Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Учитель – это не работа: интервью с педагогами Краснодонского района в преддверии профессионального праздника

Краснодон
03.10.2024  17:13
4

Учитель – это не просто человек с педагогическим образованием, это мудрый наставник, открывающий двери в жизнь, по маленьким кирпичикам выстраивающий будущее ребенка и помогающий познать тонкости человеческого существования. Ко Дню учителя журналист «Твоего города» встретился с учителями Краснодонской школы №8 и №6, Молодогвардейской школы №7 и узнал о тонкостях их профессии.


– Почему вы выбрали профессию учителя?

Людмила Ивановна Лосева:  С детства сложилось так, что я знала, что буду учителем. Во дворе я была одна девочка среди мальчиков, и я их всегда воспитывала. Когда подросла, знакомые просили меня посидеть с их детьми (второй-третий класс). Как бы это ни было парадоксально, в детстве я была очень проблемным ребенком, безбашенной спортсменкой. Очень часто уезжала на соревнования, а после них вместо того, чтобы идти в школу, несколько дней гуляла и сидела дома. Когда училась в спортивной школе, приходилось 15 километров добираться (я родилась в селе Рогово, а спортивная школа была в Новопскове), иногда автобусы не заходили в нашу деревню или приезжали забитыми, не останавливались, и мы шли в посадку и играли там до обеда, а потом возвращались домой как ни в чем не бывало. После поступления в Лисичанское педагогическое училище я случайно встретилась со своим классным руководителем на автовокзале. После того, как Александр Михайлович узнал о моем поступлении в педагогическое, взял мою руку, погладил и сказал: «Людочка, я тебе желаю от всей души таких детей, как ты сама».

Ирина Николаевна Годло:  Получилось как-то само собой, родители мои учителя, можно сказать, семейная династия. В детстве мы часто играли в школу, я всегда заполняла журналы, очень мне это нравилось. Глядя на родителей, мне захотелось стать такой, как они.

Елена Ивановна Афанасьева: – Сколько я себя помню, всегда собирала детей младше меня, водила их на импровизированные экскурсии и рассказывала, что да как было в Донецке. Позже мы переехали в Краснодон, здесь я окончила школу №4 и уже точно знала, что я буду учителем.

– Какой опыт у вас за плечами?

Л. И: – Сразу после школы в институт я не поступила, стала студенткой училища. Знаете, нисколько не жалею об этом: нас очень хорошо учили в педагогическом училище. Каждый урок мы отрабатывали с преподавателем от А до Я. Мы учились правильно заходить в класс, и я думала постоянно: «А как это правильно, я ведь постучалась и поздоровалась». И только потом поняла, что главная деталь – улыбка. Эта улыбка осталась у меня до сих пор. В Молодогвардейскую школу №12 пришла по распределению и влюбилась в город с первого взгляда, настолько он красивый и цветущий, птички вечно напевают серенаду Молодогвардейску. В 12-й школе я проработала с 1982 до 2000-го, а когда школу закрыли, нас перевели в 8-ю, и вот до сих пор здесь я встречаю детей первого сентября.

И. Н: – Сразу после школы я окончила швейное училище и работала в ателье, меня избрали секретарем комсомольской организации. Потом вышла замуж, вскоре ушла в декрет. За это время ателье закрылось, и свой педагогический путь я начала в садике «Калинка» в квартале Лютикова, одновременно с этим поступила в педагогическое училище в Лисичанске. Проработала года четыре с малышами, пришло сокращение, и я перешла в школу. Поступила в педагогический институт на специальность «Труд и основы предпринимательства», позже добавила вторую специальность – учитель математики. В школе я преподавала труд для девочек, сейчас я завуч и учитель математики в Краснодонской школе №8.

