Как в Свердловск возвращали свет: всё о работе электриков в это непростое время
Не успел Свердловск толком прийти в себя после ноябрьского урагана, как в понедельник, 11 декабря, налетел очередной «свежий ветер» с порывами до 15 м/с и ледяным дождем. В результате – налипший снег и лед, оборванные провода, скачки напряжения, обесточенные поселки, темные кварталы… И шквал звонков в редакцию, сообщений в соцсети: сидим без света, дозвониться никуда не можем, где электрики? Корреспонденты «Твоего города» решили найти ответы на вопросы – и электриков заодно. А помогал им главный инженер Свердловского района электрических сетей ГУП ЛНР «Республиканская сетевая компания» Андрей Василенко.
…При порывистом ветре и сильном обледенении ремонтировать и восстанавливать электросети и физически сложно, и запрещено правилами безопасности. Поэтому 11 и 12 декабря энергетики к ремонтным работам на высоте не могли приступить в полном объеме, только производили повторные включения обесточенных участков. Где-то это удавалось, но большей частью – нет. Наутро среды, 13 декабря, без света оставались порядка 7000 абонентов в разных концах Свердловска и района. Ждали электриков-ремонтников поселки Калининский, Хмельницкий, Бирюково, села Александровка, Карпово-Крепенское, Дарьино-Ермаковка, Астахово, Новоборовицы, Зеленополье, Верхнетузлово, Любимое. Были частично отключены высоковольтные линии в Червонопартизанске и Комсомольском, Ленинском, Шахтерском. В этот день на линии трудились все пять ремонтных бригад – 21 человек, шесть единиц техники. Мы застали за работой сотрудников Свердловского РЭС на улице Ворошилова и в переулке Кожедуба. Остальные работали в районе улиц Украинской и Шахтной, Базовской и Грибоедова, в Червонопартизанске.
…На улице минус восемь и порывы ветра до 10 м/с, на вышке у ремонтника эти показатели увеличиваются вдвое. Плюс громоздкая телогрейка, тяжелый страховочный монтажный пояс, инструменты, размеры люльки, в которой едва можно со всем этим повернуться. И картина рабочих будней в целом становится понятной. Но к этому добавляются дополнительные проблемы. Например, накануне у самих электриков мастерские (и раздевалки) были без света, и утром все надели на мороз холодные непросохшие спецовки. Или вот еще: погонный метр провода весит 200 г. Подумайте, насколько сложно будет натянуть 30-метровый участок линии (среднее расстояние между двумя опорами) под воздействием сильного ветра. Приплюсуйте сюда дождь, снег, зной, опасные условия труда, недовольство людей из-за отсутствия привычных благ…
Обледенение оказалось разрушительнее ветра
На улице Ворошилова, 121 заменили рухнувшую бетонную опору новенькой, «обтянули» проводами и восстановили электроснабжение на этом участке.
Переулок Кожедуба: упавшее дерево обесточило два дома
– Две недели мы «разгребали» последствия прошлого урагана. Но результаты прошедшего дождя и обледенения в этот раз оказались еще хуже. Повреждено очень большое количество высоковольтных линий, поэтому и так много абонентов без электричества. У наших коллег из Антрацита в этот раз ситуация еще серьезнее: толщина налипания инея – с ширину ладони. Опоры падают, провода рвутся прямо на глазах, в одном месте поднимают – рядом валятся, – рассказывает Андрей Василенко.
– Андрей Владимирович, скажите, пожалуйста, вам хватает количества ремонтников для работы?
– У нас есть вакансии, и было бы хорошо, если бы нашлись желающие их заполнить. Нам нужно полностью укомплектовать бригады по ремонту трансформаторных подстанций и воздушных линий, в каждую принять по три человека.
– Скажите, пожалуйста, предприятию нужны именно подготовленные специалисты?
– Не обязательно! Было бы желание работать, и чтобы медики пропустили. Мы обучаем всех. К нам приходили люди после училища, института, шахты – всех научили, работают. Направляем на обучение, на повышение квалификации в Макеевку, Луганск. Электромонтеров готовим по своей базе. Но… не все в конце концов остаются. Нужно очень много знать и помнить в нашей профессии, потому что работа опасная, от знаний и навыков часто напрямую зависит человеческая жизнь. Плюс работа на высоте, когда вышка поднимается на 17-18 метров над землей, раскачивается, и мало удержать равновесие – нужно работать. Но те, кто остаются, растут профессионально, повышают группу электробезопасности, разряд.
– А техники хватает? В каком она состоянии?
– У нас две вышки, одна из них совсем новая, поворотная и удобная. Спасибо красноярцам за помощь техникой, в частности, манипулятором: он и вышка, и подъемный кран, и площадка для перевозки опор. В 2020-м мы получили УАЗик и буровую установку. Остальная техника – что-то нужно ремонтировать, что-то обновлять. Вот сегодня старая вышка выехала чуть позже, ремонтировали. Пока справляемся, но все равно хотелось бы поновее и побольше. Чтобы не просить, а иметь свое.
Отдельное спасибо администрации Свердловска и Свердловского района, КП ККП, КПЭСНО «Горсвет» в помощи при ликвидации аварий.
