Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Центр «Инженеры будущего» в Краснодоне: чему там учат детей?

Краснодон
22.11.2024  19:30
21

Школьники из Краснодона приняли участие в первом региональном фестивале «Битва маленьких роботов» по спортивному программированию робототехники. Редакция «Твоего города» решила выяснить, где они получили такой уровень подготовки


Центр научно­-технического творчества «Инженеры будущего» находится во втором корпусе Краснодонского факультета инженерии и менеджмента Луганского национального университета им. В. Даля, и наш корреспондент побывал на одном из занятий.

– Существование этого центра – заслуга нашего декана Константина Панайотова, – считает  руководитель и преподаватель центра Алексей Захлестов. – В последнее время выпускники школ имеют слабый уровень подготовки, физику почти не знают, и, чтобы как-­то исправить эту ситуацию, было решено создать подготовительные группы, в которых дети начнут заниматься с раннего возраста. Так образовался наш центр, который в настоящий момент сотрудничает с несколькими структурами. Первая – это «Лига роботов». По ее программе ребята занимаются до 10 класса. Вторая – учебная программа «Инженеры будущего», базой для которой стали программа и методики МГУ. Московские профессора ведут видеоуроки. Они же принимают экзамены и определяют качество подготовки наших преподавателей. Третья структура – это Федерация компьютерного спорта России. Она организует киберспортивные соревнования для ребят. Сначала они участвуют в виртуальных соревнованиях, а потом своими руками собирают машинки на дистанционном управлении и выясняют, чья модель лучше, кто ей эффективнее управляет. В марте в Казани проходили «Игры будущего», мы приняли участие в технических соревнованиях. Скоро ребята начнут собирать машины, которые смогут ездить на улице, пока маленький оператор сидит в здании и управляет ими с помощью видеокамер.

– Скажите, а с чего началась ваша работа с детьми?

– В 1976 году в этом здании был межшкольный учебный комбинат. В тех помещениях, где мы занимаемся сейчас, были токарный и промышленный цехи, стояли промышленные фрезерные станки. Школьники получали профессии фрезеровщика, токар-я­инструментальщика – здесь готовили смену механикам завода «Юность». Ребята вытачивали изделия из металла, получали профессиональное образование. Они умели работать с металлом и читать чертежи, при выпуске из школы получали второй разряд, с которым могли сразу идти на завод зарабатывать деньги. Более того, они получали деньги за те изделия, которые изготавливали для завода. Их учет вели в специальном журнале. Здесь мальчишки и девчонки получали профессии не только для «Юности», УПК готовил специалистов для 15 предприятий: для шахт, ОРСа, автослесарей, водителей. Учебный комбинат начал разваливаться в 1996 году. Оборудование растащили, помещения обветшали. Когда я сюда вернулся, здесь пришлось все заново штукатурить. Начал вести кружки: авиа­ и судомоделирования, радиоэлектронику и другие – около 10. Коренное изменение произошло в 2019­-м году, когда должность министра просвещения занимал Сергей Цемкало.  Я предложил проект развития цифровых технологий среди школьников, который и был принят.

Сборка робота из конструктора

– Когда у вас появились первые компьютеры?

– Первый компьютер у нас появился в 1994 году – мы его сами сделали. Поехали на рынок, купили плату, высверлили в ней 1000 отверстий и впаяли 40 микросхем, чтобы собрать «Спектрум». Дальше начали шагать в ногу со временем, приобретая модели новых поколений. Самые новые компьютеры, на которых мы занимаемся сейчас, поступили в мае от министерства спорта для развития киберспорта.

– И следом появилась робототехника…

– В 2022 году создан гуманитарный проект развития и помощи ЛНР. Нам стали поступать предложения из разных регионов. Мы выбрали новосибирский клуб «Лига роботов». Разработали программу подготовки детей, начиная с пяти лет, создали организацию. Нам поступило оборудование и учебные пособия: ноутбуки, конструкторские наборы, телевизоры. Программа подготовки разбита на четыре ступени, в каждой предусмотрены свои программы, соответствующие возрасту школьников.

– Наверняка у детей возникнет вопрос: как записаться в центр?

