Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

«Тогда я решила – стану учителем»: о свердловчанке Галине Ермолаевой, посвятившей школе 30 лет

Свердловск
09.09.2023  15:08
4

Громкий голос и четкая дикция не оставляли детям шанса на то, чтобы баловаться или ослушаться свою первую учительницу Галину Ермолаеву. Она посвятила педагогической работе 30 лет. Недавно ей исполнилось 77, а она по-прежнему симпатичная: красивые глаза и брови, правильные черты лица. Она все та же, только волосы поменяли свой цвет с черного на платиновый.

Педагогом нужно родиться

– Учительская история у меня с детства: старший брат опаздывал иногда в школу, и его учительница приходила к нам по этому поводу, – говорит Галина Ермолаева. – Громко стучалась в двери, заходила и рассказывала об этом маме. Просила, чтобы не били, а просто поговорили с ним, чтобы он слушался ее и их. Как только она выходила из избы, я говорила маме, что стану учительницей, буду так же приходить к родителям. И повторяла визит точь-в-точь: надевала через плечо папкину полевую сумку и стучалась в двери. Все дома говорили: «Галка будет у нас учительницей». А как пошла в первый класс и увидела, как учительница писала в тетради учеников образцы букв: перышком, с нажимом, а потом шла волосяная линия, не могла уйти домой, не посмотрев на это «священнодействие» – это заворожило меня настолько сильно, что в душе осталось навсегда. Тогда я решила точно – стану учительницей! Думаю, что выбрала в детстве правильный путь в жизни.

На Донбасс

– Родилась я в Мордовии шестым ребенком. В деревне кушать было нечего, и папа после войны забрал нас всех во Владимирскую область на торфоразработки. За 40 рублей работал там кочегаром, а когда односельчане по путевкам перебрались жить на Донбасс, узнал, что за эту работу там он будет получать в три раза больше – «загорелся» и отправился в путь. Мы в деревне держали две коровы, но все, что они давали, маме приходилось продавать: «Чтобы папка на Донбассе хатку купил». А я, окуная два пальца в кувшин, тихонько, чтобы она не узнала, ела сметану. Иногда она замечала следы от пальцев на поверхности сосуда и выговаривала: «Галька, опять сметану ела? – Да то не я, то мыши, – отнекивалась я. – Да чего-то у них лапы такие здоровые?».

Папа купил флигель возле 71 шахты, и с 1956 года мы стали жить в Свердловске. На улице Гагарина уже стояли двухэтажные дома вдоль дороги. Между нашим домиком и этими была огромная разница. Поэтому, глядя на них, я завидовала их жильцам: хоть бы недельку пожить в этом доме, представляла, что там хорошо, как в сказке. На рынок от остановки Грейдерной ходил только один маленький автобус с «носиком». Хоть он и был набит битком, мы им пользовались в основном для обратной дороги. Скучая за Владимиром, я каждый год на каникулах ездила на Родину. Там прошло веселое детство, где играли в ножичек, лапту, городки, здесь таких игр и дружбы не получилось.

Ты помнишь, как все начиналось?

Я искала работу в гороно в 1966 году, а Иван Михайлович Астанин, директор школы №14 (сейчас ЧОШ №3) там же – воспитателя. Первые два года работала в группе продленного дня, одновременно я стала студенткой педучилища и учителем начальных классов.

Мы с Галиной Николаевной рассматриваем фото – первоклашки 1968-1969 учебного года.

– Тогда было пять первых классов, – вспоминает учитель. – Вот Оля Шикула, Сережа Кирик, Вова Кучирко, Люба Бурячок, Галя Ромащенко, Наташа Балицкая, Юра Богородь, и дальше перечисляет фамилии детей. – Мне было страшно первый раз зайти в класс в роли учителя, но я представилась и стала  знакомиться с детьми. Те, кто пришел из садика, смелее – осматривают класс, меня, а для домашних деток это большой стресс – слова не вытянешь. Однажды мы с детьми вышли гулять на улицу, а мальчик-тихоня подходит ко мне и говорит: «Тетя, а когда мы домой пойдем?».

Педагогический коллектив СШ №14, 1989-1990 год

По дороге на работу я всегда знала, кого и о чем спрошу. На уроке давала возможность детям высказать свое мнение по тому или иному вопросу, дополнить товарища, всячески их заинтересовывала. После трагедии в Степанакерте в класс пришли дети беженцев, совсем не разговаривающие по-русски, девочки были стеснительными. Со временем все научились говорить, читать, писать, поэтому оценка «5» по технике чтения стала для них самым настоящим праздником.

