Об отключении света должникам и начислении пени от «Энергосбыта»: разбираемся, всё ли так однозначно
«Твой город» продолжает разбираться с тем, как работает договор единого поставщика электроэнергии в ЛНР ООО «Энергосбыт Луганск» с абонентами. В материале «По договору — всё иначе: почему жители ЛНР должны сами заботиться о получении платёжек за свет?» мы затронули тему получения квитанций в Свердловске и Свердловском районе, а точнее, с какими затруднениями сталкиваются местные, чтобы их вообще найти. После мы подробно рассмотрели ситуацию, когда показания счётчиков передать не удаётся, и в компании начинают считать оплату за свет «по среднему».
Теперь остановимся на таких вопросах, как начисление пени за несвоевременную оплату счёта за электроэнергию и «высшую меру наказания» - отключение света в домах должников.
В договоре сказано, что уведомлять потребителя о наличии задолженности по оплате оказанной коммунальной услуги или задолженности по уплате неустоек (штрафов, пени) можно разными способами, от включения соответствующего текста в квитанцию до СМС-сообщения. Но! Просто так, без предварительного предупреждения отключить электричество должнику не так просто, как это кажется на первый взгляд. Верховный суд РФ определил некий законный алгоритм действий для организаций-поставщиков коммунальных услуг по отношению к должникам. Он подразумевает вручение лично в руки под роспись абоненту-должнику уведомления об отключении электроэнергии за 20 суток до самого отключения. И никак иначе! Сам по себе факт отправки потребителю предупреждения заказным письмом с уведомлением, которое адресатом, независимо от причин, не получено, не доказывает, что потребитель поставлен в известность о возможном отключении.
Моя дорогая квитанция
Теперь еще немного о квитанциях. Безусловно, брать в руки их приятно. Напечатаны на качественной бумаге, типографским способом, с цветным рисунком на «обложке», который каждый месяц меняется. Информации много: новый лицевой счет, способы передачи показаний, три QR-кода… В общем, это не наши старые квитанционные книжки, цена которым – 15-20 рублей на весь год, и то по желанию – на почту или в банк можно было прийти и просто с листочком с показаниями счетчика. Но зачем, например, по два раза повторять в квитанции банковские реквизиты «Энергосбыта», ФИО плательщика, его лицевой счет и адрес? И зачем в квитанции по оплате электроэнергии указывать общую площадь помещения, количество комнат, прописанных и проживающих жильцов? Как эти данные касаются показаний счетчика? Возможно, данные, касающиеся размера жилплощади и количества прописанных, могут понадобиться для расчета потребленной электроэнергии в случае неисправности электросчетчика. Но такие ситуации, мягко говоря, нечасты. И разрешаются, как правило, при личном присутствии абонента, оформлении соответствующих документов, а не простой пересылкой квитанции. Сами квитанции напечатаны на недешевой офисной бумаге, пачка такой на 500 листов стоит в пределах 300 руб. Абонентов в Свердловском районе не больше 30 000. Итого на бумагу для квитанций ежемесячно тратят около 18 000 руб. Плюс полиграфические услуги, работа дизайнера по подготовке макета квитанции… Несложно посчитать, что уменьшение размеров квитанции до… разумных снизило бы только расходы на бумагу, как минимум, в три раза.
Верховный суд РФ определил: для отключения должника необходимо вручить ему лично в руки под роспись уведомление об отключении электроэнергии за 20 суток до самого отключения. И никак иначе!
Вы можете возразить мне, уважаемый читатель, мол, красота тебе не нравится, чужие деньги считаешь? Но ведь это и мои деньги, и ваши, и множества других абонентов! И когда я не получаю – добываю эту квитанцию, а потом ломаю голову, когда и где ее лучше оплатить, чтобы не стоять в длинной и нервной очереди – думаю я совсем не о ее красоте и, как бы это сказать… цивилизованности. А о том, как с гораздо большей пользой для всех эти деньги можно было бы использовать.
Когда закончится «пока»…
Пока новый порядок начисления и оплаты электроэнергии медленно и со скрипом внедряется в нашу жизнь, пеня начисляться не будет. По крайней мере, «Энергосбыт» обещал. Но что будет, когда он решит, что это «пока» уже закончилось? За это время почтальонов у нас вряд ли станет больше. И доплату для стимулирования трудового рвения им тоже вряд ли увеличат. Да и обида у людей на то, что «без меня – меня женили», не продумав элементарных организационных вопросов, как ни старайся пока не проходит. Особенно обидно самым дисциплинированным и самым в этой ситуации беззащитным плательщикам из-за неумения или невозможности пользоваться интернетом – нашим «взрослым» пенсионерам. Так обидно, что даже в редакцию звонить перестали…
Именно им мы хотели сообщить: не стоит так переживать изза того, что не успеете оплатить электроэнергию в срок и вам начислят пресловутую пеню. В соответствии с ч.14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и/или не полностью внесшие плату за коммунальные услуги, обязаны уплатить пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки. Увеличение установленного в настоящей части статьи размера пеней не допускается. Только за последние полгода ставка рефинансирования Центробанка менялась пять раз. По этому посчитать пеню, не имея специальных данных, сложно. Мы воспользовались найденным в интернете по ссылке https://assistentus.ru/kalkulyatorpeni1300150130/ калькулятором по 1/300 ставки, применяемой при расчете пени по просрочкам коммунальных платежей. Он автоматически учитывает все изменения ключевой ставки Центробанка. Допустим, мы задолжали за электроэнергию в октябредекабре 2023 года 650 руб. Размер пени в этом случае калькулятор нам насчитал в размере 28,95 руб. В 2024 году Правительство приняло решение: при расчете пеней и штрафов за просроченную оплату жилищно-коммунальных услуг за основу будет браться ключевая ставка Банка России, действовавшая на 27 февраля 2022 года. Она составляет 9,5% годовых. В таком случае размер пени становится еще меньше – 18,94 руб. И стоит из-за этих денег нервничать? Парадокс, но в этом случае и комиссия в банке или на почте в размере 3% составит 19,5 руб. – вместо 54 руб. при ежемесячной оплате (18 руб. х 3=54 руб.). Мы никого не призываем становиться должником «Энергосбыта», ни в коем случае – просто считаем цифры для успокоения вашей нервной системы.
Ситуация с «Энергосбытом» пока, к сожалению, выглядит крайне непродуманной. Возможно, руководству предприятия следовало бы просто попробовать обратиться к опыту других регионов. Например, в соседней Ростовской области жители многоквартирных домов вообще не заботятся о передаче показаний. А вот в частном секторе, так как приборы учета установлены внутри двора, этим занимаются собственники. Только делается это все намного проще – записывая показания в сами квитанции при оплате. И если собственник не передает показания более шести месяцев, то поставщик обязан произвести поверку счетчика, предупредить о ней собственника, а тот в свою очередь обязан допустить специалиста к прибору учета.
Как долго «Энергосбыт» будет еще пробовать изобрести велосипед, сказать сложно. Однако внедрение схемы, уже зарекомендовавшей себя положительно, с последующей ее доработкой могло бы реально облегчить жизнь – как абонентам, так и самому «Энергосбыту».
Людмила Савенкова
В целях защиты авторских прав, копирование и размещение этого материала или его части возможно ТОЛЬКО с письменного разрешения редакции «Твойгород.com».
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».