– Набор идет летом, продолжается весь сентябрь. Принимаем детей школьного возраста, студентов. Дети до 5­-6 класса учатся работать с конструктором, а старшие изучают основы инженерного дела, работают на станках.

– Каким программам можно научить пятилеток?

– Во-первых, развиваем память, внимание и силу воли. В конструкторе для такого возраста детали достаточно крупные, а процессор простенький. То есть они учатся по инструкции. А вот первоклашки уже могут не только создать робота, но и написать алгоритм действий на компьютере: включить мотор, проехать вперед-назад. В лаборатории из металлической пластинки вырезают плату и высверливают в ней отверстия для мотора и других электродеталей, припаивают провода. Это все основы электротехники. На второй ступени подготовки – это 6-­7 классы – дети начинают изучать основы программирования и могут задать порядок действий для машины со сложным процессором, которая уже сможет самостоятельно объехать препятствие. Третья ступень подготовки – это авиа­ и ракетомоделирование. На этом этапе мы сотрудничаем с инженерной школой Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова – наши ребята сдают экзамен по этим дисциплинам профессорам МГУ. Они проходят отбор и защищают свои проекты. Уровень сложности: ракета должна взлететь на высоту в один километр и передать данные на компьютер.

Заготовка робота

– Какой самый сложный проект сделали ваши ученики?

– Теплицу, точнее, оборудование для климат­контроля на несколько теплиц, которое через Wi­Fi подключено к интернету. В них подбираются оптимальные условия для каждого вида растений: свет, температура, влажность, программа поддерживает эти данные, реагируя на любые изменения, которые будут зафиксированы приборами. Процессор и датчики, на базе которых работает эта система климат­контроля, используются в космической инженерии. Наши ребята, студенты четвертого курса колледжа, две недели назад защищали проект этой теплицы в Москве, получили награды.

Студенты четвертого курса оказались и преподавателями центра. Под их руководством ребята 10-­12 лет собирают довольно сложные механизмы и программируют их простые действия.

–  Я учусь в Краснодонском промышленно-­экономическом колледже, – рассказал Денис Крючков. – Работаю здесь преподавателем робототехники и программирования. Чтобы войти в группу, нужно определить ступень, на которой готов заниматься ребенок. Для этого есть три вводных занятия. Большинство ребят остаются, им нравится здесь заниматься. Знания усваивают быстро, а если ребенок пропускает занятие, то может прийти на дополнительное. Программированием занимаемся на учебных ноутбуках, обучение частично проходит в игровой форме. Я состою в «Лиге роботов» с июля этого года вместе с другими студентами нашего колледжа. Теперь мы и детей учим, и сами развиваемся.

В группе немало ребят, которые занимаются в центре уже второй год.

– Я занимаюсь здесь уже год, – рассказал Михаил Король. – Научился программировать и собирать из конструктора механизмы. Самая сложная машина, которую я собирал, могла одновременно ездить и стрелять по мишеням из маленькой катапульты. Собирается такая за полчаса-­час.

Атмос­фера в аудитории творческая. Одни ребята работают за ноутбуками, другие собирают из конс­труктора механизмы. Работают в парах и активно общаются между собой. Каждый занят делом, а когда преподаватели задают им вопросы по механике, с готовностью на них отвечают.

Мастерская, в которой изготавливают платы для машин, находится на первом этаже. Здесь царит по-настоящему рабочая обстановка, повсюду готовые детали и их заготовки, завершенные или полусобранные машины. Также здесь проводятся занятия по электротехнике, которые ведет Алексей Захлестов.

– Я учусь на третьем курсе колледжа, – сказал Дмитрий, один из ребят, пришедших на занятие учебной группы. – Здесь занимаюсь чуть больше месяца. Изначально пришел сюда на «Лигу роботов», познакомился с Алексеем Михайловичем, и он меня пригласил на занятия по электротехнике. Сейчас мы проходим полупроводники в микросхемах, изучаем, из чего собираются платы, а скоро начнем программировать. Мне интересно собирать роботов, надо подтянуть знания пайки плат и микросхем.

«Инженеры будущего» – высокотехнологичный учебный центр, где подрастающее поколение приобретает знания и навыки, которые востребованы в современном мире.

Сергей Марчуков

* * *

Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».