Начала рисовать, чтобы научить этому детей. Народный художник Луганщины Алла Ермилова отпраздновала своё 70-летие
21 мая исполнилось 70 лет народному художнику Луганщины Алле Ермиловой, члену народного клуба «Левша», члену международного союза педагогов-художников и преподавателю Краснодонской детской художественной школы имени Юрия Шпырко. В библиотеке имени Горького к этой юбилейной дате открылась выставка ее работ, организованная отделением международного союза художников-педагогов ЛНР. Сегодня Алла Николаевна – гость редакции «Твоего города».
– Я родилась в Одесской области, но, сколько себя помню, с детства жила в Луганске, потому что там познакомились мои родители, – рассказала нашей редакции Алла Николаевна. – Мама всю жизнь проработала на аккумуляторном заводе, а отец был родом из Одесской области, строитель по специальности, и его отправили на Донбасс для послевоенного восстановления края. Когда отца призвали в армию, мама уехала к его родителям. Там я и родилась, а после того, как отец отслужил, родители вернулись в Луганск.
«Луч солнца золотого»
В 1975 году вышла замуж, в 1978 году закончила единственное в Советском Союзе учебное заведение – Енакиевский техникум советской торговли, которое выпускало художников-оформителей для торговли. Это было экспериментальное учебное заведение, которое готовило специалистов, оформляющих торговое пространство – интерьер и экстерьер, витрины и прочее. После окончания учебы переехала в Молодогвардейск и с тех пор живу здесь.
Училась у лучших
Мама говорила, что рисовать я начала раньше, чем держать ложку. Весь дом был изрисован всем, чем можно: карандашами, мелками и прочим. Это у нас, наверное, семейное, потому что брат моего дедушки учился в Одесском художественном институте, но когда началась Великая Отечественная война, отправился на фронт и погиб. Мой папа был плотником-столяром, своими руками делал очень красивую резную мебель. И отец моей двоюродной сестры был художником, он меня постоянно поощрял – например, дарил хорошие по тем временам краски.
Училась в Луганской детской художественной школе с 5 по 8 класс у Николая Максимовича Папуцина и Владимира Васильевича Лихоносова – это наши знаменитости. Директором у нас был Илья Пантелеевич Овчаренко – знаменитый скульптор, создавший знаковые монументы нашего края. Например, памятник «Труженику Луганщины», ставший одним из символов Луганска. Он преподавал у нас скульптуру, а мне этот предмет очень нравился. Николай Папуцин был нашим классным руководителем. Я училась там пять лет, потому что не поступила в Луганское художественное училище. Владимир Лихоносов был нашим соседом, и он мне сказал тогда: «Алла, давай я тебя еще подготовлю». И пятый год он у меня все предметы вел.
Мальчиков тогда в классах было гораздо больше, чем девочек.
«Мы творим историю мира, протянем руки в будущие века», работа Виктории Карташевой
Сейчас у художественной школы в Луганске есть свое здание, двухэтажное. А мы в то время занимались в арендованной квартире в доме рядом с памятником Ленина и драматическим театром. Места было немного, поэтому детей брали человек десять. Не понимаю, как мы там все размещались. Я сейчас не могу рассадить 12 человек в просторном классе, потому что они все работают за мольбертами. Занимались, ходили на выставки в художественный салон и музей. Помню, как провели конкурс, посвященный творчеству Леси Украинки, и мою работу по ее произведению «Лесная мавка», то есть русалка, выставили в музее как одну из лучших. Я так гордилась этим. Тогда нам подарили очень красивый набор хороших кистей, у меня до сих пор сохранилась одна из них, и стеки для работы с пластилином.
Не могу сказать, что создала что-то особенное в период, когда училась в школе и техникуме. Для защиты диплома я занималась оформлением учебного кабинета. Мы делали стенды, писали работы о композиции, делали ремонт, и я занималась созданием металлических решеток для батарей отопления. Чтобы красиво вписать их в интерьер, мы использовали декоративное металлическое плетение, которое согнули и сварили мальчики. В кабинете должен был быть проектор, и для его качественной работы необходимо было матовое стекло, на которое должно проецироваться изображение. А нам дали обычное прозрачное стекло. И мне пришлось очень долго драить его наждачной бумагой.