Е. И: – Я училась в школе им. Сергея Тюленина, сидела за его партой с откидной крышкой с мемориальной дощечкой. Я этим всегда гордилась и писала рассказы о Молодой гвардии. Мечтала быть учителем истории, но судьба решила, что я буду филологом – для поступления на исторический факультет мне не хватило баллов. Потом я узнала, что мое патриотическое сочинение о Молодой гвардии очень понравилось преподавательнице-фронтовику, она была очень известной, состояла в Союзе писателей. Так вот она написала сборник, в который вошли три лучших сочинения, в том числе и мое. Когда мне привезли газету прямо из института, в которой было напечатано мое сочинение, я не могла поверить в свой успех. Вот так я и поступила на филологический факультет Ворошиловградского института им. Тараса Шевченко. С новеньким дипломом меня отправили в село Евсуг Старобельского района. Я поработала год и ушла в декрет, потом около двух лет в 24-й школе. После счастливого события нам дали квартиру в Молодогвардейске – четверть века я дарила знания детям 21-й школы. Переезд в Краснодон привел меня в гимназию. Последние годы я работаю в первомайской школе №6.

– Наверняка в вашей памяти хранятся интересные истории из вашего педагогического пути, поделитесь, пожалуйста.

Л. И: Когда-то я услышала слова одной песни и подумала, как же они мне подходят: «Если хочешь жизнь прожить красиво и оставить в этой жизни след…» Я даже не помню точные слова этой песни, но они мне так запали в душу! Я действительно хочу прожить жизнь красиво, оставив значимый след после себя. Очень часто встречаюсь со своими выпускниками, они приезжают из разных стран, обязательно приходят в школу, мне очень приятен сам факт внимания. Также встречаюсь с родителями учеников, недавно пришла мама ученика самого первого выпуска и принесла мне маленький букетик. У меня есть такое правило любить всех и все. Для себя я решила: как только почувствую, что не смогу полюбить детей, сразу ухожу с этой работы, потому что без любви к детям в школе не стоит оставаться. Каждый день стараюсь придумывать что-то новое, интересное. Например, в том году были экскурсии во время выборов, на протяжении двух недель мы с учениками встречались в одежде определенных цветов, изучали этот цвет, рисовали им, читали стихи, где присутствовал этот цвет, и весь день говорили об этом. Кстати, я очень ревностно отношусь к тому, когда дети переходят в пятый класс, для меня это целая трагедия. Возможно, боюсь, что их будут обижать. Я даже завучу недавно говорила о том, что в начальных классах мы все такие «мягкие и пушистые», так как нам нужно каждому уделить внимание, а в старших классах такого нет.

И. Н: – Когда уходила из детского сада в школу, я очень сильно переживала из-за того, что школьники меня не будут так любить, как малыши. И вот сейчас мои воспитанники уже стали родителями и ведут детей в школу, они до сих пор помнят меня.

Е. И: Раньше я удивлялась, как можно не помнить, как зовут Пушкина или Лермонтова, или в какую эпоху они родились, или какие произведения написали. Сейчас я смотрю на это по-другому. Если кто-то захочет, он обязательно будет учить, интересоваться и углубляться в филологические науки. Очень любила возить своих учеников на экскурсии и, спустя много лет, когда встречалась со своими учениками, вспоминали разные интересные случаи школьных лет, хотя я уже этот момент могу не помнить.

– Если бы снова пришлось выбирать профессию, вы остановили бы выбор на профессии учителя?

Л. И: Если бы я не стала учителем, то выбрала бы профессию парикмахера. Мне очень нравится делать людей красивыми, а сейчас я их делаю красивыми духовно, воспитываю их. Своим ученикам я всегда говорю, что главная профессия в жизни – человек, а потом все остальное.

И. Н: Я не представляю себя в другой профессии. Мне, конечно, нравится рукоделие, но этот процесс лишь отвлекает от основной работы.

Е. И: – В этой профессии я, конечно, не всем очарована, но тем не менее это мое. Я сужу по тому, сколько лет в образовании, сколько было школ, детей. И с детьми не было серьезных конфликтов, как, например, показывают по телевизору. Поэтому не жалею.

