправилась в первый кабинет и пожаловалась на ситуацию. Находившаяся там Наталья Викентьевна (сотрудник краснодонского отделения СФР) отправила меня обратно. С трудом я вновь попала во второй кабинет, где мне сказали, что они не занимаются регистрацией таких данных. Зашла в третий кабинет, а там мне сказали не мешать и уходить. Я вернулась к Наталье Викентьевне, она записала меня на прием к начальнику Федору Родоману на 27 декабря. Вся в слезах отправилась в банк, чтобы оформить счет на Софию. Ей открыли новый счет, а мне сказали отнести его реквизиты в отделение фонда, чтобы деньги направили уже на счет дочери.
– Вы попали на прием к Федору Родоману 27 декабря?
– Да, но для этого нужно было прийти в 5 утра. И даже так я была уже шестой в очереди. Пока ждала, узнала, что для того, чтобы специалисты отделения поменяли реквизиты, нужно зарегистрироваться в электронной очереди, а там запись уже после 18 апреля. Я объяснила Федору Даниловичу ситуацию, и он попросил Наталью Викентьевну поменять мне реквизиты. Правда, были проблемы с базой данных, но все получилось. Я попросила ее прикрепить мой СНИЛС и паспорт к счету Софии, так как являюсь официальным представителем ребенка. Наталья Викентьевна сказала, что они так не делают.
– Почему вы попросили прикрепить эти документы?
– Такую инструкцию я получила на горячей линии Социального Фонда России по ЛНР, но она не приняла полный пакет документов. Сказала, что раз счет на ребенка, то и нужен только ее СНИЛС. Она не учла, что моей дочери только 13 лет. Но неожиданно сказала, что у нее для меня есть новость: меня удалили из базы данных пенсионеров.
– Как вам это объяснили?
– Мне сказали, что я подала заявку на перерасчет пенсии, а в России нет такой выплаты, какая действовала в ЛНР. По российскому законодательству мой стаж составляет не 34 года, а 17 лет, и пенсионером я не являюсь. И когда сообщение об этом пришло в фонд, мою папку с данными просто удалили. Но ведь никто не отменял льготы и выплаты, назначенные гражданам ЛНР до воссоединения с Российской Федерацией? Я начала возмущаться, и мои данные восстановили.
– Значит, ваши данные удалили по ошибке?
– Не знаю, но восстановление данных заняло два часа. Правда, сказали, что я получу деньги в феврале, сразу за два месяца. При этом никто из сотрудников отделения не понес ответственности в этой ситуации. 9 января мои мытарства продолжились: Наталья Викентьевна позвонила и сказала, что они не смогли отправить полный пакет документов из-за того, что я быстро ушла 27 декабря, и документы вернулись. Следовательно, заявку нужно оформлять заново. Но ведь 27 декабря я провела в отделении несколько часов! Я тут же направилась в фонд. У меня взяли мой СНИЛС, паспорт и свидетельство о рождении Софии, заново оформили документы и дали мне их просмотреть. Я увидела, что мой адрес написан в таком виде: «Красн, 1А, 30», без названия улицы. Наталья Викентьевна ответила, что это неважно, потому что у меня адрес фактического проживания совпадает с пропиской. Но как это неважно, если в любом документе, в котором необходимо адрес указывать, его полностью записывают?
«Твой город» связался с отделением клиентской службы СФР в Краснодоне и Краснодонском районе, но Федор Родоман отказался комментировать ситуацию и сообщил, что на все вопросы ответят специалисты Отделения Социального фонда Российской Федерации по Луганской Народной Республике. «ТГ» получил официальный ответ.
«Документы на выплату пенсий за январь 2024 года Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Луганской Народной Республике (далее – Отделение Социального фонда России по ЛНР) сформированы 25 декабря 2023 года в соответствии с указанным в заявлении способом доставки и реквизитами и переданы в организации, осуществляющие доставку пенсий.
Заявление на смену реквизитов для получения пенсии в учреждении банка подано 9 января 2024 года в клиентскую службу Отделения Социального фонда России по ЛНР в Краснодоне и Краснодонском районе, на основании которого в рабочем порядке внесены соответствующие изменения.
Из дома я снова позвонила на «горячую линию» и получила ответ, что из-за этого мне могут опять отложить выплату. На следующий день, 10 января, я второй раз пошла к Федору Даниловичу. Именно тогда я сделала аудиозапись, которую выложила в соцсети. Сказала ему, что при приеме документов его сотрудник не записывает всю необходимую информацию, и что в январе не получу ни одной из трех выплат, а моя пенсия придет только в феврале. Он ответил, что я подала заявление на свою пенсию 27 декабря, а для того, чтобы пенсия пришла в январе, это нужно было сделать до 25 числа. Но 27 декабря мне только сообщили о том, что мои данные были удалены из базы данных, и их необходимо восстанавливать! Я спросила, как мне жить этот январь? Но Бог с ней, моей пенсией. Почему Наталья Викентьевна отказывается правильно заполнять данные на выплату Софии? Он ответил, она работает только первый месяц и может совершать ошибки. Но у меня есть копия статьи из газеты 2022 года, в которой указано, что Наталья Викентьевна уже тогда работала в этом отделении. Федор Данилович предложил оставить мою жалобу в приемной. Я предупредила его, что буду жаловаться на работу этого отделения. После этого я нашла номер телефона Татьяны Михайловны Васильевой – начальника отделения СФР в ЛНР, позвонила ей и объяснила ситуацию. Тем же вечером мне перезвонила ее заместитель и сказала, что я получу выплату на Софию в размере 38 тысяч рублей в январе.
– У вас имеются в наличии финансовые средства на январь? Что вы планируете делать, если деньги так и не придут?
– София – отличница и дополнительно занимается у репетиторов. Каждую неделю у нее две математики, которые стоят 700 рублей, и английский с немецким по 250. Плюс хоть мы и не шиковали на Новый Год из-за всей этой ситуации, но определенную сумму потратить пришлось, чтобы не оставить ребенка без праздника. Минус продукты и квартплата. До этого я получала 10 тысяч своей пенсии и 13 400 на Софию, так что, сами понимаете, что в январе денег у меня уже не остается. Если ее выплата так и не придет, мне придется обратиться за помощью к родственникам или заложить ценные вещи в ломбард.
– Вы хотите, чтобы кто-то понес ответственность за эту ситуацию?
– Я надеюсь, что получу деньги. Единственное – очень хочу узнать квалификацию Натальи Викентьевны, которая пять раз ошиблась при оформлении документов, от которых зависит благополучие моей семьи. Я понимаю, что никого не станут увольнять, потому что у них сейчас нехватка кадров, и каждый сотрудник на счету, но она должна более ответственно относиться к своим обязанностям.
Сергей Марчуков
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».