КаДетство в Свердловской школе №9: чему учат школьников «с погонами»?
За последние несколько лет в части свердловских школ были открыты кадетские классы, и теперь вряд ли кто-то удивится, встретив на улице школьника в форме с погонами «КК». Городским первопроходцем в этой области профильного образования стала Свердловская средняя школа № 9 имени воина-интернационалиста Александра Голубкова.
Инициатором организации такой формы обучения вместе с директором школы Николаем Петровичем Синякиным стала учитель физкультуры и классный руководитель 11 класса Анна Владимировна Гребенец:
– Я работаю здесь с 1983 года, – рассказала она в перерыве между занятиями, – и к кадетству мы шли целенаправленно. Школа неоднократно переходила на экспериментальные программы обучения в сфере здорового образа жизни, и мы прошли три блока экспериментов со спортивным уклоном. Результатом стало улучшение школьной статистики по уменьшению заболеваемости среди детей, и после этого решили, что можем создать кадетский класс. Это произошло в 2016 году, и мы были первыми в городе. Родители нас поддержали, помогли с приобретением формы. На сегодняшний день у нас пять кадетских классов. Набор происходит не каждый год, потому что учиться в кадетском классе нелегко. Во-первых, физически – тяжело ежедневно вставать рано утром для того чтобы идти на обязательную утреннюю зарядку. Во-вторых, трудно постоянно быть подтянутым и следить за своим внешним видом. Форма требует к себе уважительного отношения, ребята понимают, что она ко многому обязывает. Занятия идут так же, как и в гражданских классах, программа одинаковая, но кадеты приходят на дополнительные занятия в субботу, которые проводят специалисты из различных ведомств. С нами сотрудничает много военных, а в 2018 году, благодаря инициативе городской комендатуры, мы присоединились к военно-патриотическому движению «Молодая гвардия – Юнармия». Помощник военного коменданта Свердловска по работе с личным составом первым тогда посетил нашу школу.
– Каким требованиям должен соответствовать ребенок для того, чтобы его приняли в кадетский класс?
– Перед тем как попасть в этот класс, дети проходят в больнице углубленный медицинский осмотр, чтобы принести справку особого образца. Бывает, что родители знают о том, что физическое состояние их ребенка ослабленное, и просят медработников, чтобы им разрешили учиться в кадетском классе, так как уверены, что это укрепит его здоровье. Мы берем таких детей, но ставим на особый контроль, ведь нагрузка здесь серьезная. Обычно это идет им на пользу, потому что общее состояние их здоровья улучшается. Кроме того, все кадеты подтянутые, энергичные и внимательные. Нельзя сказать, что они механически выполняют все указания и распоряжения. Они не роботы, а дети, и пытаются с первого раза понять услышанное, чтобы разобраться в том, что нужно сделать. У нас каждое утро производится подъем флага в присутствии всех учеников, и со стороны видно, что кадетские классы выгодно отличаются на фоне остальных дисциплиной и внешним видом. Они сами ухаживают за своей формой, это одно из самых важных условий для кадета. Детям сложно сразу войти в рамки устава, но им помогают родители и педагоги, оказывают психологическую поддержку. Кроме того, для кадета обязательно участие в спортивных секциях.
Кадеты 9 школы: 5,7 и 9 классы
– Куда выпускники кадетских классов поступают после школы?
– Многие из них в дальнейшем хотят связать свою судьбу со службой в силовых ведомствах, воинской службой и МЧС. У нас есть дети, которые поступили в мореходное училище в Керчи, учебные заведения МЧС и МВД республики и других российских регионов. Ученица моего класса Злата Тимошенко готовится стать военным врачом. Она уже съездила в Нижний Новгород, где находится единственный институт ФСБ, который готовит таких специалистов, и узнала о требованиях, необходимых для поступления. Она командир, пловец с высоким разрядом и большим количеством медалей и наград за спортивные достижения.
Кроме обычных кадетских классов, в школе № 9 есть особый – направления МЧС. О его специфике рассказала классный руководитель Алена Игоревна Петренко:
– Я стала их классным руководителем в 9 классе. Главная цель обучения кадетов – это развитие самодисциплины, особое внимание уделяется самоподготовке. Мои ребята по субботам посещают дополнительные занятия, на которых представители Росгвардии обучают их оказанию медицинской помощи пострадавшим и учат правильно реагировать в чрезвычайных ситуациях. Также мы активно сотрудничаем со специалистами из Москвы, которые приезжают к нам для проведения лекций и практических занятий по оказанию помощи в полевых условиях. Когда нас по линии Юнармии пригласили на Кремлевскую елку, мы смогли пообщаться с ними в неформальной обстановке. Помимо того, что ребята являются кадетами класса МЧС, они все состоят во Всероссийском патриотическом общественном движении «Молодая гвардия – Юнармия». В этом направлении перед ними открылось очень много разных возможностей. Последний раз были в Подольске, и сейчас мы готовимся к очередной поездке туда. Там проводятся военно-спортивные игры, но помимо типичных для такого рода соревнований, там есть и занятия с гидрантом, проверяются навыки действий при пожарах, оказания помощи пострадавшим и теоретические знания. К сожалению, у нас пока нет возможности организовать полноценные практические занятия в Свердловске из-за погоды, но ребята получают теорию на базе нашего городского отделения МЧС. Надеемся, что весной они смогут перейти к практике.
