Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Без слез не взглянешь: в каком состоянии находятся кладбища Свердловска

26.04.2023  16:28
53

Именно в преддверие Красной Горки на всех кладбищах начинается массовая уборка. Люди перекапывают землю, выгребают старую листву, утилизируют искусственные цветы. Все, вроде бы, хорошо, однако когда на прошлой неделе наш корреспондент отправился в рейд по трем погостам, выяснилось, что ситуация с наведением порядка далеко неоднозначная.

Вид с моста – еще не все!

Несмотря на табличку «Захоронение запрещено» на Должанском кладбище  в 70-е годы, запрету следовали далеко не все, и оно понемногу разрасталось к мосту и железной дороге. При взгляде сверху некрополь всегда выглядит ухоженным, однако стоило нам спуститься с путепровода, ракурс поменялся, и многое стало смотреться по-другому. Среди убранных могил валяется огромное дерево, а дальше от моста – густые заросли. В это время из автомобиля вышла супружеская пара. «Здесь покоятся родители супруги и ее брат, – выгружая из багажника инструмент, рассказал Виктор. –  У родителей убирал брат, но как его не стало, за могилами начали ухаживать мы. Мусор, а в основном это листва, выносим к железнодорожному полотну и сразу сжигаем. Пластиковых цветов не покупаем принципиально, потому что память умерших нужно уважать и приносить им живые цветы! К сожалению, не все так поступают. Некоторые сыплют мусор возле могил, и сколько ни убираешь – бесполезно!».

«Когда с середины девяностых до начала двухтысячных директором шахты Должанская-Капитальная» был Николай Никишин, здесь часто убирали работники угольного предприятия, – подключилась к разговору Валентина. – Помощь была очень весомой! Это ведь один из первых погостов в городе, так что старых могил достаточно много, именно они становятся местами свалок. Если бы шахтеры не убирали мусор, не вырезали поросль, не пилили ветхие деревья, то здесь были бы непроходимые джунгли! Кладбище это большое, и тянется до бывшей пекарни. И убирать в зарослях – приятного мало, потому что именно там можно встретить личности, от которых хочется держаться подальше.

На бревне можно посидеть, но лучше убрать (Должанское кладбище)

Помню, в семидесятые годы на центральном кладбище был даже смотритель. Не просто рабочая единица – человек там жил! Именно он мог подсказать, где найти могилу знакомого человека. Люди  знали, что здесь есть хозяин.

К сожалению, в основном убирать на кладбище ходят пенсионеры, а я считаю, что нужно больше привлекать к этому молодежь, как в семьях, так и в организациях, ведь многим молодым людям просто не доходит, что там лежат наши предки, друзья, знакомые. А ведь именно они должны становиться носителями преемственности поколений, ведь память людская стирается»

В шаговой доступности

Далее в надежде увидеть абсолютно чистый некрополь, который  находится в шаговой доступности от квартала 60 лет СССР, мы отправились к старому городскому кладбищу. Заехав на центральную аллею, решили оставить авто у постамента для гражданской панихиды. На центральной аллее – «красота!». Глазам предстал полный набор: спиленные ветки, пакеты, мешки, банки от краски, тряпки, обломки памятника, секция старой ограды, ну и, конечно же, пластиковые цветы, как же без них! Все это безобразие переваливается на другую сторону высокого бордюра, и находится в неприлично близком соседстве с захоронением начала 90-х. Скорее всего, во время прощания убитые горем родственники вряд ли поставят гроб близкого человека на эту, казалось бы, рациональную конструкцию. Лучше уж по старинке, на табуретах!

Стоило мне обойти стену, я поняла, что неприятные сюрпризы не закончились: в двух шагах от нее вообще старая могила, используемая просто как мусорный контейнер! Невдалеке трудилась супружеская пара: «Убираем у родителей, – говорит Ирина Петровна.  – Раньше мусорник был в начале аллеи, а сейчас посмотрите, какой свинство. Мне неясно, куда смотрят коммунальщики, выдавая разрешение на захоронение? Вот посмотрите: соседняя свежая могила выбивается из общего ряда, и если над ней поставят ограду, то нам придется  через нее перелезать. К сожалению, много могил заброшенных, одна из них возле моей бабушки. Я бы и убрала ее, однако она не безродная, близкие люди усопшего живы-здоровы, но просто махнули рукой на это дело!

Остается «навеки»

Ну, и конечный пункт назначения – кладбище поселка шахты 1/2  Свердлова, где покоятся многие мои родственники. Чтобы проведать близких, кладбище приходится проходить  вдоль и поперек – ряды нередко сбитые, а их нумерация, появившаяся в начале 90-х,  давно выгорела на солнце.

«Это мои дальние родственники, которых я не знаю, потому что это могилы начала 50-х годов, – говорит Надежда. – Знаю, что здесь покоится первая супруга маминого брата, которая умерла во время родов. Ну, когда прибираем, то обязательно приводим в порядок и соседние холмики и гробнички, я знаю, что родственники живут далеко, так что нужно справляться самим».

К сожалению, на личном опыте знаю, что игнорировать состояние заброшенных соседних могил чревато серьезными последствиями: место упокоения близкого человека стискивается со всех сторон мусорниками, которые все равно приходится разгребать.

Смотреть больно и стыдно (кладбище поселка шахты 1/2)

Здесь погост наполовину уходит в старую лесополосу, которая служит свалкой не только листвы. И если вынесенный к дороге мусор, пусть и не сразу, но все же убирают коммунальщики, то в посадке он остается «навечно», образовывая импровизированные горы по обе стороны тропинки.

В непролазных зарослях, где памятники  датируются началом  60-х, наткнулась  (иначе не скажешь) на захоронение почетного гражданина Свердловска, художницы Екатерины Литовченко. К чистоте самой могилы нареканий нет, но соседние памятники с облупленной краской и заваленные буреломами с поржавевшими оградами вызывают жгучее чувство стыда за всех жителей города. Думаю, что захоронение человека, ставшего для многих людей примером мужества и жизнелюбия, заслуживает лучшего к себе отношения.

Эту ситуацию в телефонном разговоре прокомментировал директор СШ №7, которая носит имя знаменитой художницы, Владимир Косяков: «В советское время мы убирали все кладбище, а сейчас ухаживаем только за могилой Екатерины Литовченко. Вот перед Красной горкой я буду посылать учеников на уборку».

С 2012 года до отъезда из города за могилой почетного гражданина города ухаживала сестра Ирина, которая годами заботилась о лежачей больной при жизни. И то, что было под силу возрастной женщине, сейчас «взвалила» на себя школа, которая с 2018 года, носит имя своей талантливой ученицы.

Никто не знает, где окажется душа человека за чертой жизни, но тела в любом случае остаются в земле. Хотя это и тяжелая тема, но люди нередко ее касаются: одни после смерти хотели бы иметь на своей могиле огромный памятник, другим достаточно скромного православного креста и ухоженных цветов, третьи вообще – за кремирование. Но вряд ли кто-то желает, чтобы после смерти его захоронение превратилось в гору мусора!

Так что, сваливая хлам на чужие могилы, люди  своим примером дают разрешение будущим поколениям так же относиться и к их захоронениям.

Неонилла Алексеева

***

Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».