Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Получать знания можно и в 45 лет: как сегодня работает вечерняя школа Свердловска?

Свердловск
19.01.2024  22:34
3

Первые вечерние школы появились еще в дореволюционной России, а в СССР в 1944 были созданы школы рабочей молодежи, благодаря которым можно было совмещать учебу и работу. В 80-е годы они начали терять свою актуальность. Но в тяжелых 90-х возросло количество несовершеннолетних, которые были отчислены из обычных школ или были вынуждены работать, и для них вечерняя школа становилась единственной возможностью получить аттестат. А что же сейчас?

О преимуществах и недостатках такого учебного заведения в современных условиях рассказала замдиректора по воспитательной работе Свердловской вечерней (сменной) школы Ирина Никишина:

– Название «вечерняя школа» нам досталась в наследство, и работа нашего учебного заведения сильно отличается от того образа, который был представлен в фильмах «Большая перемена» и «Весна на Заречной улице». У нас обучаются 144 человека, и контингент весьма разнообразный. Почти половина из них – 70 человек – это учащиеся консультационного пункта нашей школы при исправительной колонии в поселке Ленинском. Возраст учащихся колеблется от 14 до 45 лет, несовершеннолетних 34 человека. Они у нас обучаются в дневную смену, до 15.00. Все как в обычной школе: 45 минут, с перерывами. Классов 11 – 6 в колонии, 5 здесь. Среднее образование разделено на три года обучения – 10, 11 и 12 классы. По завершении обучения выдается такой же аттестат, как и в обычной школе.

– По каким причинам к вам приходят несовершеннолетние?

– Они самые разные. Есть дети, которые не проявили себя в общеобразовательной школе. Например, мальчик, которого не принимали в коллективе одной из городских школ, здесь начал хорошо учиться. С компьютерами на «ты», принимает участие в городских соревнованиях, недавно занял второе место. Также к нам переводятся молодые мамы, которые родили в 14­-15 лет. Им тяжело продолжать учебу в обычной школе, а у нас  они могут заниматься по индивидуальному графику. Много студентов из колледжей. Одни разочаровались в выборе профессии и решили получить аттестат о полном среднем образовании для поступления вуз. Других не устроил новый период учебы в колледже – 4 года. Они все планируют получать высшее образование, а общий срок обучения в колледже и вузе теперь может составлять больше 10 лет. В прошлом году был мальчишка из медучилища. У него там работала мама, и его убедила туда поступить. А он говорит: «Не мое и все». Два года отучился и пришел к нам, затем поступил в академию имени Матусовского на аниматора-­мультипликатора. Двое наших студентов поступили в луганский мединститут, а одна девочка – в пединститут на логопеда. Приезжают к нам и из луганских колледжей, а в этом году поступила девочка из шахтинского колледжа, которая сама из Ростова. А еще к нам приходят дети из религиозных семей протестантских течений. Ведь общеобразовательная школа требует много времени, а у нас очно­-заочное обучение. Они заняты хозяйством и домом, поэтому у нас им удобно учиться. Плюс все они сдают на права. Наши ученики могут получить их практически бесплатно, но учиться им придется два года – у нас договор с внутренним межшкольным производственным комбинатом. Раньше эта программа создавалась для несовершеннолетних, но мы теперь можем туда зачислять и взрослых.

Ирина Никишина, замдиректора по воспитательной работе

– Почему студенты колледжей не возвращаются в свои школы?

– Там не принимают академическую справку и определяют ребят в 10 класс. А у нас они идут сразу в 12-­й, потому что программу средней школы они прошли еще на первом курсе колледжа. Так им не приходится тратить лишний год перед поступлением в вуз.

– Взрослых у вас учится больше, чем несовершеннолетних.

– Да. В 2014 году много молодежи уехало, а сейчас возвращаются. Образования нет – идут к нам. Многие взрослые приходят, потому что у них на работе требуют аттестат о полном среднем образовании. У нас есть ученики, которые работают в больницах, детских садах и даже администрациях. Есть мужчина из РЭСа, которому 43 года. Он когда-­то учился в 10 классе, потом женился, участвовал в боевых действиях и был ранен. Сейчас хочет закончить техникум. Туда не берут после 9 класса на заочное обучение, а у него двое детей. Поэтому он пришел к нам. Учится великолепно, крепкий хорошист. Взрослые посещают школу после работы и по субботам. У каждого свой график, они приходят после 16:00.

– В чем преимущества вечерней школы?

– Мы создаем условия, которые не может предоставить общеобразовательная школа. Особенно для детей из неблагополучных семей, которые вынуждены подрабатывать. У нас четко выраженный индивидуальный подход к человеку. К нам приходят непростые ребята, со своими особенностями, и педагоги к этому подготовлены. Ученики могут прийти к ним со своими проблемами. Есть горячая линия – мой телефон, телефон психолога, социального педагога и классного руководителя. Если у них что­-то случилось, они звонят нам. У нас есть семнадцатилетняя девочка, которая ушла от мамы и снимает сама квартиру. Классный руководитель ходит к ней на работу, приносит и забирает задания. К тому же, у нас есть сайт и электронная почта, благодаря которым мы можем работать с учащимися дистанционно. Они только приезжают на контрольные. А еще здесь обучаются военные. Сначала мы их через экстернат пропускали, а теперь через 11­-12 класс. Те, кто давно закончили 9 классов, имеют возможность вспомнить школьный курс и сдать государственную итоговую аттестацию. А еще в обычной школе ученик не может учиться дистанционно, для этого учебное заведение должно полностью перейти на такой формат. А у нас можно. Такая форма обучения прописана в нашем уставе и действует на протяжении всего учебного года.

– У вас есть экстернатура?

