Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

«13 детей – не предел»: как живет большая семья Морозовых из Свердловска

Свердловск
20.01.2024  09:35
66

На днях Президент РФ Владимир Путин присвоил звание «Мать-героиня» свердловчанке Ирине Морозовой, которая вместе с супругом воспитывает 13 детей. Встретившись с Ириной Викторовной и Павлом Вениаминовичем, которые в браке 22 года,  у них дома, мы узнали, как живет их большая и дружная семья.

– Ирина, скажите, пожалуйста, ваша многодетность осознанна, или просто так в жизни получилось?

– Это осознанные решения, потому что к большой семье мы частично были готовы. Мы оба выросли в многодетных семьях (нас у родителей было семеро, а у мужа восемь. Моя мама и родители Павла тоже были из многодетных семей). Так что  мы хотели иметь много детей. Каждый наш ребенок – желанный. Так, без перерыва, и росла наша семья. Минимальная разница между нашими детьми – год и один месяц, а максимальная – два года.

– Что бы вы посоветовали тем, кто хочет иметь большую семью?

– Это непросто, к этому нужно быть готовым не только физически, но и морально. Для меня выносить беременность, родить – это было еще не самым сложным. Трудности начались, когда дети пошли в школу. Были ситуации, когда старших нужно забрать, а малышей не с кем оставить.

Папа:  «Для меня самое сложное – воспитать ребенка, ведь мы ответственны за его судьбу. Приходится учить его, при этом и самому многому учиться. Учитываешь предыдущие ошибки в воспитании, и стараешься их в дальнейшем не допускать. То есть к детям нужно относиться с полной самоотдачей».

– Такое количество беременностей и родов  под силу всем женщинам?

– Беременность и роды – это нелегко, и если женщина этого боится, то она сама на это больше не пойдет. Я после родов на трудностях не заостряю внимание. Зачем это вспоминать, когда у меня малыш на руках? У меня такой принцип жизни: проблемы нужно решать сразу, а не тащить их за собой, как мешок. Каждый день диктует свои трудности, переживания и заботы.

Но такие большие семьи все-­таки дано иметь не всем. К примеру, у моей сестры только шестеро детей, и она не может иметь больше по состоянию здоровья. У супругов есть любовь к детям, и они хотят их рожать, но не могут. Если Бог дает ребенка, то он дает и силы его выносить и родить, а также обеспечить всем необходимым. Помню, даже в тяжелом 2014 году все равно как­-то устраивалось в жизни.

Большой стол для уроков и для игр

– Легко ли накормить такую семью?

– Это непросто. Когда ребенок маленький, любит одно, а когда начинает подрастать, его вкусовые предпочтения меняются. Особенно это стало заметно после того, как некоторые дети переболели коронавирусной инфекцией. Мы просто стараемся, чтобы наше меню было разнообразным и главное – здоровым.

– Вы живете одной большой группой. Удается ли противостоять инфекциям?

– Даже обычной простудой болеем практически все, причем по нескольку раз. Чаще всего в два этапа. Стараемся выздоровевших детей на время пристроить к кому­-то из близких, чтобы они не заразились по второму разу. Но вот ковидом у нас переболело несколько человек, возможно, потому, что это было лето. Те, кто помладше, перенесли болезнь легче. Может, потому, что не вредничали, а пили малиновый чай и потели. А вот старшие болели тяжело.

– Что на ваш взгляд сплачивает семью?

Папа: «Здесь можно назвать несколько факторов. Дети очень любят, когда мы проводим с ними время. Казалось бы, такие простые вещи как детские игры, семейные обеды очень нас объединяют, не говоря уже о совместном отдыхе. Если мы куда­-то выезжаем, стараемся не разделять детей. Информация не для ГАИ – в девятиместной машине на море едет пятнадцать человек! Конечно же, нам хочется, чтобы у каждого было в дороге свое удобное место, но если ехать поездом или автобусом, то это обойдется очень дорого. А так – заправили одну машину, и поехали. Стараемся ехать ночью, чтобы дети в пути спали, а проснулись уже на месте. Хотелось бы иметь машину большей вместимости, но пока нет возможности».

Ангелина – 21 год, Олег – 19 лет, Ярослав – 18, Виталик – 16, Денис – 15, Яна – 14, Илья – 12, Веня – 11, Витя – 9, Филипп – 8, Виолетта – 6, Назар – 4 и Вероника – 3 года

– Вы развиваете детей каждого по способности и талантам или всех в одном направлении?

– В свое время ребята играли в футбол, но нужно, чтобы они занимались постоянно, и здесь возникли проблемы. Чтобы отвезти их в секцию, нужно было на кого­-то оставить малышей. Глядя на эту ситуация, я решила развиваться сама – будучи беременной восьмым ребенком, я обучилась вождению. И мне стало легче: развозим всех – кого в сад, кого в школу.

Большинство детей проявляют свои способности к музыке. Шестеро обучаются игре на музыкальных инструментах: скрипка, баян, фортепиано, гитара. К сожалению, увлечения старших нам не удалось поддержать. Хотя они уже освоили азы и занимаются дома. Как только младшие наиграются на баяне, тогда садятся они.

– А у Вас есть какие-­то увлечения и хватает ли на них времени?

– Я по специальности швея. Раньше я много шила ребятне: костюмчики, штанишки, но со временем это занятие сошло на нет. Потому что в большой семье все-­таки хлопот много. Плюс к этому, у нас еще идет стройка.