– Мы кадеты из 5-го класса, – рассказала Яна Бойко, командир 10-го взвода кадетского класса. – Нас все эти годы готовили по направлению МЧС. В классе 13 человек, но Иван Шаповалов сейчас в «Артеке», его направили туда за достижения по линии кадетства. У нас в этом году там побывало уже три человека. Каждый год участвуем в соревнованиях по линии Юнармии. В этом году они проходили в подмосковном Подольске, мы туда за год уже два раза ездили. Там собираются юнармейские отряды из разных регионов России. В последний раз участвовали 150 команд.
– У кадетов вашего класса есть звания и награды. За что их вручают ребятам?
– На данный момент они все имеют определенное звание, – ответила Алена Игоревна. – Для того чтобы его получить, нужно себя проявить. В кадетском классе могут быть выпускники, которые за время учебы не получили ни одного звания. И придя в кадетский класс, ребята не становятся кадетами автоматически. Каждый получает испытательный срок. Когда он покажет себя, то проходит процедуру посвящения – читает присягу, учит кодекс чести кадета. Если он проявляет себя как старательный кадет, то получает звание. А когда они заканчивают 9-й класс и получают аттестат, то им вручают удостоверение о завершении кадетского компонента. В него вносятся предметы, которые не входят в программу школьного обучения. Это строевая, основы физической подготовки, стрельба из пневматики, оказание медицинской помощи, хореография, шахматы. И после 9-го класса у ребенка есть выбор – продолжать обучение в кадетстве, перевестись в гражданский класс или поступить в колледж. В прошлом году один ученик из нашего класса поступил в Новочеркасский колледж МЧС. Остальные перешли в 10-й, это был их осознанный выбор.
На тренировке
– В школе есть еще один 10 класс?
– Да, 10-А, – ответила Анастасия Прокопенко, замкомвзвода. – В нем учатся ребята, которые не являются кадетами. А наш класс был сформирован из учеников, которые хотели заниматься в кадетском классе с направлением подготовки МЧС. Когда класс только формировался, нас было намного больше, но не все прошли отбор. Учиться в кадетском классе тяжело, это большая ответственность. До того, как попасть в этот класс, я училась в школе поселка Комсомольский и перевелась после 4-го класса. Каждый день езжу на занятия на автобусе. А Александра Жук осталась в нашем классе даже после того, как ее семья переехала в Шарапкино. Вячеслав Симонов перевелся к нам из школы № 3, тоже добирается на автобусе.
– В городе есть еще классы МЧС?
– В школе № 8, – ответила Алена Игоревна. – Наш класс был первым кадетским, открытым на базе МЧС в нашем городе. О других классах МЧС в ЛНР я не знаю. На разного рода соревнованиях, которые проводятся в других регионах России, наш город зачастую представляет всю республику. А когда нас пригласили на Сахалин, со всей ЛНР туда отправились только двое школьников – Яна Бойко и Иван Шаповалов. Мои ребята нацелены на получение кадетского образования, и это объясняет, почему у нас много детей из разных районов. Здесь учиться непросто. Утро начинается с зарядки в семь утра, и приходят все, потому что это нужно им для достижения результата, к которому мы все идем. Кто-то собирается связать свою жизнь с медициной, и все навыки, которые они здесь получают, в будущем станут для них очень хорошим подспорьем. Кто-то идет конкретно в МЧС, кто-то нацелен на то, что будет защищать страну. Планы у всех разные. Кроме этого, все, чему они здесь учатся, пригодится им в жизни. Чрезвычайные обстоятельства требуют от человека умения сориентироваться и быстро отреагировать. Но несмотря на то, что это кадетский класс, в первую очередь они – учащиеся средней школы. Никто не ставит им оценки просто так, поэтому если у кого-то есть проблемы с учебой, то все это отрабатывается. Перед выходными ребята должны предоставить дневник, в котором указано, что у них не осталось долгов по учебе за прошедшую неделю. Для этого каждый день мы ведем так называемые «рапортички» – грубо говоря, протокол, который заполняется в течение дня учителями. Они вносят в него замечания, и в конце дня я как классный руководитель его проверяю. Многого мы не требуем, потому что они дети, и это нужно учитывать. Но благодаря контролю со стороны преподавателей, они поддерживают собственный высокий самоконтроль. А еще у них очень развита взаимовыручка. Мой класс очень дружный, они не дают друг друга в обиду. Если кто-то один «накосячил», то его не выдадут и будут все вместе после уроков маршировать или иначе отрабатывать наказание. Но обычно они не доводят ситуацию до таких казусов, и ученик, который совершил проступок, сам приходит с повинной.
Сергей Марчуков
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».