Стенды приходилось делать вручную, с помощью хирургического скальпеля, резинового клея и кальки. Сейчас, чтобы равномерно нанести гуашь на поверхность, используют разные аэрографы, а в то время такого не было, это приходилось делать вручную. Для того чтобы один цвет не находил на другой, мы сначала наносили рисунок, намазывали его резиновым клеем, прикладывали кальку и скальпелем счищали участок под нужный цвет. И так шаг за шагом создавали изображение. Акриловых красок тогда не было, чтобы гуашь не пачкалась, добавляли в нее клей. А сейчас у современных художников куда больше возможностей.
Нам это очень нравилось. У нас была не только оформительская работа, мы выходили на пленэры, рисовали архитектуру, писали пейзажи, этюды. Людей мы тоже рисовали.
Работа для художников
Практику художника-оформителя я проходила в Луганске, в универсальном магазине «Россия». Работала вместе с бригадой художников. А педагогическая практика у меня началась с 1986 года. Когда я закончила учебу и переехала в Молодогвардейск, у меня уже была одна дочь. Учиться дальше я не пошла, и, когда родила второго ребенка, устроилась на работу в «Водотрест» художником, хотя числилась штукатуром-маляром. У них было пять точек в разных поселках, и, если нужно было написать какой-нибудь стенд, их нужно было делать сразу пять, а они все большие, полтора на два метра. Нужно было постоянно обновлять стенды и в самом «Водотресте». В советское время у художника-оформителя было очень много работы. Плакаты, транспаранты, стенды изготавливались вручную. После того, как у меня родилась третья дочь, «Водотрест» перестал нуждаться в художнике – их объединили с луганским подразделением, а там своя контора и своя бригада художников. Я рассчиталась.
Работа акварелью «Астаховское водохранилище»
Трудовую деятельность преподавателя я начала в 1986 году в школе №7. Тогда в ней находился дом творчества Дома пионеров, он занимал весь третий этаж, а сейчас школа искусств занимает только три помещения. Вела кружок изобразительного искусств. Я мало что знала и обратилась за помощью к Лилии Ивановне Грековой, преподавателю русского языка и литературы в школе № 21. Она очень любила искусство, закончила курсы заочного народного университета искусств (ЗНУИ) в Москве и стала преподавать рисунок, живопись, композицию. Она непревзойденный учитель истории искусств. Лилия Ивановна помогла мне советами, а я поняла, что мне придется углубленно изучать тематическую литературу.
Дом пионеров выделял нам деньги на краски, и, если детям чего-то не хватало, нам это обязательно предоставляли. Мне сильно пригодились уроки скульптуры Ильи Пантелеевича, потому что детям очень нравится лепить – мы с ними не только рисовали, но и лепили из пластилина гжельскую посуду, покрывали ее водоэмульсионной краской – она тогда была такая качественная! – и расписывали гуашью, покрывали лаком. Делали игрушки, свистульки.
У истоков художественной школы Краснодона
В 1989 году ко мне обратился Сергей Васильевич Фадеев, директор художественной школы. Мы с Домом творчества как раз участвовали в международном конкурсе «Вдоль нефтепровода «Дружба», который проходил также и в странах соцлагеря – Германии, Польше, Венгрии и других. Это была моя первая победа, мне даже прислали правительственный диплом. Вместе с Сергеем Васильевичем и его женой Татьяной Петровной мы в ДК города Краснодона арендовали помещение для художественной школы. Начинать было сложно, заработки были небольшими. Сергей и Татьяна Фадеевы были очень энергичными, инициативными, везде ездили, участвовали во всех конкурсах и выставках, и за пять лет мы добились больших результатов.
С 1989 года я начала рисовать собственные работы. Нам, как преподавателям, нужно было показывать детям пример. Мы ходили на пленэры, я должна была показать, как рисовать, и постепенно так начала работать. Рисовала акварелью, гуашью, маслом, работала в технике декоративной живописи. Когда мы выезжали с мужем на отдых, рисовала пейзажи. У меня есть работы, написанные в Хрящевке, на Дону, Давыдо-Никольском и других местах. Одна из последних работ, «Летняя Рапсодия» приурочена к моей персональной выставке по случаю дня рождения, которая откроется в библиотеке имени Горького. Картина написана сухой пастелью, как и «Осенняя соната», которая заняла второе место в конкурсе «Музыка в цветах».
