Мобильный - только на перемене: как свердловчане относятся к новому закону «Об образовании»
Школьники больше не смогут пользоваться мобильниками на уроках, чтобы не отвлекаться. Депутаты Госдумы приняли изменения в закон «Об образовании», а новые правила станут едиными для всех школ.
Этим летом на детской площадке в кв. 60 лет СССР столкнулась с группой подростков. Судя по всему, мальчишки вышли погулять. Ну, думаю, сейчас начнутся шум, гам, разговоры – движ, одним словом. Не тут-то было! Встретились, поздоровались по-мужски, за руку – и уселись на скамейке, уткнувшись каждый в свой телефон. Как будто замерли. Время от времени кто-то один, привлекая внимание остальных, показывал что-то на своем мобильнике. Так прошло около 40 минут. Потом ребята, точно так же попрощавшись, разошлись. Называется – погуляли. Подумала тогда: а как же они, учитывая, что смартфоны сейчас есть у всех, общаются на уроках, ведут себя на переменах? И как работается с ними в таких условиях учителям?
Почему решили запретить
Депутаты-инициаторы изменений уверены: запрет необходим «в целях создания благоприятных условий для проведения педагогами учебных занятий». На стадии обсуждения предполагалось, что исключение составят предусмотренные образовательной программой случаи, когда непосредственно нужны электронные ресурсы, ситуации, связанные с возникновением опасности для жизни или здоровья школьников и учителей и другие экстренные случаи. Законопроект, кстати, запрещал пользование на занятиях не только смартфонами, но и, например, «умными» часами. Если же они нужны на уроке в образовательных целях, для выполнения каких-то задач (как вариант– учителю физкультуры, чтобы измерить пульс, количество шагов; на информатике) – использовать их будет можно. Однако в процессе обсуждения законопроекта использование мобильников в учебных целях получило резко негативную оценку, так что во втором чтении из него убрали пункт, по которому телефоны разрешалось использовать в предусмотренных образовательной программой случаях.
Для подобных целей школьникам будут выдавать отдельные гаджеты, а личными устройствами пользоваться будет нельзя. Телефоны можно будет использовать в случае ЧП, при котором есть угроза здоровью учеников и учителей.
Ввести запрет на использование смартфонов во время школьных уроков – давнее желание большинства родителей и учителей. Это позволит повысить дисциплину, дети не будут отвлекаться на гаджеты. Кроме того, считают депутаты, принятие закона повысит авторитет учителя и будет способствовать живому общению в классе. Это важно, учитывая то, что многие дети сегодня страдают настоящей зависимостью от мобильных телефонов, и как следствие – испытывают сложности в общении.
Треш-контент и права педагогов
Не секрет, что, пользуясь гаджетами, некоторые ученики создают опасный контент (так называемый треш-контент). И как раз смартфоны играют роль некоего «спускового крючка» конфликтных ситуаций между ними и педагогами. Школьники провоцируют учителя, открыто вызывая его на конфликт, чтобы сделать модное в их среде видео, делятся им с друзьями, выкладывают в интернет, чтобы таким образом самоутвердиться в глазах сверстников, заработать популярность. В соцсетях гуляет видео, когда во время разбора домашнего задания ученик запрыгнул на подоконник, достал телефон, открыл окно и начал угрожать, что спрыгнет, если у него спросят домашнюю работу. Другой пример – включают телефон, снимают видео, кидая в учителя чем попало и оскорбляя его, заставляют реагировать, доводят до слез и сердечного приступа. Согласитесь, это ненормальная, мягко говоря, ситуация, когда преподаватель не может спокойно работать, ему угрожают телефоном, и он настолько уязвим. А если заберет телефон, например, за списывание – тоже окажется виноватым: придут родители с претензиями, мол, какое право он имел трогать личные вещи ученика. Поэтому логично, что принятые изменения повлекут за собой и поправки в законодательстве в области прав педагогов. Например, ужесточение наказания за клевету на учителей, от кого бы она ни исходила.
Кроме того, с каждым годом концентрация внимания у школьников падает. И сейчас даже самый талантливый педагог может привлечь внимание ученика только минут на 10-15. Но если раньше детей больше отвлекали соседи по парте, то сейчас – телефоны. Важно также, что и учитель должен отвлекаться, чтобы проверить, не «сидят» ли дети в смартфонах, вместо того, чтобы слушать урок и смотреть на доску.
Совсем другое дело – перемена, это время для отдыха школьников, включая использование мобильных телефонов, тем более что многим детям надо держать связь с родителями.
Разночтений быть не должно
Закон не предполагает подробной разработки всех вопросов и нюансов, он всего лишь учитывает рамочные нормы. Этим предстоит заняться специалистам профильного министерства. Они должны ответить, например, какие именно гаджеты под запретом? Где будут храниться телефоны во время урока? Как должны реагировать учителя, если увидят ученика «в мобильнике», и родители – если учитель телефон заберет и передаст, например, директору? Какие санкции предусмотрены для нарушителей? Обязательно ли изымать телефоны перед уроком, или их можно оставить в портфелях и рюкзаках под запретом использования? Вопросов много, и одними директивами тут не обойтись – нужны конкретные механизмы. Их и другие следует уточнить и найти решения, которые устроят родителей и учителей.
Учителя – за, старшеклассники – в раздумьях…
Мы поговорили с некоторыми из родителей о нововведениях, и вот что выяснили.