– Андрей Владимирович, когда такой аврал и шквал звонков и заявок, каким образом выбираете, с кого начинать ремонты?
– Ну, если следовать логике соцсетей, то мы: сначала «делаем свет» себе, потом высокому начальству, следующие – кому ремонтируем за деньги, ну, а потом уже всем остальным. Но шутки в сторону. На самом деле в первую очередь обслуживаются высоковольтные электролинии 6 кВ и 10 кВ. Это позволяет сразу подключить от полутора до трех-четырех тысяч абонентов. В приоритете и социальные объекты: больницы, школы, детские дошкольные учреждения. Дальше выбираем по массовости: например, обесточена целая улица. В последнюю очередь обслуживаем единичные заявки, когда нет света в одном частном доме. К сведению: после урагана моя мама двое суток была без света, а после обледенения жилье многих сотрудников Свердловского РЭС по сей день без напряжения. Сейчас люди работают с самого утра и заканчивают часов в семь-восемь вечера, когда уже совсем темно, и они просто ничего не видят, и уже не остается сил. Потом короткий отдых – и снова то же самое, без выходных, и это может продолжаться две недели и больше.
– А когда нет такого аврала, как сейчас, в каком режиме вы работаете?
– У нас есть планы капитальных ремонтов, технического обслуживания линий, есть заявления граждан, по которым мы выезжаем, осматриваем и планируем мероприятия по замене опор, проводов, обрезке деревьев. Выходных практически не бывает. Если нет аварий, то ребята в субботу-воскресенье отдыхают, но аварийная бригада дежурит всегда. В последнее время мы даже плановые работы отложили в сторону, стараемся отработать заявки абонентов, где-то заменить опоры, где-то провод, поднять напряжение. Характер работ зависит еще от поставки материалов. Мы получили по инвестпрограмме трансформаторы – из Казахстана, из России. По основной закупке поступили опоры, провод, изоляторы, рубильники, автоматы, рабочий инструмент. Но опор категорически не хватает: все, что приходит, мы сразу ставим, меняем старые.
«Диспетчер не может ответить, если работает с бригадой»
Отдельно Андрей Владимирович напомнил о работе диспетчеров:
– Очень обидно, когда жалуются на нашу диспетчерскую службу, мол, трубка телефона снята, идут короткие гудки, невозможно дозвониться. Дело в том, что ночью у нас – один диспетчер. Постоянно идут оперативные переключения, он на связи с бригадой, которая находится на линии, и по правилам безопасности он не имеет права отвлекаться. Разумеется, в это время на звонки абонентов никто отвечать не будет. Да еще во время аварий, когда очень много звонков, АТС просто не справляется. Поэтому к нам бывает трудно дозвониться. Кстати, все звонки на стационарный телефон обязательно записываются. Периодически приезжает проверка из Луганска, прослушивает, отслеживает, как работают с абонентами наши диспетчеры и техники. Точно так же реагирует на жалобы и запросы прокуратура. Так что претензии на якобы грубость наших сотрудников очень легко проверяются. А днем у нас сейчас организован колл-центр, который принимает все звонки, которые поступают к нам. Совсем недавно добавлен еще один стационарный номер, и теперь у нас их три: 2-20-90, 2-38-82, 2-23-63.
На улице Ворошилова заменили рухнувшую опору
…Жители домов №№2 и 4 в переулке Кожедуба ждали ремонтную бригаду два дня. Но обстоятельства аварии оказались, мягко говоря, необычными. Вдоль дома №2 растут до десятка старых тополей и ясеней. Кто-то все их по кругу надпилил, по всей видимости, не вручную. Скорее всего, так люди хотели избавиться от «зеленых соседей». В одном из ясеней запил был сделан настолько глубоко, что он не выдержал ветра и обледенения, и рухнул прямо на провода. В итоге два дома оказались обесточены. Ремонтники в течение двух-трех часов аварию устранили. Но вопрос, когда рухнут остальные тополя, остался открытым…
…А через два дня над городом, да и над всей республикой прошел дождь с ветром при минусовой температуре воздуха. И ситуация с электроснабжением стала гораздо сложнее, чем была. Под тяжестью льда падали ветки, обрывая провода, рвались высоковольтные линии, рушились опоры. Город приходит в себя до сих пор, долго и трудно.
Наутро 19 декабря энергетики восстановили энергоснабжение более 383 тыс. жителей ЛНР, нарушенное в результате сложных погодных условий. «Республиканская сетевая компания» отметила, что наиболее сложная ситуация отмечается в Ровеньковском, Перевальском, Краснодонском, Свердловском, Краснолучском и Антрацитовском районах.
Скоро у энергетиков профессиональный праздник. Пусть хоть этот день обойдется для них без погодных сюрпризов, оборванных проводов и рухнувших опор. А кто-то из нас, зная теперь очень небольшую часть сложностей этой работы, проявит чуточку больше понимания и терпения. Хотя в темной комнате без отопления, без телевизора, интернета, холодильника это… непросто. Но энергетики всегда рядом, и обязательно придут на помощь.
Людмила Савенкова
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».