Борьба за пенсию – больше года: как жительница Свердловска Галина Ауман пытается «выбить» законные деньги
Для свердловчан не новость, что для оформления пенсии в клиентской службе СФР Свердловска – так теперь называется бывшее отделение пенсионного фонда – люди преклонного возраста вынуждены проходить через непростые испытания, требующие немалых физических и моральных сил. Но история, которую нашей редакции рассказала Галина Ауман, заставила нас задуматься о причинах того, почему так непросто оформить пенсию.
– В Свердловск я вернулась из Харькова после начала СВО, – рассказала Галина Ауман. – 7 августа 2023 года получила российский паспорт, а 4 сентября – уже больше года назад – отправилась в клиентскую службу СФР Свердловска, чтобы подать заявление на оформление пенсии по достижении пенсионного возраста. Хорошо, что у меня с собой была трудовая. А если бы я без нее приехала? Что бы я тогда делала? Заново пенсию в 61 год зарабатывать? Документы приняли и записали меня в электронную очередь на конец ноября. Я пошла в прокуратуру, и мне посоветовали обратиться к сотруднице Соцфонда Марии Васильевне. Она приняла у меня документы. Но только в феврале она сказала, что у меня стажа не хватает. Что у меня в трудовой некоторые печати не читаются – так Уфа ответила. Из-за этого они не берут во внимание часть стажа. Должно быть 15 лет, а в Уфе насчитали всего 8. А работала я в Норильске, там год идет за полтора. Моя знакомая в отделе кадров, которой я дала свою трудовую, насчитала 14 лет и 8 месяцев. Я тогда говорю: «Мария Васильевна, может быть, мне тогда самой сделать запросы по своему стажу? Чтобы вам было быстрее его просчитать». А она говорит, что нет, у них скоро откроется кабинет, который сам будет делать такие запросы во все организации.
Основной стаж у меня российский, я трудилась в Норильске – с 1983 по 1991 год. «Норникель» прислал мне справки о том, что я там работала, – весь мой стаж. Это примерно 8 лет, если умножить на коэффициент 1,5, получается уже 14 лет, а у меня еще 3 года стажа работы в свердловском сберегательном банке – с 1991 по 1994. А после я занималась частным предпринимательством. По законодательству нужно 15 лет для начисления пенсии. Я рассчитывала минималку.
Когда Вы начали подавать документы на социальное пособие?
– Как только мне выдали справку в пенсионном о том, что я не получаю пенсию. Это произошло 13 февраля, а уже в марте мне дали пособие. Но за февраль деньги не дали. С сентября по февраль оформляли справку о том, что я не получала пенсию. Хотя я сразу просила в пенсионном, чтобы ее выдали. А мне семь месяцев предлагали прийти за ней «завтра». Я обратилась в администрацию, и там мне посоветовали поехать в Гуково, чтобы быстро все оформить. Но для этого же надо там прописаться, а там у меня никого нет. Еще мне посоветовали на работу устроиться. А кто бабку на работу возьмет? Мне предложили дворником идти, а у меня гипертония, давление 220.
Размер социального пособия – 7300. После его оформления ждала ответы на свои запросы по поводу стажа в Норильске. На их сбор ушло 3 месяца – когда мне в феврале сообщили, что у меня стажа не хватает, я пошла к адвокату, она напечатала мне письма, и я отослала их по почте в архив в Норильске. Также я просила у Марии Васильевны копию ответа из Уфы, в котором говорится, что у меня стажа не хватает, а она сказала, что у нее нет таких полномочий.
18 июня из Норильска пришло подтверждение о моем стаже, в котором указано, что я работала на Крайнем Севере, и год идет за полтора. 24 июля, когда получила на руки все ответы, снова пошла в пенсионный и подала все ксерокопии. Говорю, мол, дайте расписку о том, что вы у меня все документы приняли, а мне ответили, что ничего не дадут, а все данные внесли в компьютер. Также сказали, что мой специалист в отпуске, и они не хотят ее компьютер открывать. Сослались на то, что не знают пароль от ее компьютера. Это было в 4 кабинете, со мной говорила специалист Елена Бирюкова. Сказала прийти через месяц.
