В их руках – будущее поколений: беседа с педагогами Свердловских школ в преддверии праздника
Пятого октября свой профессиональный праздник отметят люди, работу которых можно смело назвать благородной и в то же время очень ответственной – наши дорогие учителя, давшие в свое время всем нам путевку в жизнь. В этот день в их адрес звучат слова благодарности и поздравления, и из школы домой они возвращаются не только со стопкой тетрадей, но и с благоухающими букетами цветов.
Все песни дети поют с удовольствием
Наталья Валентиновна Усенко – учитель музыки в школе № 11.
– Я закончила Луганский – тогда еще Ворошиловградский педагогический институт, отделение музыки и пения, в 1984 году, и после него 8 лет преподавала музыкальные дисциплины в педагогическом училище города Анадырь – это Чукотка. Я туда сама попросилась, там жила сестра с семьей. И я со своей тоже решила поехать в те края. А потом Советский Союз распался, и мы вернулись в Свердловск на историческую родину. Хотя в Анадыре мне очень нравилось – и то, чем я занималась, и коллектив был хороший, молодежный. Север – это место молодых. Так я заработала 12 лет стажа – мои 8 лет работы были умножены на пенсионный коэффициент 1,5, положенный за работу на севере. В школе № 11 учителем музыки работаю 32 года.
Кроме этого, я уже 28 лет руковожу церковным хором в нашем Свято-Никольском кафедральном соборе на Должанке. Он называется Верхний, то есть профессиональный. Участвуем в разных духовных конкурсах по песнопениям, у нас даже есть свой записанный диск. До войны жизнь была насыщенная и разнообразная, мы ездили по разным городам. Одной школой занятия музыкой не ограничиваются, по-другому просто нельзя, никак не получается.
Современные уроки музыки отличаются от уроков, которые были 10-20 лет, по другим программам. Сравнивая их, я очень скучаю по программе Дмитрия Кобалевского. Она была очень глубокой. Не скажу, что современные плохи, но они ей уступают. В них больше связи с современными техническими средствами, они учат создавать визуальный ряд для монтажа видео. С одной стороны, это хорошо, но у нас в 8 классе была тема «Музыка Донбасса», мы говорили об Иосифе Кобзоне, и некоторые ученики не могут вспомнить его лица, не говоря уже об Анатолии Соловьяненко или Джульетте Якубович. А ведь это корифеи музыки ЛНР и ДНР. Конечно, дети сейчас слушают совсем другую музыку, и знания о монтаже видео для них более актуальны. Нравится – не нравится, а нужно вести уроки по той программе, которая утверждена министерством образования и адаптирована к нынешним реалиям.
Сейчас введена такая система, благодаря которой учитель сам может подбирать музыкальный репертуар. Можем даже выбирать разные песни для разных параллелей. Это очень удобно, потому что все классы по-разному музыкальны: одни поющие, вторые любят послушать, а третьи – порассуждать о музыке. Поэтому для каждого коллектива нужна своя музыкальная композиция. Песни должны соответствовать возрасту ребенка, диапазону его голоса и навыкам. Как бы они ни просили, нельзя вставлять в программу ультрасовременные песни. Но современные детские песни должны быть. Мне нравится Александра Ермолова – у нее хорошие песни. В народный блок я беру сегодняшние композиции – например, «Матушка-земля, белая березонька». Все песни, которые даю, поют с удовольствием. В 6 классе сегодня учили «Падаем и взлетаем».
Было много таких случаев, когда в классе обнаруживался талантливый ребенок, который при этом не ходил в музыкальную школу. Для таких детей у нас раньше велась кружковая работа. Занимались постановкой голоса и вокалом. Они с удовольствием посещали эти занятия, и для некоторых из них музыка стала не просто увлечением, а профессией. Например, Яна Шатаева начинала с кружка, потом пошла в музыкальную школу, закончила вуз и теперь преподает в Москве. Есть ученики, которые поступили в академию Матусовского. Есть дети, которые в музыкальную школу не ходят, а музыкой очень глубоко увлекаются. Был случай, когда ученики 4 класса попросили за пределами учебной программы прочитать им лекцию о Викторе Цое, а пятые-шестые – о «Короле и Шуте». Просили и «Сектор Газа», но на такое я никогда не соглашусь. Дети подрастут и найдут свое, а сейчас пока пусть в этом русле аккуратно идут. У общеобразовательной школы нет задачи вырастить музыканта – это прерогатива музыкальных школ.
