Женская сторона шахтерской доли
Она должна была стать оперной певицей, а стала горнячкой, отдав угольной промышленности 46 лет. У Лидии Георгиевны Скрипченко красивый, редкий голос – лирическое сопрано, он достался ей от Бога. Самородок, она нигде не училась пению, но и до сих пор ее можно слушать с замиранием сердца, боясь дышать
Когда из ее уст зазвучало «Под луной золотой…», я обомлела. Такому соло даже стесняешься подпевать, это не просто прекрасно, - это божественно. Удивительно только, как в нашем городе может оказаться человек, которому должны были рукоплескать на лучших мировых сценах. Но не судьба. Передо мной красивая, уравновешенная, много пережившая Лидия Георгиевна. Познакомившись с ней поближе, я была крайне удивлена, когда узнала, что образованная, интеллигентная собеседница трудилась в шахте. Раньше была уверена, что «шахтовые женщины грубые и матершинные».
В детстве Лида убегала из Каменского детдома, захотев самостоятельности. Потом ночевала на вокзале или под чужим порогом. Война была рядом, а вместе с ней жестокие смерти, разорванные от взрывов люди и страх. А когда ее забрала на воспитание бабушка, голод был такой, что ели практически одну траву всякую да корешки. Семилетняя девочка помогала по дому, как могла. Летом работала подпаском, выпасая большое стадо коз. В 9 лет носила дрова, собирала уголь возле вагонов паровоза. С этого и началось ее родство с черным золотом. Как тяжело было тащить на себе мешок домой, так же и прошла она по жизненному пути, полному испытаний. А когда впервые попробовала кукурузу, ей показалось, что это самое вкусное, что она ела в жизни. Могла на спор прыгнуть с дерева в реку, два раза проплывала впереди идущего парохода. Проколола сама себе уши, проверяя себя на прочность (вспоминая Зою Космодемьянскую).
В горный техникум г. Шахты она пошла в 16 лет, только потому, что там давали форму и хорошую стипендию. В группе, где она училась (подземная разработка), было 38 юношей и 3 девушки, - все сироты. Педагоги были добрыми людьми, приглашали Лиду к себе домой, и даже подкармливали. Один месяц в техникуме сидели за партами, а два – в шахте, с лопатой. Молоденькая Лида всю смену напролет «забирала товар», кидала на листы, где под углом 45 градусов уголь летел в вагоны. И так все 4 года. Последствия от этого труда проявились позже – когда пришло время обзаводиться детьми. Их она родила только благодаря бабке повитухе, врачи же были бессильны. Из-за нищеты, в которой они с мужем жили, эта бабка уговаривала не заводить детей. Но каждый раз после бесплатного «лечения» кормила их, поддерживая, как могла.
Несколько раз девушка, вес которой не достигал 50 кг, при росте выше среднего, попадала в очень опасные ситуации под землей. Благодаря спортивной сноровке, она успевала выпрыгнуть в «костры» (основная крепь), спастись от неминуемой гибели. Но однажды, уже будучи горным подземным диспетчером шести добычных участков (работа напряженная, ответственная), попала под колеса электровоза. Первая мысль у 19-летней Лиды в тот момент - «Мало того, что сирота, теперь и без обеих ног». Но когда стали оказывать ей помощь, она поняла, что ступни болтаются, а значит, есть надежда. Девушка промолчала, когда свекровь прокомментировала ее беду: «Взяли тебя, нищую, без рубашки. Теперь еще и калека! Как моему сыну не повезло!» Тем не менее, муж был добрым человеком, поддерживал и берег ее, всю жизнь был ей настоящим другом.
Долгое время она была в гипсе, перенесла несколько болезненных операций… Но молодость взяла верх (только последние несколько лет она ходит с трудом, опираясь на две палочки), и Лидия встала на ноги, а вскоре начала работать десятником шахтной вентиляции в г. Каменске. После закрытия шахты, на которой они с мужем работали, пришлось искать новое место жительства. Услышав, что на шахте «Красный Партизан» есть вакансии, Лидия Георгиевна не раздумывала ни минуты.
В г. Червонопартизанск семья переехала в 1959 году. Поначалу снимали землянку, а позже получили квартиру. Все в жизни доставалось только своими знаниями, поступками, работой.
На досуге вместе с мужем ходили петь в хор. Лидия Георгиевна выступала в самодеятельном театре, находя в этом моральный отдых. Параллельно воспитывала двух маленьких детей, и работала под землей. Была хронометражистом, нормировщиком. В шахте отправлялась даже на самые опасные участки – раз надо, значит надо. Имея 10 лет подземного стажа, в 1964 году, вместе со всеми советскими женщинами (по постановлению конфедерации труда), которые делали большинство работ под землей, была переведена на поверхность. Затем стала работать в центре подготовки кадров в г. Червонопартизанске, а после перешла в ЦПК г. Свердловск. Часто к ней в аудиторию на занятия приходили откровенные хамы, кичась своим бескультурьем, вели себя просто безобразно. Но через короткое время, на добро и хорошее отношение, которое им дарила преподаватель, они отвечали ей тем же. Позже откровенно радовались случайной встрече с ней. Обучая молодых людей (от18 до 40 лет), она в каждом искала и видела что-то похожее на своего погибшего сыночка…
Лидия Георгиевна гордится своими детьми, радуясь их успехам. Она стремилась сделать все, чтобы им было хорошо. Дочь хотела стать музыкантом, и закончила консерваторию, а сын Миша с детства хотел быть в будущем военным, и в итоге стал офицером. Накануне его гибели в Афганистане, где он командовал ротой охраны пограничного аэродрома, ей пришла с небес весточка. Неведомый голос ночью сообщил, что ее сын погибает. Утром принесли телеграмму, в которой было написано, что сын находится в тяжелом состоянии. Пока они с мужем прилетели, сына уже не стало. Долго она спрашивала у разных врачей, что за ясный голос был в ночи, но ответ был от батюшки: «Ангел сына приходил к тебе».
Страдания, которые перенесла Лидия Георгиевна, похоронив сына, не описать. Долго лечилась, пока один из докторов сказал: «Только Вы сами можете помочь себе, взяв себя в руки». С тех пор она обращается к Богу, в критических ситуациях просит помочь, и эта помощь приходит. В день их с мужем свадьбы, ровно через 34 года, супруг скоропостижно умер. Сейчас жить ей помогает забота и любовь дочери, которая почти всегда рядом. Наталья просит, чтобы мама жила. Ведь она так нужна ей и внукам, еще столько любви и добрых слов осталось не высказанными друг другу...
Надежда Коломиец
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».