– Какой совет вы бы дали родителям ребенка, который учится в школе?

Л. И: – Чтобы они никогда не ругали детей и терпения. Нельзя наказывать детей за то, что что-то не получается.

И. Н: – Нужно доверять, быть терпеливыми с детьми и настойчивыми. Родителям ведь всегда некогда, но очень важно следить за учебным процессом ребенка, за его успехами. Проверку домашнего задания нужно ввести в систему, и тогда будет результат, у ребенка будет вырабатываться стержень.

Е. И: – Советы раздавать всегда легко, но вот рекомендацию могу дать родителям, чтобы они помогали ребенку. И помощь эта разная, в учебе, возможно, в решении внутренних конфликтов. Родителям нужно больше проявлять понимания к своим детям. Общайтесь со своими детьми как друзья, а не как надзиратели, между вами должен быть общий язык, тесная связь. Детям нужно объяснять, что такое субординация, чтобы они соблюдали свои границы и чужие.

– Каждый год в школу приходят молодые специалисты, дайте им важный совет.

Л. И: – В школе нужно быть эмоциональным «живчиком». И если они хотят работать в школе, то должны понимать, что это их призвание. Нужно чувствовать безусловную любовь к детям.

И. Н: – Важно любить детей. Если они вызывают раздражение, тогда не нужно идти в эту профессию, ничего не получится. Новым специалистам всегда желала найти контакт с детьми, но очень сложно молодому учителю найти эту грань в общении с учениками.

Е. И: – Быть терпеливыми, объективными, и не нужно заигрывать с детьми, если ребенок не знает материал, а ему учитель ставит хорошую оценку. Любите свою профессию.

– Учитель учится чему-то от своих учеников? А чему научились вы?

Л. И: – Путем анализа, благодаря ученикам, их реакциям я учусь тому, какие лучше использовать формы и методы работы.

И. Н: – Ученики более открытые, непосредственные и, получается, я тоже начинаю становиться такой, как будто «выскакиваю из кокона».

Е. И: – Я всегда своим ученикам говорю, что учитель является настоящим, когда у учеников есть заинтересованность к предмету и отдача. Учусь жизнелюбию, любознательности, ребячеству, но научиться у них хитрости очень тяжело.

– Вы в школе подшучивали над учителями? А подшучивали ли над вами?

Л. И: – Я им позволяю шутить, и сама шучу. Недавно был пример, я показывала ученика, который пытался достать из рюкзака печенье и съесть. Предложила ребятам изобразить ученика, чтобы они догадались, кого я пародирую. Им это очень нравится, и они сразу садятся ровненько и наблюдают друг за другом.

И. Н: – Я никогда в школе не подшучивала. Сейчас сложно уделять время юмору, на урок всего 45 минут дается, да и предмет у нас такой серьезный. Иногда отвлечься можно, но в большинстве случаев это происходит на переменах.

Е. И: – В то время я бы не посмела подшутить над учителями. А вот сейчас дети способны это сделать, вот у меня был такой случай, когда я работала в 21-й школе, дети были примерно в 8-м классе. Мальчишка был веселым, и его девчонки подзуживали, а сами в стороне потом. Была полная тишина в классе, прямо я удивилась, ведь класс большой. И девчонка подняла тряпку, прижала к доске, а там оказалась мертвая мышь. Скорее всего, они надеялись, что я начну ругаться, но я посмотрела на мышку и говорю: «Да, бедная мышка, и та умерла, не вынесла ваших знаний. Она либо покончила с жизнью или просто умерла от ужаса, слыша ваши ответы». Предложила дежурному взять совок, спокойно выйти на улицу и прикопать ее. Только спустя много лет я узнала, кто это сделал.

– Есть ли суеверия у преподавателей? Сами их придерживаетесь?

