Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

По договору - всё иначе: почему жители ЛНР должны сами заботиться о получении платёжек за свет?

19.01.2024  18:33
17

В редакции «Твоего города» перестали вдруг раздаваться звонки по поводу квитанций из «Энергосбыта». И это было странно, потому что наш серый редакционный телефон до этого был «красным» от звонков. Мы решили выяснить, чем же вызвано такое молчание? А заодно и внимательно прочитали стандартный договор энергоснабжения, под которым почти никто из абонентов подпись не ставил. Ведь оформили наши с «Энергосбытом» договорные отношения автоматически.

Для начала поговорили со свердловчанами из разных уголков города и района. По Свердловску ситуация с доставкой квитанций неоднозначная: кв. 60 лет СССР – абоненты сами забирают на почте, поселок бывшей ш­ахты 1/2 им. Свердлова – их доставляют почтальоны, район машзавода – почта, поселок станции Должанской – абоненты забирают квитанции на почте, кв. 50 лет Октября – почтальоны оставляют в подъездах, люди разбирают сами.

Теперь об обстановке в районе. Жителям поселка Ленинский, например, квитанции приносит почтальон, и проблем с этим вообще нет. Почтальонам, как они сами говорят, никто ничего не доплачивает. В отделе по ОЖД Володарска сообщили, что квитанции за октябрь разносили почтальоны. За ноябрь жители поселка забирали их на почте. Одиноким пожилым людям квитанции забирают соседи, но может принести и почтальон, по желанию. Если кому-­то сложно передать показания электросчетчика с 20­-го по 25-­е – в помещении отдела стоит коробка для листочков с данными. А начальник отдела потом сам отвозит их в «Энергосбыт».

В Александровке абоненты забирают квитанции на почте, там же стоит ящик «для показаний». В «Энергосбыт» их отвозит либо почтальон, либо начальник отдела по ОЖД поселка. В Комсомольском квитанции тоже забирают на почте. Исключение составляют только те, кому пенсии приносят почтальоны, им одновременно вручают и квитанции. Одиноким и немощным тоже нужно дружить с соседями.

В Шахтерском жители забирают квитанции на почте, там же оставляют показания счетчиков, отвозит их по назначению начальник отдела по жизнеобеспечению поселка. Такая же картина в Дарьино-­Ермаковке и Калининском. В Карпово­-Крепенском почтальон приносит квитанции только тем, кому доставляет пенсию.

Абонент ходить за квитанцией не обязан

Больше звонить мы никому не стали: стало понятно, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Опыт уже не одного поколения свердловчан показал, что с энергоснабжающей организацией шутки плохи. Чуть что – грозят отключением. Лучше вести себя дисциплинированно и законопослушно. Вот народ и приспосабливается, кто как может: кто­то один получает на почте квитанции на всю улицу или подъезд; другие, по просьбе или по собственной инициативе, забирают их старым и немощным, и т.д. Потому и звонить в редакцию перестали, поняли, что ситуация приобрела характер унылой неизбежности. Но разве доставка квитанций – это проблема абонентов? Разве у них должна болеть душа, как этот финансовый документ получить, а потом оплатить, и при этом не нарушить сроков оплаты?

В итоге игра получается в одни ворота. Потребители носятся как угорелые, при этом «Энергосбыт Луганск» сидит и ждет готового. А ведь по договору энергоснабжения доставка квитанций – его прямая обязанность. Когда в августе прошлого года правительство РФ определило единого гарантирующего поставщика электроэнергии в новых регионах, гражданам ЛНР, в связи с этим, делать ничего было не нужно – договоры энергоснабжения с ООО «Энергосбыт Луганск» с 1 октября считаются заключенными автоматически. Хотя что такое «договор»? Это соглашение двух или более сторон. Но соглашались ли граждане на подобное изменение в процедуре фиксации показаний, их передаче и порядке оплаты? И можно ли назвать условия, продиктованные в одностороннем порядке, договором?

Если бы «Энергосбыт» снимал показания и сам бы считал сумму в квитанции, которая потом приходит по почте – это качественная услуга, которая снимает ряд забот с плеч потребителя

Из-­за того, что договоры мы лично не подписывали, мало найдется среди нас тех, кто этот документ читал. А то бы мы знали, например, что в п. 8 договора четко сказано: «Доставка платежных документов на оплату коммунальной услуги… осуществляется… по адресу электронной почты или по почтовому адресу (абонента – ред.)». А в разделе «Права и обязанности сторон» договора указано, что гарантирующий поставщик обязан «обеспечить доставку потребителю платежных документов на оплату коммунальной услуги способом, определенным в п. 8 настоящего договора». Иными словами, потребитель электроэнергии за квитанцией никуда идти не обязан – наоборот, ему обязаны ее доставить!

Ведь по сути, если бы «Энергосбыт» снимал показания и сам считал сумму в квитанции, которая потом приходит по почте – это качественная услуга, которая снимает ряд забот с плеч потребителя. А если энергопоставляющая компания использует вместо контролера на бесплатной основе гражданина, то фактически получается, что основная задача компании – выставление счетов.

И все же не можем не согласиться и с тем, что на законодательном уровне ситуация выглядит неоднозначно. В договоре «Энерго­сбыта», как, впрочем, и в любом другом, права и обязанности сторон четко разграничены. И потребитель именно имеет право «при наличии прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 20-­го по 25-­е число текущего месяца и передавать их не позднее 25-­го числа» поставщику электроэнергии. В то же время он обязан, например, допускать представителя поставщика в жилое помещение для снятия показаний приборов учета. Или сообщить о том, что его прибор учета вышел из строя. Просто еще раз подчеркнем: передавать показания электросчетчика потребитель не обязан – это действие отнесено к его правам. И никаких разночтений.

Мы позвонили и.о. начальника Центра почтовой связи № 4 (Краснодон) Дмитрию Рыженкову, вот что он нам рассказал: «Штат  предприятия не укомплектован, людей не хватает. Поэтому доставить квитанции вовремя не получается. Раздаем их на узлах связи, и почтальоны берут, сколько смогут, когда носят пенсию. Сотрудников мало из­-за зарплаты. Ее размер около 20 тыс. руб, но, исходя из экономической целесообразности предприятия, почтальоны работают на 0,7, а то и на 0,5 ставки, с соответствующей оплатой. А работы для почтальонов у нас много. Стараемся как-­то компенсировать доплатой за интенсивность в размере 10­-20%. Обещают повышение зарплаты с начала года начальникам почтовых отделений и операторам, а с марта на 20% – всем остальным. Договор с «Энергосбытом» на доставку квитанций у нас есть, почтальонам полагается доплата за доставку. Но ее размер – коммерческая тайна».

Из своих источников мы узнали, что доставка одной квитанции стоит 50 копеек. И первые доплаты в размере от 100 до 500 рублей почтальоны уже получали. Но, согласитесь, это не те деньги, за которые они будут проявлять трудовой энтузиазм.

Людмила Савенкова

***

Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».