О квартплате в Свердловске: за что платим, что получаем и куда жаловаться
То, что за квартиру, как и за другие коммунальные услуги, нужно платить – факт непреложный. А вот неоспоримый ли? «Твой город» попытался разобраться, какие услуги должен получать владелец жилья в многоквартирном доме, в какие сроки, а также что делать, если они оказываются не в полном объеме либо вовсе отсутствуют.
С первого сентября 2022 года услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий, ранее предоставляемые КП РЭЖ №2, в Свердловске осуществляет Муниципальное унитарное предприятие «Жилфонд». Перечень их немалый: уборка придомовой территории; уборка подвалов, технических этажей и кровли; техническое обслуживание лифтов и ДСС (диспетчерской службы); техническое обслуживание внутридомовых систем холодного водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации (без внутриквартирных работ); проведение дератизации, дезинсекции и т.д. – всего 13 позиций. Тарифы на эти услуги утверждены распоряжением главы администрации Свердловска и района от 12 апреля 2022 г. По сути, подавляющему большинству квартиросъемщиков, не пожелавших создавать в доме или подъезде ОСМД, «Жилфонд» с его вполне исчерпывающим для неизбалованных коммунальным сервисом свердловчан перечнем услуг – отец родной. А что на деле?
От «А кто это?» –до «Не может быть!»
Начнем с периодичности оказания услуг. Например, утренняя уборка территории и контейнерных площадок, в соответствии с распоряжением главы администрации Свердловска и района от третьего июля 2023 г., должна производиться ежедневно в рабочие дни. На днях видела, как реагировали жители д. №11 в кв. 60 лет СССР на уборку дворниками опавшей листвы: от «А кто это?» до «Не может быть!». Кучи листвы пролежали во дворе больше недели, напоминая собой название знаменитого фильма «Унесенные ветром». Короче говоря, работа насмарку. К слову, как рассказали нам жильцы дома, в прошлом году после такой же уборки листва пролежала здесь до весны.
О ежедневной уборке говорить не приходится
А часто ли видят дворников и их работу жители других домов и районов? Давайте спросим у них.
Валентина Андреевна, кв. 50 лет Октября, д. №20: «Раньше у нас было трое дворников. Нагрузка на бедных женщин огромная! Наверное, поэтому их сейчас и не видно, какието другие появились – то один человек, то двое. Так что про ежедневную уборку и говорить не приходится».
Людмила Александровна, кв. Пролетариата Донбасса, д. №30: «Я видела, как вы по нашим дворам ходили, фотографировали. И что, сами не видите, что работы дворников тут никакой не видно?».
Сергей Владимирович, кв. 60 лет СССР, д.№ 17: «Чисто у нас только в тех дворах, где имеется ОСМД. А в остальных – конь не валялся! В лучшем случае уберут контейнерную площадку».
Думаю, продолжать не стоит.
Услуги «по мере необходимости»
Остальные позиции пункта «Уборка придомовой территории» и их периодичность, утвержденные все тем же июльским распоряжением главы администрации, выглядят так: покос травы, удаление поросли – по мере необходимости; уборка листьев в осенний период – по мере необходимости; очистка приямков, отмосток – один раз в год; погрузка мусора на транспортные средства – по мере необходимости. То же и со снегом: от него убирают часть территории, сдвигают уплотненный, посыпают территорию противогололедными смесями – правильно: после выпадения снега/появления гололеда и… по мере необходимости. Кто определяет эту меру? Да и как ее определить, если листья осенью, а снег зимой – везде?

Все те же жители д. №11 в кв. 60 лет СССР рассказали: «Снег во дворе уже много лет не чистит никто, после снегопада во двор ни войти, ни въехать. Выход только один: самим протаптывать тропинки, что мы и делаем. С покосом травы тоже проблемы: в этом году ее выкосили после неоднократных жалоб и то только в центре двора, за домом и между домами №№ 11 и 12 – волки воют и сейчас. Жильцы соседнего дома №10 купили бензокосу в складчину, а уж как там они за покос рассчитываются, или сами косят – мы не знаем».
Теперь что касается уборки подвалов, технических этажей и кровли. Первые из них подлежат чистке – правильно, по мере необходимости, но не реже одного раза в год. По факту подвалы в многоквартирых домах чистятся только в том случае, если там есть работа для ремонтников, и то – только подходы к месту работы. То же и с техническими этажами или привычными для нас чердаками. Крыши полагается чистить при толщине снега более 30 см, что нам с нашими теплыми зимами в последние годы не грозит в принципе.
Действия – эфемерные и реальные
В пункте «Техническое обслуживание внутридомовых систем холодного водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации (без внутриквартирных работ)» можно смело поставить под сомнение те позиции, где периодичность указана «два раза в год». И с чистой совестью спокойно отнестись как раз к тем, которые «по мере необходимости». Потому что осмотр системы холодного водоснабжения – действие эфемерное и трудно проверяемое. А вот уж если гдето рванет или засорится… В общем, пока гром не грянет – поп не перекрестится. Да и диспетчеру «веселая» жизнь обеспечена. Пункт «Эксплуатация ДСС» – круглосуточно – едва ли не единственный, напротив которого можно поставить галочку с комментарием «чистая правда». К этой же категории можно отнести и проверку вентканалов раз в год и их прочистку по мере необходимости. А все потому, что при очередной проверке горгаз будет очень недоволен. Сюда же можно отнести и «Электроснабжение лифтов» – круглосуточно. Их у нас, слава богу, на ночь не отключают.