В чем задача преподавателей музыки? Научить ребенка быть благодарным слушателем, разбираться в музыке, иметь свое оценочное аргументированное суждение. Придет время, и он вырастет из школьного курса музыки, но он станет его основой, на которой сформируются его вкусы и предпочтения. Школа – это база, и моя задача – дать эту базу ученикам.
Биология – наука о жизни, а химия – сама жизнь
Татьяна Очеретянова, учитель биологии и химии высшей категории, 20 лет преподает предмет в специализированной школе № 6. Несколько лет работала завучем. Общий педагогический стаж – 32 года. Пообщавшись с ней, мне снова захотелось в школу, потому что о своих предметах она рассказывает, как о самых интересных и жизненно необходимых. Ведь все, что нас окружает – это биология и химия.
– В 1986 году я окончила школу №1 с серебряной медалью, – вспоминает Татьяна Владимировна. – По окончании Ворошиловградского пединститута 12 лет проработала в школе № 11. Волею судьбы в 2004 году попала в школу № 23, которая впоследствии стала специализированной школой № 6.
На выбор специализации повлияло то, что в моей родне много врачей и учителей. «Биос» в переводе с греческого – жизнь, а «логос» – учение, то есть это наука о жизни. И важнее жизни человека нет ничего! Ведь необходимые продукты питания – это сплошная биология. А приготовление пищи – химия!
Без биологии и химии нет медицины. Если раньше биологию изучали более тщательно те, кто собирался в медвуз, то сейчас таких учеников очень мало. К сожалению, в нынешнее время престижность профессии врача падает. За свою работу человек должен получать не только духовное, но и материальное вознаграждение. Ни для кого не секрет, что представители этой профессии получают небольшую зарплату, а современная молодежь хочет жить хорошо сейчас, а не завтра или послезавтра. Это другое поколение, с другими ценностями и ориентирами в жизни.
Свой первый урок я провела в 11 классе. Тогда я была старше своих учеников лет на восемь, но многие ребята были на голову выше меня. Я сразу обратила внимание на мальчика, который нарушал дисциплину, а глядя на него, и другие начали баловаться. На перемене я вызвала его на разговор, признаюсь честно – не совсем педагогичный. То есть пришлось спуститься до уровня уличного общения и объяснить понятным для него языком: где его место, и что он должен здесь делать. С тех пор дети у меня на уроках не безобразничают. Все знают, что на химию опаздывать нельзя. У меня есть определенное правило: опоздал – значит сразу проводим опрос домашнего задания. Человек получает оценку и садится на место. Так что прежде чем опоздать, нужно хорошо знать химию и биологию.
Современных детей сложно увлечь стандартным уроком, так что на каждом занятии должна быть мотивация. В каждой теме стараюсь находить то, что является жизненно необходимым. В начале занятия я озвучиваю проблемный вопрос, взятый из жизни, а в конце, если ученики внимательно слушали, находят на него ответ. К примеру, тема «Строение головного мозга» очень объемна. Кроме воспитания и образования, именно мозг определяет наше поведение, который контролирует работу всех органов. Например, во время ДТП человек ударился затылком, и у него остановилось сердце, которое до этого было абсолютно здоровым. Потому что повредился сердечный центр.
Каждый уважающий себя человек должен знать строение и функционирование своего организма. В 9м классе мы проходим темы, которые сложно воспринимаются с точки зрения этики. Но я не говорю детям: «О репродуктивной системе прочитаете сами», а без ложной стыдливости рассказываю строение половых органов. Все показываю на таблицах, где изображение, скажем так – схематичное. Я использую научную терминологию, но здесь объяснять нужно доступно. Потому что без базовых знаний сложно представить, как в дальнейшем люди будут создавать свою семью. Репродуктивная функция – одна из главных звеньев эволюции, и, если она исчезнет, человеческий род вымрет. Стоит отметить, что девочки к этой теме относятся более серьезно, а вот мальчишки иногда хихикают. На что я им отвечаю: «Вы абсолютно здоровы, если у вас все так, как написано именно в учебнике. Если нет – это трагедия!»
Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия. Чтобы его поддерживать, нужны серьезные знания моего предмета. Покупая бытовую химию или косметические средства, а также продукты питания – только со знаниями химии человек может разобраться в их составе.
