Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

«Фото Александра Заикина» – теперь без Сан Саныча... Памяти фотокорреспондента из Свердловска

Свердловск
09.04.2025  16:44
49

Многие люди нередко замечали во время праздничных мероприятий или просто на улицах города стройного зрелого мужчину с легкой, обаятельной улыбкой и фотоаппаратом в руках – это был фотокорреспондент Александр Заикин, который для коллег был просто Сан Санычем. Его объектив выхватывал самые яркие кадры из жизни города, и несколько поколений свердловчан смотрели на происходившие события его глазами.

Его снимки часто публиковались в периодических изданиях. Читатели «Твоего города» также знакомы с его работами. Однако 23 марта сердце Александра Александровича остановилось. Своими воспоминаниями об этом человеке поделились те, кто вместе с ним жил и работал.

«Заикинская школа»

– К сожалению, Саша отказался от операции, и сам определил свою дальнейшую жизнь, – говорит сестра Татьяна Котлярова. – Несмотря на то, что брат умирал в муках, ушел он достойно, не жалуясь и никого не обременяя. Я видела, как с каждым днем ему становится все хуже, как ему больно, настаивала на оперативном вмешательстве, а он меня еще и успокаивал: «Не переживай! Все происходит так, как должно быть!» Если бы была жива наша средняя сестра, возможно, он бы к ней прислушался, именно с Катей они были очень дружны. Саше было 66 лет, он младше меня, и я всегда говорила, что именно он должен меня хоронить, а не наоборот.

Правда, в финале жизни он часто вспоминал об упущенных возможностях, говорил: «Я же, сестренка, мог добиться большего!» Ведь ему предлагали работу в «Луганской правде», давали в Луганске квартиру. Но он отказался, был предан Свердловску, в котором жил с детства.

Нас у родителей трое: я родилась в Коми, Катя в Мордовии, а Саша появился на свет на Кубани, когда мы всей семьей переехали к сестре отца. Однако пробыли там недолго, и вскоре папа поехал на Донбасс искать работу с жильем. Так мы оказались в поселке Володарск. Отец устроился работать водителем в пожарную часть, а жили мы в бараке, пока от редакции нам не дали квартиру в городе. Отец еще по молодости крутил кино, но, когда точно начал фотографировать, я не знаю. Однако, когда мы жили в поселке, папа уже занимался фотографией и носил свои снимки в газеты. А еще вел фотокружок –  у нас дома всегда было полно детей, поэтому не пойти по стопам отца было просто невозможно. Папа ездил по полям, по предприятиям, на шахты, и всегда брал сына с собой. По ходу учил правильной съемке, как выбрать ракурс, настроить фотоаппарат. Тогда в этом процессе участвовала вся семья. Нередко отец печатал снимки всю ночь. Бывало, встанешь утром, а ванна полна фотографий. И ты понимаешь, что после школы нам их нужно будет «накатывать». То есть с фотобумаги нужно было сгонять воду, чтобы они быстрее просыхали. Мы прикладывали мокрые снимки к стеклянным дверям, и в ход шли валики, расчески, электросушилки.

Крестный ход, 2014 год (фото Александра Заикина)

Мама наводила все растворы: проявители, закрепители, фиксажи. Но Саша не очень любил заниматься этой лабораторной работой. Он больше любил фотографировать, и отец его часто хвалил за снимки. Когда он стал профессионалом в своем деле, всегда говорил: «Это отец меня научил, его школа!» Хотя папа, которого нет с нами без малого три десятка лет, предвидел будущее, говорил: «Скоро фотографировать будут все!» Так оно и вышло. Александр тоже шел в ногу со временем, и когда пленочные фотоаппараты ушли в прошлое, перешел на цифровые.

Кроме фотографии у брата много было увлечений. В детстве он был очень активный: играл на баяне, занимался спортом. Греко-­римской борьбой он увлекся примерно во втором классе, и достиг в этом виде спорта заметных результатов. Он всегда был накачанный и подтянутый. Все девчонки говорили, что Саша самый красивый мальчик в классе. Хочу сказать, что даже в зрелые годы у него было накачанное тело, а гантели всегда лежали на видном месте.

По окончании Херсонского мореходного училища он уехал по направлению на Дальний Восток и на судне работал помощником капитана, но любимое дело не забросил, однако, придя в отпуск, нашел свою любовь и остался в Свердловске. Работал на шахте «Должанская­-Капитальная», но вскоре его перевели в газету «Степной Маяк». А потом издание закрылось, и специалист остался не у дел. Да и личная жизнь не удалась. Если бы остался на море, возможно, его судьба сложилась бы по-­другому.

По жизни брат был эмоциональный, и свою точку зрения всегда отстаивал. Бывало, разойдемся во мнениях, а на следующий день приходит СМС: «Ты моя единственная, прости своего вредного брата!»

В профессии он тоже старался поделиться своим опытом с коллегами, и, если люди не прислушивались к нему, сильно обижался. Я часто ему говорила: «Саш, не учи уже никого. Понимаешь, сейчас другое время, другие люди, и на фотографию уже совсем другой взгляд. Соответственно, и к фотографам иные требования». А он все повторял: «Это школа моего отца, Заикинская школа!»