– Да, мы единственное учебное учреждение, которые предоставляет возможность получить полное среднее образование экстерном. Экстернат начинает с марта, и в течение 3 месяцев учащиеся обучаются 3 раза в неделю по 2 часа в день после 16.00. В течение трех месяцев они сдают 26 экзаменов, а потом поступают. Обычные школы такую возможность не предоставляют.

– Сколько лет было вашему самому взрослому ученику?

– Самому взрослому моему ученику, Виталию, было 45 лет. У него уже было образование, но он приехал к нам из Украины, и там у него остались все документы. Окончил нашу школу, отучился в вузе на юриста и ушел в ополчение.

– Сколько учеников было раньше?

– Раньше было намного больше. До 2014 года школы отдавали нам своих учеников, которые создавали проблемы или прогуливали уроки. Сейчас нам их отдают очень редко. В основном приходят по собственному желанию. Мы можем делать то, что сейчас другие школы себе не позволяют: оставляем на второй год, отправляем в академический отпуск и даже можем отчислить. Последнее грозит в основном тем, кому исполнилось 18 лет – за непосещение и неуспеваемость.

– Что нужно для того чтобы к вам поступить?

– Документ об образовании, табель об успеваемости. Если ничего этого нет, сажаем писать контрольные работы, чтобы определить уровень знаний и то, какому классу человек соответствует. Так что минимальный набор документов – это наличие паспорта.

– Сколько у вас преподавателей?

– Вместе с администрацией – 12: директор, замдиректора, практический психолог, социальный педагог и учителя­-предметники.

– Ваши ученики сдают ЕГЭ?

– Разумеется. Раньше для этого нужно было ехать в Ростовскую область. У наших выпускников самый минимальный балл по русскому языку был 63. В прошлом году в вузы поступило 8 человек. Некоторые ученики уже преподают, но это большей частью экстернатчики. Настя Доценко поступила в Ростовскую консерваторию. Бросила колледж Матусовского и закончила у нас 11 классов. А Михаил Муравьев, один из первых учеников, сдававших ЕГЭ, поступил на факультет теологии в Сочи. У него отец священник, у нас в городе он учился в духовном училище на Должанке.

Анна Юсупова, психолог и учитель информатики:

– К нам приходят ребята с непростыми характеристиками. Когда начинаем общаться с ребенком, выясняем, что дело в конфликте с одноклассниками или учителем. Мы ставим себя на их место, анализируем ситуацию. Вечерняя школа – последняя инстанция, а закон Всеобуча никто не отменял. У нас много детей из поселков – например, Шахтерского и Бирюково. Также учились ребята из Астахово и Дарьино­Ермаковки, Володарска и Павловки. Сейчас учится девочка из поселка шахты 63. Даже из Ровеньков приезжали. Они к нам приходят в течение всего года, у нас зачисление до 25 мая. В том году в 12 класс к нам пришли в апреле и даже в мае. Принять мы не можем только в том случае, если у ребенка есть ка­кие­-то отклонения.

Ольга Осадчая, социальный педагог и классный руководитель 12 класса:

– Здесь работаю 13 лет, пришла после учебы в пединституте. В те годы было больше классов, две параллели и даже восьмые классы. Вместе с колонией было больше 300 человек. Учеников тогда было много, и обычные общеобразовательные учреждения чаще избавлялись от «ненужных» детей. А еще в 2009 году закрылась школа социальной реабилитации в поселке Ленинском, и все их дети пришли к нам. Тогда у нас был наплыв малолетних преступников. Если ходили на дом, то обязательно с участковым, потому что контингент попадался всякий. А сейчас в городе детей мало, школы редко отчисляют, и поэтому у нас тоже немного учащихся. Малолетних преступников нет. Есть девчонки, которые воспитывают детей и продолжают обучаться. У других в семьях тяжелая жизненная ситуация, и они вынуждены помогать родителям.

У нас 90% из неполных семей. В моем классе 12 человек, им по 16­-17 лет. Четверо в академических отпусках. Есть дети, которые пришли сразу в 12 класс, другие учатся с 9-­го. Заканчивают у нас и поступают в высшие учебные заведения.

После присоединения к РФ материальная обеспеченность школы стала лучше. Мы получили учебники, аппаратуру, компьютеры, пять ноутбуков, провели Интернет.

– Каково быть здесь классным руководителем?

– Дети у меня в классе хорошие. Стараюсь каждому уделить внимание. Я с ними на одной волне, у меня дочь такого же возраста. Мне с ними просто, общаемся на разные темы. Они могут рассказать мне то, что не расскажут в своей семье. У меня в классе учится парень из многодетной семьи, его с младшим братом взяла под опеку тетя. До этого учился в Свердловской школе № 2, в кадетском классе, но его оттуда исключили за непосещаемость. Здесь занятия не пропускает, а в свободное время подрабатывает. Увлекается автомеханикой.

Немного о себе рассказала Диана, ученица 12 класса:

– Здесь учусь месяц. Пришла из колледжа кулинарного мастерства. Поняла, что поварское дело – это не мое, и перевелась сюда, чтобы закончить 11 классов и поступить на творческую профессию. Я рисую и пишу. Посещала художественную школу. После получения аттестата буду поступать в ростовский ДГТУ, на факультет медиакоммуникации.

Вечерняя школа – это непривычный способ получить полное среднее образование, но именно она предоставляет шанс получить аттестат людям, которые не смогли ранее закончить обычную школу. Кроме подростков с непростыми жизненными обстоятельствами и взрослых, которым нужен документ об образовании, такая возможность необходима людям, которые в школьные годы прошли через длительное лечение, а также учащимся, которые уже работают и не имеют времени на посещение обычных занятий.

Сергей Марчуков

***

Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».