Л. И: – По традиции я всегда иду на работу больной и хромой, в любом состоянии! Ведь я понимаю, что такое замена. Учитель на замене не будет работать с полной отдачей. Но в критическом состоянии я, конечно, не приду. Если чувствую себя неважно, выпиваю лошадиную дозу лекарств, чтобы к своим детям идти «огурчиком».

И. Н: – У преподавателей, как и учеников, надо с левой ноги все время вставать, если проходят экзамены, то обязательно пятачок под пятку, если у кого-то экзамен, нужно обязательно его ругать, тогда ему обязательно повезет с легким билетом.

Е. И: – Особых суеверий нет, но если черная кошка перебегает дорогу, то в этот момент не очень приятно становится.

– Чем нынешние дети отличаются от тех, которых вы учили в начале педагогического пути?

Л. И: – Буквально всем. Те были советскими детьми, они уважали учителей. Учитель, наверное, для них был ровня Богу. А сейчас современные дети ничего не боятся. И учитель теперь как друг. Каждый набор детей отличается, и с каждым годом дети становятся сложнее, к каждому нужно подбирать ниточку.

И. Н: – Дети сейчас более развитые из-за появления техники, которой они могут обладать с самого малого возраста.

Е. И: – Раньше стремления к знаниям было больше, и запоминали больше. Сейчас, мне кажется, дети осваивают хуже, медленнее и быстрее забывают.

– Что хотели бы изменить в современной системе образования?

Л. И: – Наверное, ничего. Но я бы точно убрала документацию, нужно упростить это, у нас очень много журналов. И из-за этого не хватает времени на подготовку к занятиям.

И. Н: – Хотелось бы больше времени на самообразование. Нужны новые учебники, которые соответствуют программе. В нынешних учебниках темы идут не по порядку, и уходит много времени на поиски нужной.

Е. И: – Для меня урок – это святое, и я считаю, что с урока детей нельзя забирать. Например, полы мыть или помогать на школьном дворе. Даже всякие слеты, съезды, собрания ладно если один раз за четверть, но не каждые две недели. И я всегда предлагаю задействовать учеников в выходные дни.

– Все мы помним о дистанционке во времена коронавируса. Как считаете, дистанционное образование – это наше будущее? Может ли оно быть таким же качественным, как и очное обучение?

Л. И: – Ничего она не дает, очень тяжело начальным классам, у них еще нет усидчивости, особенно у учеников первых-вторых классов. И не у всех есть условия для этого.

И. Н: – Очень было тяжело онлайн. Детям тоже было тяжело, им было сложно делать все самим. И все-таки один ученик у меня «выстрелил», хотя до этого оценки были 3,4. Он всегда следовал рекомендациям, которые я давала. И вот сейчас он поступил в педагогический институт.

Е. И: – Это было вынужденной мерой. Я считаю, что не может, даже дети со мной согласны.

– Что мешает учиться современным детям?

Л. И: – Телефоны. И грустно то, что родители сами поощряют эту одержимость гаджетами, ведь всегда легче откупиться от ребенка новым телефоном или приставкой.

И. Н: – Доступность всей информации в интернете. Это расслабляет ум ребенка, ему становится лень думать самому.

Е. И.: – Интернет, так как они привязаны к нему. Некоторые без гаджетов вовсе не могут. На уроке я им всегда говорю ставить телефон на беззвучный режим. Могу предположить, что возможно мешает и обстановка военная, влияет на психологию.

Напомним, что с началом учебного года телефонами, смартфонами и планшетами нельзя пользоваться на уроке. Может, это сделает наших учеников немного внимательнее. Профессия учителя — одна из самых ответственных, потому что успех человека в будущем зависит именно от нее. Врач, президент или кинозвезда – каждый начинал свое образование в школе. Быть учителем сложно, ведь он полностью решает посвятить свою жизнь работе с детьми и должен быть готов к нелегкому пути. С праздником, дорогие учителя!

Екатерина Краснова

***

Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».