Марина, мама девятиклассника:
– Я считаю, от закона толку не будет. Мы как-то договорились всем классом перейти на кнопочные телефоны, но через три дня дети снова стали ходить со смартфонами. И не только они зависимы от гаджетов – учителя тоже. Доходило до смешного: родители забирают смартфон, дают кнопочный, а учитель в школе пишет детям в чат класса, по организационным вопросам. Еще мы заводили коробку под телефоны в кабинете из-за санитарных ограничений, связанных с коронавирусом. Но дети быстро сообразили, что надо просто иметь с собой второй телефон. А что учитель? Как он
Глава комитета Государственной Думы РФ по просвещению Ольга Казакова пояснила, что «реализацию законопроекта в каждой школе будут контролировать самостоятельно»
может забрать телефон? Да никак! И вряд ли новый закон даст ему право досматривать рюкзак и карманы, и даже если даст, педагоги, скорее всего, не будут этого делать. Так что дети как сидели с гаджетами под партой, так и будут это делать дальше. А запреты будут лишь на бумаге. Исключением, как и сейчас, станут учителя, у которых в классе железная дисциплина, а на уроках интересно, поэтому у детей нет желания уткнуться в экран.
Дарья, мама пятиклассника:
– Телефоны – это же зависимость. Мы, взрослые, и то постоянно с ними днем и ночью. Пусть хотя бы школа будет тем местом, которое свободно от гаджетов. Информацию можно найти в книгах, библиотеке. Пусть учатся так, как учились мы. Нужна информация – идешь и берешь книгу.
Максим, десятиклассник:
– Да мы и так на уроках без телефонов. В начале года каждый из нас расписался в правилах внутреннего распорядка школы, взял обязательство не пользоваться мобильниками на занятиях. Мы ведь уже взрослые, имеем право подписи (улыбается). Но некоторые все равно под партами смотрят в телефоны. Что учителя? Ругаются, конечно. Но тем дело и кончается.
Дмитрий, 9-й класс:
– К самому запрету телефонов я отношусь нейтрально. С одной стороны, школьники не должны использовать мобильники на уроках, чтобы не отвлекаться. Но в них есть удобные приложения, которые помогают легко решать уравнения, примеры и многое другое. Забирать телефоны у учеников нужно при необходимости, – допустим, во время контрольных, практических или лабораторных работ, каких-либо важных мероприятий. Но в обычный школьный день это может навредить школьнику: вдруг он ждет звонка от родных, или ему нужно обязательно оставаться на связи по состоянию здоровья. Поэтому отсутствие смартфона станет проблемой, если родители не смогут в срочном порядке связаться ни с ребенком, ни с учителем, особенно в наше непростое время, когда идут военные действия. Я считаю, что закон несправедлив по отношению к детям, так как они всегда должны оставаться в курсе событий, даже находясь в школе.
Кристина, шестиклассница:
– Ой, а мы на уроках их и не берем, – учителя не разрешают. А еще родители в начале учебного года расписывались, что нам нельзя пользоваться мобильниками. На переменах? Да, можно. Но мы не всегда в смартфонах торчим – иногда же и побегать хочется, поговорить, какое-нибудь видео или кино обсудить. Ну, или урок повторить. В общем, мы без телефонов можем обходиться.
Виктория Гаврилюк, советник директора по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями Свердловской гимназии № 2:
– В нашей гимназии в правилах внутреннего распорядка и так предусмотрен запрет мобильных телефонов на уроках. И в учебных целях они не используются в принципе. Наши педагоги даже не хотели бы, чтобы возникла такая необходимость. Мы полностью обеспечены учебниками, кроме этого, у учителя под рукой имеются проектор, экран, телевизор. Мы считаем так: если школьники отвлекаются на уроке на мобильные телефоны – это недостаток в подготовке к занятиям учителя: если урок построен правильно, то детям просто некогда «ворон считать». Да и интересно им должно быть от того, что дает учитель, а не интернет. А педагог на уроке должен быть готов к любой ситуации, все продумать, предусмотреть, заранее подготовить дополнительные материалы, если нужно. Конечно, это идеальная картинка, в классе всегда есть те, кому неинтересно в принципе. Но для того и существует у педагогов дифференцированный подход, чтобы можно было увлечь, озадачить учеников разной степени подготовленности и заинтересованности. Безусловно, реальность меняется на наших глазах, и у нас нет задачи лишить детей современных технологий. Просто того, что уже есть, вполне достаточно для урока, где все строится на живом общении ученика и учителя. А для себя мы заметили, что на уроках без телефонов наши дети стали внимательнее и собраннее, а на переменах – наоборот, живее и подвижнее.
Урок труда – в защищенный перечень
Закон также устанавливает «ряд изменений, направленных на повышение авторитета педагогической профессии» и усиливает «главенствующую роль педагога в процессе обучения и воспитания в образовательной организации».
Что касается возвращения урока труда как обязательного предмета, председатель Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул, что трудовое воспитание – неотъемлемая часть образовательного процесса.
Еще одна поправка в законе касается внесения урока труда в защищенный перечень предметов, по которым разрабатываются и принимаются базовые неизменные федеральные основные образовательные программы.
Напомним: ранее в этот перечень были включены русский язык, литература, история, обществознание, география и основы безопасности и защиты Родины. Глава комитета Государственной Думы РФ по просвещению Ольга Казакова заметила: «Урок труда – это не про механический труд. Это про черчение, планирование, уважение к труду других людей».
Она также прокомментировала, чем дети будут заниматься на уроках труда: «Табуретки делать не будут, а стоило бы. Если школьники себя попробуют в разных направлениях, это поможет им в выборе профессии». Эта норма вступит в силу с 1 сентября, а запрет мобильных – сразу после официальной публикации закона.
Остается добавить, что, прежде чем закон вступит в силу, его должны утвердить в Совете Федерации и подписать Президент России.
Людмила Савенкова
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».