Папа: «В этом доме места мало, комнатки маленькие, некоторые малыши спят по трое, так что мы недалеко строим новый дом, чтобы места хватило всем. Правда, это долгострой с 2012 года, но все равно стройка движется.

– Где дети учат уроки? Как решается вопрос, какие телепередачи смотреть или как делить компьютер?

– У нас пять школьников и три студента, и все помещаются за столом, который находится в общей комнате. Главное – не откладывать все на вечер. К примеру, меньшие пришли, поучили уроки, после пришли старшие, начали заниматься.

Телевизора у нас нет – это принципиальная позиция. А вот ноутбук у нас есть, но в интернете дети не зависают, а могут найти только то, что требуется по школьной программе. Вместо этого мы предпочитаем собраться всей семьей и пообщаться о том, как прошел день. Охватить весь учебный процесс порой бывает сложно  Хорошо, что многие учителя идут навстречу, и дают отсрочку на некоторые проекты. К тому же, дети у нас еще маленькие, так что ноутбуку и так досталось: он не единожды падал. Хотя нам и помогли телефонами, но один все же утопили.

– Старшие дети помогают?

– В нашей семье все друг другу помогают. Как и положено, старшие смотрят за младшими. К тому же, самые старшие уже подрабатывают, так что в этом году они подарили нам к Новому году и Рождеству подарки. Папе – «Керхер», а маме – кухонный набор. Был даже курьезный случай. Смеялись все! Старшие дети внесли большой накрытый коробок и заставили всех угадывать, что там. Мы думали-­гадали всей семьей, перебрав мыслимые и немыслимые варианты. Оказалось, дети подошли к  вопросу  подарка с практичной стороны и купили нам новый унитаз (смеются). В новом доме запланировано два санузла, и в одном уже стоит унитаз. Они купили второй, точно такой же.

Мои сестры и братья немного старше моих детей, так что тоже помогают посидеть с детворой. Моя мама живет рядом, и приходит на помощь всегда. Папа работает на шахте «Должанская-­Капитальная». У меня была возможность работать, но я не захотела, чтобы мои чада были предоставлены сами себе, даже ценой пополнения семейного бюджета. Да и дети растут быстро, просто хочется насладиться моментом.

 – Как на вашу семью реагируют другие люди?

– Конечно же, если я иду по городу с пятерыми детьми, то люди уже оборачиваются, но когда узнают, что у нас тринадцать детей, порой изумляются. При этом приходилось слышать в свой адрес как положительные, так и отрицательные отзывы. Но ведь мы ни у кого ничего не просим, поэтому мнения озлобленных граждан нас не особо интересуют. Вот была ситуация: за мной стояла мама с маленьким ребенком в очереди к детскому врачу, и увидев, что со мной пятеро детей, проявляла нескрываемое недовольство. Но я же не нарушила ничьих прав!

Но большинство людей все-­таки относятся хорошо. Вот, например, незнакомая семья принесла нам добротные современные детские вещи, перестиранные с ароматическими таблетками. Они просто благоухали! Такой дар было приятно принимать. За то, что люди так к нам отнеслись от души, Бог их благословит!

– Насколько сложно обустроить быт многодетной семьи?

– Если каждый сразу будет убирать за собой, то поддерживать порядок не сложно даже при таком количестве домочадцев. У нас четыре полки с обувью, но вся она чистая. Если скапливается какая-­то одежда, из которой вырос ребенок, я ее  не складирую, а делюсь с  друзьями, сестрой. Мы надеемся, что в новом доме будет еще лучше.

– Как такую кагалу уложить спать одновременно?

– На это уходит минут сорок. Пока младшие ложатся спать, старшие идут на кухню пить чай. В это время выясняется, что никто не спит, просыпается неистовое любопытство, и начинается беготня. В каникулы мы даем послабление, а в школьное время дисциплина у нас пожестче. Потому что каждый ребенок должен полноценно выспаться. У меня подъем в 6.00, и после этого я начинаю детей будить по очереди, чтобы в санузле не создавалось столпотворение.

– Сейчас нередко приходится слышать о личном пространстве, насколько ребенок в нем нуждается?

– Младшие этого не ощущают, им наоборот комфортнее быть вместе. Малышня постоянно у нас и друг у друга на виду. Я только поставлю на печку кастрюлю, они уже бегут с вопросами: «А что ты будешь готовить?». А вообще всей семьей мы собираемся только к вечеру.

А вот старшие уже нуждаются в более обособленном пространстве. Я всегда стараюсь донести им, что, несмотря на то, что они повзрослели, они не стали для меня менее дорогими, чем младшие. Просто старшие выражают свои потребности, а они еще не могут, поэтому внимания требуют большего.  Когда в доме кого-­то нет, начинаешь пересчитывать. К примеру, как только кто-­то ночует у родственников, то сразу  кажется, что нет половины семьи. Вот сейчас старшие уехали в гости в Челябинск, и дом кажется полупустым.

– Ваш главный аргумент в пользу многодетной семьи.

Папа: «Я рос в многодетной семье, а мой друг у родителей был один. И ему всегда было настолько скучно, что он приходил играть к нам».  В большой семье легче воспитать детей дружных, честных, трудолюбивых. Но и не нужно забывать, что семьи раньше были очень большими, считаю, что эту традицию нужно возрождать».

– 13 детей для вашей семьи – это предел?

– Когда я вижу будущую мамочку, душа моя наполняется теплом, и радуюсь за нее, как за себя. Мы не против того, чтобы наша семья росла. Так что, если Бог даст еще ребенка – будем рожать!

Лилия Голодок

***

Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».