«Святитель Лука Крымский – пример смирения богу и людям», работа Евы Васильевы для конкурса «Моя Россия»
В 1993 году у меня был первый выпуск в Краснодонской художественной школе. Потом в 1996 году вместе с Лилией Ивановной мы добились того, чтобы здесь, в Молодогвардейске, открыли филиал краснодонской художественной школы. Нам выделили помещение в здании бывшего детского сада «Звездочка». Там была еще библиотека, мы дружили, и я наизусть знала все книги по изобразительному искусству.
Мои ученики – моя гордость
За время работы в художественной школе мы подготовили немало дипломированных художников. Среди них очень горжусь своей ученицей, директором краснодонской художественной школы им. Юрия Шпырко, Антониной Владимировной Сасевой. Она очень талантливый художник и педагог, училась у меня еще в Доме творчества.
Из выпуска 2024 года – Алиса Юдина и Лиза Елисоветская поступили на дизайн в колледже им. Матусовского. Саша Сыргий поступила на живопись.
Аня Казачкова поступила в академию Матусовского, у нее большие достижения, есть медаль имени Чистякова. Недавно она проходила практику в академии Репина в Санкт-Петербурге.
У меня училась преподаватель Молодогвардейского отделения Краснодонской художественной школы Елена Сергеевна Григоренко. Моя ученица Валя Старозубцева недавно закончила Ростовский Южный федеральный университет, сейчас преподает в детско-художественной школе при этом ВУЗе.
Горжусь Натальей Грошевой, которая закончила академию им. Репина, факультет «Художник-декоратор театра» в Санкт-Петербурге. Она член союза художников Санкт-Петербурга.
В 2020 году Лина Пшеничная поступила во ВГИК, на художника по костюмам для кино и телевидения. Камилла Есипова поступила в университет Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы на отделение архитектуры. Много ребят закончили академию Матусовского, один из них – Михаил Малов. Сейчас он занимается созданием значков и сувениров. В 2016 году мы вместе с ним ездили на награждение в Орел, от Луганской Народной Республики. Конкурс был посвящен 450-летию города Орел, у него был международный характер. В нем принимали участие юные художники из Узбекистана, Кыргызстана, Белоруссии, Франции, Эстонии, Анголы и 18 регионов РФ. Двое моих учеников – Михаил Малов и Анастасия Савченко – заняли третьи места. Судьи из 812 работ выбрали 12 для публикации в международном журнале, который издается в Великобритании, Южной Африке и многих других странах. И под их работами было указано, что авторы – ребята из ЛНР! Михаил ходил также в музыкальную школу, играл в оркестре, и именно эта победа помогла ему сделать выбор в пользу изобразительного искусства.
«Летняя рапсодия»
В 2024 году мы участвовали в международном конкурсе детских рисунков «Моя Россия», там очень много участников – однажды была 31 тысяча. В прошлом году их число ограничили до 10 тысяч, а в этом их было 15 тысяч. Тема была «Духовное наследие России». В первый тур проходило 200 человек, во второй тур – 75, и из их числа выбирают условных победителей. И две мои ученицы – Виктория Карташева и Ева Васильева со своими работами «Лука Крымский» и «Нестор-Летописец» – вошли в число финалистов.
С детьми мы изучаем станковую живопись, акварельную живопись, гуашь, масло, акрил, работаем в технике декоративной живописи. Недавно ребята попробовали работать пастелью на крафтовой бумаге, и у них получилась прекрасная серия картин.
Дети учатся рисовать фигуру человека, голову, у малышей обучение проходит в программе цветоведения, они узнают, как смешивать цвета, где они применяются.
Недавно ребята участвовали в международном конкурсе, рисовали иллюстрации к сказкам Ганса Христиана Андерсена. У них получились очень хорошие работы, они заняли призовые места.
Считается, что хорошо, когда из выпуска художественной школы в академию поступает один-два человека. Но у нас в высшие учебные заведения изобразительного искусства поступает много ребят. Из прошлого выпуска у меня поступили семь человек.
Алла Николаевна воспитала немало талантливых ребят, которые стали художниками и педагогами. Надеемся, она подготовит еще не одно поколение специалистов творческих профессий, которые внесут такой же весомый вклад в культурную жизнь нашего края, помогут обновить его, сделать интереснее и краше.
Виктор Васильев
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».