Нередко его фотографии выставлялись в краеведческом музее, были фотовыставки в Луганске. Его работы были отмечены Союзом ветеранов Афганистана, военно­-спортивными организациями, центрами патриотического воспитания.

Мне тоже всегда нравились его снимки: красивые пейзажи, лица, в которых запечатлен характер, духовенство в развевающихся одеждах. Стоит отметить, что Александр был человеком воцерковленным. Часто именно мне первой показывал свои снимки, даже на работу приходил. В память о брате у меня осталось много домашних фотографий – я с внучками, с подругами.

Хотя я по этому пути не пошла, «Заикинская школа» живет. Талант фотографа у моей дочери проявился уже во взрослом возрасте. Хочу отметить, что, на мой взгляд, у Юли неплохо получается. Во-­первых, она занимается фотографией с любовью, а во-­вторых – часто прислушивалась к дяде Саше. Когда они встречались, у них были общие разговоры, и он давал дельные советы.

 «Жизнь – борьба!»

Директор СК «Шахтер» Тенгиз Джиошвили:

– Саша долгое время занимался греко-­римской борьбой, стал кандидатом в мастера спорта. Он был ответственный, порядочный, исполнительный во всем – как в спорте, так и в работе. К примеру, одно время он работал в котельной спортивного комплекса, и у меня к его работе не было нареканий. Со временем перешел работать в ПТУ.

Я дружил с его отцом, Александром Константиновичем, Царствие ему Небесное, Он тоже был фотокорреспондентом. Можно сказать, мы дружили семьями. Я присутствовал на свадьбах сестер. А к Саше относился как к сыну. Он тоже не оставался в долгу – снимал много спортивных мероприятий, особенно любил борьбу. Именно его фотографиями в нашем комплексе оформлены стенды. Причем, все, что он фотографировал, делал безвозмездно. Александр был в постоянном творческом поиске.

Турнир по боксу, 2023 год (фото Александра Заикина)

В свое время мы дружили со спорт ­ сменами из Грузии. С городом Рустави мы обменивались делегациями: наши борцы, пловцы, футболисты, боксеры ездили к ним, а их группа приезжала к нам, и вот все эти товарищеские встречи в Свердловске снимал Александр Заикин. В те годы фотография была делом непростым. Днем Саша снимал, а ночью проявлял снимки, и наутро уже их раздавал.

«Главное – оперативность!»

–  Вместе мы работали лет пять, – вспоминает Алла Тарасенко, бывший корреспондент газет «Знамя шахтера», «Заря Донбасса». –  Александр Заикин был предан любимому делу полностью, поэтому на все имел собственное мнение и горячо его отстаивал. Для него снимок был не просто кадром, а емкой историей о тех, кто на нем запечатлен. Особо хорошо ему удавались фоторепортажи спортивной тематики. Он не пропускал ни одного соревнования, какого бы уровня они ни были: городские, областные, международные.

Когда в продаже появились первые фотоаппараты «мыльницы», и съемка стала доступна большинству людей, не имеющих опыта, он считал, что это сильно вредит эстетике фотографии. Он был уверен, что, прежде чем брать в руки аппарат, нужно изучать сюжет, знать правильную постановку кадра. И всегда ревностно относился к тем, кто после пары щелчков затвором уже считал себя фотографом. А уж тем более, когда появились снимки с мобильного телефона.

Он с детства видел все этапы рождения фотографии, ведь его отец был фотографом. Сначала фотолаборатория была именно у него дома, потом место для нее выделили в редакции газеты «Знамя шахтера».

Главной профессиональной чертой Саши всегда была оперативность, что очень важно для фотокора. Ведь тогда по фотографии еще нужно было для типографии сделать металлическое клише, с помощью которого она печаталась в газете. Его изготавливали в издательстве газеты «Ворошиловградская правда», кстати, одной из старейших газет Донбасса. Если фото нужно было ставить срочно в номер, он сразу мчал в Ворошиловград (Луганск). А в последнее время даже текстовки к фотографиям он стал писать сам. В процессе съемки он старался узнать о человеке как можно больше и рассказать о нем корреспонденту.

Если снимки нужны были в другие газеты, то он охотно ими делился. В те годы газет было много, они издавались даже на предприятиях – на шахте «Должанская-­Капитальная» и в шахтостроительном управлении, а также была региональная газета «Степной Маяк».

Конечно же, работы современных журналистов отличаются большей непринужденностью, но тогда у нас большого права выбора не было, так что Александр Заикин являлся ярким представителем классической советской школы фотожурналистики.

Редакция «Твоего города» скорбит по поводу смерти коллеги, и выражает глубокие соболезнования родным и близким.

В назидание будущим поколениям журналистов Сан Саныч оставил открытой страницу в сети «Одноклассники», где выложено без малого три тысячи снимков. Полистайте фотографии, вы увидите жизнь города, а, возможно, найдете среди них и себя.

Больше снимков мастера – здесь

Лилия Голодок

***

Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».