«Что бы со мной ни случилось – не плачь!» Памяти свердловчан, погибших на СВО
Герои нашего времени. Кто они? Сыновья, братья, мужья и отцы, погибшие на поле брани. Шахтеры, водители, учителя, они жили своей жизнью: зарабатывали, любили, шутили, чем-то увлекались. Но все резко изменилось, и молодые люди, безвременно ушедшие на небеса в бою, оставили своим родным и знакомым добрую память о себе. Теперь они в наших душах навсегда молодые и красивые, улыбаются с фотографий на памятниках, и только цветы да ветер над их могилами. Какими они были, расскажут в нашей рубрике «Вечно живые» их родные.
О том, каким был Сергей Сувига, рассказал его отец Анатолий Анатольевич:
– Родился сын 12 августа 1989 года в поселке Шестая группа, это в районе «Семидесятки». В восемнадцатой школе, куда он пошел, учился хорошо, но был непоседой. В детстве увлекался футболом, ребятишки часто собирались играть, а у нас на воротах даже флаг какой-то команды висел!
После окончания школы Сергей учился в 73-м училище, а получив специальность, пошел работать на «Должанскую-Капитальную». В 2007 году его призвали в армию. Сергей служил в Черкассах в десантных войсках. После службы вернулся на родное предприятие. Сначала трудился такелажником, а потом ГРОЗом.
До армии сын встречался с девушкой, она с моей покойной женой даже ездила к нему на присягу. Потом они поженились. Жили в Хмельницком. Вскоре у них родился сын. Мальчик он хороший, Артему скоро исполнится 12 лет.
Сергей увлекался рыбалкой, часто ездил на Бирюковский ставок (мог поехать даже с третьей смены). Я и сам рыбак, поэтому как никто другой его понимал. Он никогда не возвращался с пустыми руками, иногда попадались рыбешки килограммов по десять! Внучок тоже приучен к рыбалке. Если раньше он рыбачил с отцом, то теперь с дедом.
В 2022 году многих мужчин мобилизовали прямо с работы, и 20 февраля не обошла эта участь и его. Я об этом узнал 23 февраля, когда Сережа не поздравил меня с праздником, ведь такого быть не могло! Я позвонил ему, но телефон был недоступен. Я позвонил невестке, и Нина обо всем рассказала.
Сначала он был стрелком, помощником гранатометчика, а потом наводчиком пулеметного отделения. Иногда он приезжал на побывку, и я к нему ездил в Чернухино, когда он был в учебке. Однако звонил он нечасто.
Сергей с сыном и отцом
Сергей рассказывал, что после освобождения населенных пунктов оставалось много вражеской техники американского, канадского производства, и они ее изучали. Он очень любил технику: сначала были мопед, мотоцикл, а потом уже авто. Помню, когда он купил машину, ко мне приехал ночью: «Папка, выйди на улицу». Он был такой довольный!
В Попасной жили близкие люди, и как только они освободили этот населенный пункт, он сразу позвонил: «Мы взяли ДЕПО, где тетя Света живет?» Сын ее не нашел, потому что все было разбито. К счастью, они с трудом, но выбрались: чтобы попасть к своим, проехали всю Европу, и вернулись на Родину, в Свердловск!
Погиб Сергей в ДНР в городе Соледар. Как рассказывали ребята, на позицию прилетел дрон, и в результате взрыва он получил ранение головы, несовместимое с жизнью. Это случилось 28 июля. Через полмесяца ему бы исполнилось 33 года.
Мы похоронили сына на кладбище поселка шахты № 71, рядом с мамой и братом. Мы уже и памятник поставили, всем этим занималась невестка. Она ездила и на опознание, я не смог, потому что после того, как узнал о смерти сына, слег с высоким давлением. На памятнике сын в гражданской одежде – это было его желание, он не рвался на СВО, при этом никогда не прятался за чужой спиной, и отговорить его было невозможно.
Сын всегда старался помочь другим людям. Я часто встречаю на кладбище его сотрудников, они вспоминают, каким он был заводилой. Ребята плакали: «Мы его ждали. А теперь не ладится без него ни под землей, ни на поверхности!».
Последний раз он приезжал на побывку на День рыбака. Наша встреча была короткой. Сережа очень торопился, подъехал на машине с Хмельницкого. Он мало что рассказывал о службе, и, понимая, что у меня слабое здоровье, всегда старался меня подбодрить, но в этот раз мы обнялись, и он тихо шепнул мне на ухо: «Я, наверное, приду «двухсотым»! С тех пор тревога меня не отпускала. Когда Сережу хоронили, Артем не плакал. Когда мы ехали в машине в храм на отпевание, он сказал, что так наказал отец: «Сынок, что бы ни случилось, ты не плачь!» И как бы ему ни было тяжко, он выполнил последнюю просьбу отца.