Все родители моих детей были простыми и скромными людьми. На собрание иногда приходили прямо с огорода или работы. Мужчины с шахты – с сумочкой, в которой носили полотенце и мыло. За все время только однажды одна мамочка предъявила в грубой форме необоснованную претензию, тогда за меня заступились все коллеги.

Будучи уже взрослым человеком, Саша Мазюкас признался мне: «Как Вы нам с пацанами нравились в детстве! Мы были в Вас влюблены! А Прохоров вообще прохода никому не давал. Однажды увидели, как Вас поцеловал высокий дядечка (первый муж), Прохоров разозлился не на шутку, мол, все, больше провожать ее не буду! У нее – вон, видишь, есть какой…». Мальчишки жили в стороне, где была автобусная остановка, и действительно всегда провожали меня с работы.

Как увижу кого-нибудь из своих учеников – от нахлынувших в такие минуты теплых воспоминаний часто плачу. И они тоже.

Дружный коллектив

Коллектив учителей, особенно начальных классов, был настолько дружным, доброжелательным, что остались только добрые воспоминания. Опытные  Прасковья Сазонтьевна Швед и Ефросинья Тихоновна Дарун, Александра Григорьевна Вареникова, Лидия Андреевна Литвинова, Александра Григорьевна Мельник, Лидия Семеновна Шевченко, Мария Федоровна Шипилова делились разработками и методиками, которые брали в спецжурналах. Будучи в Москве, я тоже покупала методички, и все накопленные знания передавали молодым коллегам. Занятость была очень плотной, да плюс по вечерам почти ежедневно приходилось оставаться: педсовет, хор, производственное или профсоюзное собрание, политзанятия.

Примером добрых, неравнодушных отношений в коллективе вспоминаю взаимовыручку, которая была принята. Понимая, насколько мне было неудобно ездить на работу из Свердловска, коллега Лидия Семеновна поделилась новостью о том, что в квартале Ворошилова в Червонопартизанске будет сдаваться дом для медиков и учителей. В кабинете завуча Анны Константиновны Драник мы написали заявление на получение квартиры, она его передала в исполком. Вскоре пришла директор Евгения Герасимовна Халепо и объявила, что мне дали жилье в этом доме. Позже с некоторыми из учителей у нас близко были дачи, а там тоже общие интересы. Думала, уйду на пенсию и буду «пропадать» у своих коллег в гостях, которые за годы работы стали подругами. Но так не случилось.

Нынешняя школа

Душа болит за работой в школе, но как гляну на детей, которые сейчас на улице ругаются матом, становится страшно. В школу зайду за внучкой – вижу, как неуважительно относятся ученики к учителям, и удивляюсь отсутствию тишины на уроках. В то же время в нынешних учебниках математики мне понравилось, как доступно раскрываются темы.

Считаю, что бесконечные отчеты, принятые теперь, мешают учителям младших классов стать настоящим другом для малышей. У нас было время для того чтобы сходить вместе с детьми на площадку и даже для поездки в Краснодон. Эти мероприятия сплачивают. Проверку техники чтения считаю лишней – эти показатели не говорят о том, что ребенок любит читать, или хорошо понял и может проанализировать прочитанное. Важно проводить словарные диктанты, чтобы дети не путали звучание и написание слова. Заучивать правильное написание хотя бы нескольких слов в день. Репетиторства, на мой взгляд, бесполезны. Я никогда не занималась дополнительно со своими дочерями, ведь если не дано, специально не дотянешь. Не мучьте ребенка. Лучше обращайте внимание, чем школьник интересуется, что ему легко дается, то направление и развивайте. Бить детей нельзя, это порождает злобу, а вот наказывать за провинности надо, тем самым давая ребенку понять, что хорошо и что плохо.

Марина Стрижак, первоклашка 1980 года:

– Такой человек, как наша первая учительница, достойна не только уважения, но и любви от всех окружающих. Она учитель с большой буквы, это наша вторая мама, которая была всегда рядом, чтобы не только дать знания, но и решить все наши вопросы. Находила подход к родителям, часто посещала нас на дому – это были визиты добра для меня, они улучшали обязательность и организовывали нас всех. В группе продленного дня мы успевали ходить на экскурсию в парк, познавая мир. В нашем классе была традиция – приходили к ней в гости на 8 Марта, и Галина Ивановна каждый раз угощала нас чаем с тортом, в бесконечных разговорах еще полдня могли просидеть. При встрече с ней я понимаю, что она теперь заменяет мне маму: спросит обязательно, как складывается судьба, где и как живу, как здоровье. Она приносит радость, хочу видеть ее чаще, и желаю Галине Николаевне крепкого здоровья и долгих лет жизни.

Надежда Коломиец

***

Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».