К начальнику Соцфонда, Светлане Елисеевой, я обратилась, когда мне была нужна справка о частном предпринимательстве. Она сказала, что ее нужно брать в 14 кабинете. Тогда как раз Мария Васильевна вышла из отпуска, и я ей сказала, что собираю справки. Она меня отправила к другому специалисту в 4 кабинет, та открыла мое дело на своем компьютере – оказалось, никакого пароля для этого не надо.
Пожилому человеку разобраться с бумагами непросто
Для того чтобы получить справку о предпринимательстве, я пришла рано утром и заняла очередь. Как всегда, было очень много людей. Пенсионный должен начинать работу с восьми – половины девятого, талончики выдавать, но в 9 утра сотрудники прием еще не начали. У кого-то из них был день рождения. К половине десятого утра я начала громко просить, чтобы людям дали талоны. Пришла заведующая пенсионного, и говорит: «Что ты тут бунт поднимаешь? Я сейчас полицию вызову. И тебя я не приму». Я спрашиваю: «Какое вы имеете право? Я сейчас сюда телевидение вызову». После этого она дала указание раздать талоны людям, и я оказалась десятая. Как только хотели пригласить первого человека, меня позвала к себе заведующая. Вся очередь решила, что меня в полицию повели. Я поднялась наверх, и там она со мной уже спокойно разговаривала. Я ей сказала, что ее сотрудники не могут посчитать мне стаж, и она ответила, что мне нужно к специалисту. При этом частным предпринимательством я при Украине занималась, а рабочий стаж-то у меня российский, я его еще при Советском Союзе заработала.
На какие средства Вы жили до того, как получили пособие?
– На пенсию моей сестры – 12 492 рубля. Живем в однокомнатной квартире. Экономим на всем: электричестве, воде, отоплении. У сестры онкология, много денег каждый месяц уходит на лекарства.
Что планируете делать дальше?
– Не знаю. В таком возрасте остаться вот так – ни кола, ни двора… Через таможню сюда смогла с одним рюкзаком пройти. Намерена бороться. Когда обратилась за помощью в администрацию, мне сказали, что раз у меня есть российский паспорт, то я не беженка. Я говорю, что у меня вообще ничего нет, и мне предложили жилье в общежитии. Пустая грязная комната на пятом этаже – ни кровати, ни стола. Две тысячи зимой и тысячу летом – при семи тысячах пособия. И воды нет.
В нашей редакции Галина Ауман узнала номер пресс-службы СФР ЛНР в Луганске и связалась с ее специалистом. А на следующий день нам позвонила сестра Галины, Елена Петровна, и рассказала следующую историю:
– После того, как моя сестра связалась с пресс-службой СФР, ей позвонила специалист Лилия Олеговна и сказала, что нас ждет Светлана Елисеева, заведующая Соцфонда Свердловска. Я зашла в кабинет с сестрой, потому что у нее давление – вдруг нужно будет скорую вызывать. А она говорит: «Выйдите из кабинета, вы не имеете права тут сидеть. Если нужно будет, я сама скорую вызову». Только я вышла за порог, она начала на мою сестру кричать. Сестра впала в ступор, не знает, что сказать. Она была с телефоном, и Светлана Степановна сказала, чтобы она его выключила, потому что не имеет права им пользоваться в здании. Сестра отключила телефон, и заведующая позвала специалистов. Пришла Елена Владимировна Бирюкова, которая занимается ее делом, и они там целый час что-то решали. Сестру отправили в 4 кабинет к Елене Владимировне и заставляют писать какую-то объяснительную, подсовывая непонятные бумажки на подпись. Я ей говорю: «Ты хоть смотри, что подписываешь». А они дают ей бумагу, которая написана чужой рукой еще 10 января, и на ней якобы стоит подпись сестры. А она говорит, что эту бумагу не писала. Елена Владимировна эту бумажку вырвала у нее из рук, скомкала и выбросила в урну. Оказалось, что это отчет для Луганска, согласно которому это якобы пенсионный запросы в Норильск отправлял для уточнения стажа. А это мы их отправляли, для этого в долги залезли, 6 тысяч заняли. После этого в кабинете стало совсем «жарко». Я пришла к сестре на помощь, а они говорят: «Выйдите отсюда, мы с ней разговариваем». Но это я человек закаленный, а у моей сестры давление, она сразу теряется, когда на нее кричат.