Сына Сергей сильно любил, без него никуда. Ко мне они часто приезжали на машине. Тема гордится своим отцом, часто бывает на кладбище. Он очень похож на Сережу.
«Группа крови на рукаве…» – II отрицательная
Об Александре Урасове рассказали его близкие – мама Екатерина Прокофьевна и сын Дмитрий:
– Сын родился в Свердловске 21 мая 1976 года, учился в 23 школе, – вспоминает Екатерина Прокофьевна. – Он окончил ПТУ №43 и сразу пошел работать по специальности – устроился в лесхоз плотником. Служил в армии в Северодонецке. А потом работал на подстанции: проводил обходы по высоковольтным линиям. В 2014 году Саша пошел в ополчение, и был там в течение года. Он с ребятами отбивал Червонопартизанск от наступления ВСУ.
После этого он снова работал, но, когда в феврале 2022 года началась СВО, он подписал контракт и пошел воевать. Сразу прибежал к нам и сказал: «Я ухожу на войну! Нас сегодня вывозят!» Звонил нам очень редко, поэтому многого мы не знали.
Я помню нашу последнюю встречу. Он позвонил и сказал: «Мама, приготовь, пожалуйста, тормозок, нас отпустили на два дня». Когда Саша зашел, я увидела, что он сильно хромает. Оказалось, что он получил ранение в ногу и там остался осколок, но сын не стал обращаться в медсанчасть. Когда Саша садился в машину, даже подволакивал раненую ногу. Мы с внуком пытались его отговорить ехать обратно, хотя бы немного вылечиться, отлежаться, но он ответил: «Я должен ехать! У меня там друзья!»
Александр погиб 14 июля 2022 года. Это случилось под Лисичанском. Машину, в которой ехали ребята, обстреляли. Водитель получил ранение, и когда сын вытащил его с водительского сидения, чтобы самому сесть за руль, в это время прилетел дрон, и сын получил тяжелое ранение. Его не довезли до госпиталя, и он умер в дороге.
Александр в молодости
Саша был сильный, сбитого телосложения, и я была уверена, что с ним ничего не может случиться. Однако его гибель я предчувствовала. Старший сын умер в 29 лет. И перед тем как Саши не стало, мне приснился Валера, будто он таскает огромные бревна! А ведь это доски, из которых делают гробы. И у меня в душе все перевернулось! Вернулся сын в закрытом гробу, у него на руке была татуировка: его группа крови – вторая отрицательная. По ней и узнали. Похоронили его на Аллее Славы. Мы уже и памятник поставили.
С первой супругой жизнь не сложилась, он жил во втором браке, но, когда сына убили, вторая жена тоже вскоре умерла – не выдержало сердце.
Мы с внуком живем в своем доме, и все ремонты проводил в нем сын. А потом пообещал: «Как приду с войны, куплю машину и плиткой выложим весь двор!» Я исполнила его последнее желание: купила красивую плитку, и застелила ею весь двор в память о нем. Мы вспоминаем его постоянно и всегда плачем. Я стараюсь держаться, но только взгляну на его фото, как слезы снова наворачиваются на глаза.
Парень, которого он спасал, остался жив. Он из нашего города. Мы встретились в соцфонде: он подошел и поблагодарил меня за то, что я так воспитала сына.
– Я внешне очень похож на отца, – говорит Дмитрий, и его поступки являются для меня примером. После развода родителей я не перестал общаться с отцом. В основном мы виделись у бабушки. Со временем мама вышла замуж, и теперь я проживаю с бабушкой, ведь после того, как папы не стало, ей уже нужна помощь.
Отец был настоящим работягой! Что бы он ни делал, во все вкладывал душу. И меня учил тому же: если ты что-то хочешь иметь, то нужно усердно работать. И я стараюсь жить по его правилам. Однако он было довольно строгий и лишнего мне не позволял, к примеру, гулять допоздна, интересовался, с кем я общаюсь.
В зоне СВО
От отца осталось шесть наград: среди них медали «За оборону Луганска», «За боевые заслуги». Мы отвели им в доме самое видное место – на нерабочей печке, они лежат на красной подушечке. Рядом стоит его фото.
Я очень горжусь своим отцом, ведь он погиб, спасая другого человека! Я уверен, что по-другому он никогда бы не поступил.
Лилия Голодок
* * *
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».