Зато дератизацию и десинсекцию, которые должны проводиться раз в год, можно смело назвать чем-то из области фантастики. Потому что если в подъезде вдруг начнут травить крыс или тараканов – любой нос это обязательно учует. Причем работа эта должна быть выполнена именно раз в год, а не по мере появления пресловутых животных или насекомых.
Ремонт «согласно графику»
А вот целый перечень работ, периодичность которых определяется «согласно графику проведения ремонтов»: частичный ремонт шиферных кровель с использованием новых материалов; текущий ремонт оголовков вентиляционных и дымовых каналов; ремонт наружной штукатурки в отдельных местах с отбивкой отставшей штукатурки; простая окраска цоколей зданий; ремонт крылец и козырьков над входами; восстановление поврежденных ступеней; окраска домового газопровода. Согласитесь, очень удобно ответить назойливому жильцу, что козырек в его подъезде будет отремонтирован «согласно графику». При этом сам график в свободном доступе вы вряд ли найдете.
С ремонтом кровель и вентоголовков Свердловску помогли шефы из Красноярска, и помощь их поистине бесценна. А приличный внешний вид самих подъездов, скорее, заслуга самих свердловчан. Все, что они могут сделать сами – побелку/покраску/мелкий ремонт, – они делают. В итоге множество наших парадных и выбелены, и покрашены, и щеголяют новыми железными дверями, установленными в складчину, а козырьки, ступеньки, перила, штукатурка, облезлые цоколи – что называется, обнять и плакать. То ли в график ремонтов никак не попадут, то ли сам график не выполняется – как проверишь? Но… Ведь за все это мы платим.
За что платим…
И снова возвращаемся к июльскому распоряжению главы администрации, которое определяет размер стоимости услуг за содержание 1 кв. м жилья в многоквартирных домах, которые обслуживает МУП «Жилфонд». И, собственно, к самим тарифам.
Квартплата за 1 кв. м на сегодняшний день в разных домах отличается: от 2,4 рублей в одном из домов поселка Калининский до 12, 95 – в квартале Центральном.
Разговорчивые жильцы дома №11 в кв.60 лет СССР платят за 1 кв. м жилплощади 7, 96 руб. в месяц. И складывается эта сумма из оплаты за уборку придомовой территории (1,73 руб.), уборку подвалов, техэтажей и кровли (0,08 руб.), техобслуживание внутридомовых систем холодного водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации (2, 87 руб.), дератизацию (0,04 руб.), дезинсекцию (0,04 руб.), текущий ремонт конструктивных элементов, внутридомовых систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, централизованного отопления, ливневой канализации и технических устройств дома (2,32 руб.), техническое обслуживание и текущий ремонт сетей электроснабжения и электрооборудования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления а также других внутридомовых систем в случае их наличия (0,47 руб.), обслуживание дымовых и вентиляционных каналов (0,41 руб.). В год за 1 кв. м жильцы этого дома заплатят 95,52 руб. Живут в доме преимущественно молодые семьи, пожилые одинокие люди и пары, потому что квартиры здесь малогабаритные, до 30 кв.м. В год квартплата для такой усредненной квартиры составит около 3000 руб. Слезы, скажете вы. Но молодая семья или одинокий старик-пенсионер с вами согласятся вряд ли.
…и что получаем взамен
А теперь давайте вспомним, что рассказали нам жильцы. Уборка придомовой территории производится раз в году по большим праздникам (– 1,73 руб.), уборка подвалов, техэтажей и кровли – и того реже (– 0,08 руб.). Кровлю, кстати, в этом году на доме не меняли, в отличие от соседних 10го и 12го. Крыс, мышей, тараканов последние лет 10 никто не травил (– 0,08 руб.). Горячего водоснабжения, централизованного отопления в доме нет, ливневка периодически течет и оставляет грязные разводы на стенах подъезда. Но в случае аварии водяную трубу в подвале заменят. Противопожарной автоматики и дымоудаления нет и не было в помине – здесь даже освещение есть не во всех подъездах (– 0,47 руб). Вентканалы, правда, раз в год проверяются. Даже при таком щадящем подходе квартплата в год снижается сразу на 1000 руб. Добавить сюда состояние парадных, окон в подъездах, остекленных кусками стекла и фанеры, постоянно текущую в подвалах канализацию – и спросить: это кто еще кому платить должен? Жильцы за несуществующие услуги или «Жилфонд» – неустойку за ненадлежащее исполнение своих договорных обязательств и моральный ущерб?
Платить нельзя пожаловаться
Уже слышу возмущенные возгласы коммунальщиков, мол, сайт науськивает людей не платить за квартиру. Речь об этом не идет в принципе. Есть договорные обязательства, и их нужно выполнять. Но обязательно – обеим сторонам!
И если кто-то из многочисленной армии недовольных жильцов захочет пожаловаться на качество услуг – делайте это по закону и по правилам. Жалобу в Роспотребнадзор можно подать через портал Госуслуг, лично, отправить по почте или заполнить форму на сайте Роспотребнадзора.
Людмила Савенкова
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».