Сестра начала требовать, чтобы ей дали то письмо, которое помяли и выбросили. А сотрудница пенсионного начала сопротивляться. Я потребовала пригласить заведующую, чтобы она сама посмотрела, что это за документ, и выдала его нам. На часах начало шестого, к нам спускается заведующая, ей я сказала: «Светлана Степановна, разберитесь, пожалуйста». А она начала звонить в МГБ, и я сразу набрала 102 – сообщила полиции, что нас обижают, закрыли двери и мы не можем выйти из пенсионного. Светлана Степановна начала по телефону говорить МГБ, что мы украинские диверсанты, а я кричать, что мы две бабки, которые пришли оформить пенсию, а нас закрыли и не выпускают. Потом я услышала, как человек на другом конце провода с удивлением и недоверием говорит: «Они что, шпионки? Приехали из Харькова диверсии устраивать?» Светлана Степановна начала в трубку кричать, что мы ее оскорбляли, а я сказала: «Светлана Степановна, что же вы напраслину на людей наводите? Мы же пришли защитить себя, взять пенсию. Мы же криминального ничего не делаем». И никто так и не приехал. Я звонила в полицию – и полиция не приехала. Три раза набирала. Выбрались мы из Соцфонда через запасной выход – и сразу в прокуратуру пошли. Я пожаловалась прокурору, а она говорит: «Так ведь нет уже у нас МГБ». Но зачем тогда в Соцфонде людей стращают? Это хорошо, что я ничего не боюсь, а сестра моя от страха уже в обморок падает.
Слово специалисту
Светлана Елисеева отказалась комментировать эту ситуацию, и наша редакция отправила официальное письмо с вопросами в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Луганской Народной Республике, на которые получили следующие ответы.
Каковы предельные сроки для постановки на учет пенсионера в Социальный фонд России после подачи им заявления?
– Отделение Социального фонда России по новому месту жительства гражданина не позднее двух рабочих дней с момента поступления по защищенным каналам связи выплатного (пенсионного) дела в электронном виде, заверенного электронной подписью, принимает распоряжение о постановке выплатного (пенсионного) дела на учет и продлении выплаты пенсии.
Если у работников Отделения Социального фонда России по ЛНР возникают вопросы к данным указанным в трудовой (есть подчистки, не читаются оттиски печатей), кто должен делать запрос по их подтверждению в архивы: обратившееся за назначением пенсии лицо или работники Отделения?
– Отделение Социального фонда России по ЛНР в целях реализации пенсионных прав граждан оказывает содействие гражданам в истребовании документов, подтверждающих стаж и заработок, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в случае, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Истребование документов осуществляется по заявлению гражданина путем направления запросов работодателям, в государственные и муниципальные органы власти, в архивные учреждения, в компетентные органы иностранных государств.
При обращении за оказанием такого содействия граждане самостоятельно не направляют запросы – для исключения дублирования и дополнительной проверки документов.
Отделение Социального фонда России по ЛНР настоятельно рекомендует гражданам обращаться по вопросу назначения пенсии заблаговременно – не менее, чем за год до даты наступления права.
Куда может пожаловаться человек на действия сотрудников территориальных отделений СФР по ЛНР?
– Можно направить письменное обращение в Отделение Социального фонда России по Луганской Народной Республике по адресу: 291016, Луганская Народная Республика, г. Луганск, пл. Героев Великой Отечественной войны, 9. Также можно отправить сообщение в нашу официальную группу в «ВКонтакте» https://vk.com/sfr_lnr и в электронную приемную 24/7: https://socialinsurance.sfr.gov.ru/reception_desk/
После обращений Галины Ауман в Луганск и прокуратуру Свердловска вопрос о назначении ей пенсии был пересмотрен. По словам Галины, в прокуратуре сообщили, что она должна получать 12 492 рубля. Пока выплат в такой сумме женщина не получила.
Сергей Марчуков
* * *
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».