Когда мы говорим о продукте «сплошная химия», имеем в виду некачественную пищу с вредными добавками. Но производство продуктов питания – это и есть сплошная химия, начиная с удобрения полей и обработки растений от вредителей, и заканчивая препаратами от болезней животных. Без всего этого производительность будет низкой. В старших классах мы изучаем тему «генно--клеточная инженерия». Сейчас на многих продуктах производители пишут: «Без ГМО». Чтобы прокормить растущее население планеты, нужно предоставлять вкусные, качественные продукты питания в своем многообразии, и генная инженерия нам в помощь. А грамотный человек должен сделать всего лишь выбор. Биология и химия сопряжены для того, чтобы накормить человечество и поддержать его здоровье.
Учеба и спорт – понятия неразделимые
Педагогический стаж Татьяны Гончаровой – 38 лет. Даже когда она работала на административной работе, не бросала преподавание физической культуры в школе. Женственная, приветливая и очень увлеченная своей деятельностью, Татьяна Борисовна была завучем, главным специалистом в Управлении образования. Она по сей день проводит соревнования среди педагогов, награждена памятным знаком «За заслуги перед профсоюзами», но самой интересной считает работу с детьми.
В 1986 году с дипломом Ворошиловградского пединститута, по распределению в сельскую местность, молодой учитель физкультуры приступила к отработке положенных тогда трех лет в Провальской школе. Кажется, что ее с тех пор, с неизменной улыбкой, можно встретить на любых спортивных соревнованиях среди школьников. Она их организатор, но, по ее словам, именно на уроке отдает ученикам себя, а взамен получает энергию и счастье. Успешная в своей деятельности Татьяна Борисовна идет на работу и домой с удовольствием. Коллектив учителей школы №10 и ученики – это свое сильное притяжение и свой мир. А вот муж, две дочери и любимый внук – другая, не менее значимая и важная сторона ее жизни.
Вся их семья – спортсмены в жизни и в душе. О гармонии в отношениях и взаимопонимании говорит то, что до сих пор моя собеседница вместе с мужем «болеет» на матчах по футболу не только в Свердловске, но и за его пределами. Когда-то они вместе радовались достижениям своих дочерей на школьных соревнованиях, а теперь рады небольшим, но стабильным шагам внука в спорте.
«Дети в сельской школе домашние, – рассказывает Татьяна Борисовна, – классы тогда были большие, до 40 человек, а вот спортзал маленький, но в нем имелось все необходимое оборудование. С детьми с самого начала было интересно и легко, спорт и здоровье были в приоритете, поэтому на лавочке «запасных» не было ни одного ребенка. Если сравнить с детьми, обучающимися сейчас в нашей школе, то в каждом классе от 23 до 29 детей. Один из них – освобожденный от уроков физкультура, 3 человека в спецмедгруппе и 5 – в подготовительной группе: они занимаются на уроке, но со значительно меньшей нагрузкой.
На моих уроках дети редко отказываются делать то или иное задание, но даже если они не в силах выполнить что-то по программе, я предлагаю другой вид деятельности, и они идут на это. Иногда ученики, не имея навыков, просто стесняются играть, например, в тот же баскетбол. Но времена меняются, материальная база школ пополняется, увеличились возможности лучше отработать движения, и комплексы подростков постепенно улетучиваются. Некоторые ученики в начале занятия ссылаются на недомогания, тогда я отстраняю их полностью, но классного руководителя предупреждаю о том, чтобы обязательно сообщил об этом родителям.
Одной из причин слабого здоровья детей считаю засилье гаджетов. И беседы с учениками об этом вреде бесполезны, родителям нужно своим примером формировать привычки детей. Гаджеты поглощают все время и внимание, и я рада тому, что теперь они запрещены на уроках.
С самого начала я старалась заниматься с троечниками и мальчиками с плохим поведением: мне с ними легко. Объясняю им, что по физкультуре у них должно быть отлично, и так все и случается.
Мне немало лет, но до сих пор вместе с учениками я играю в футбол и баскетбол. Вижу, допустим, что команда проигрывает, стараюсь их поддержать, становлюсь рядом и «подтягиваю» положение.
А вообще дети ждут физкультуру и приходят на нее с удовольствием. Заметно их разочарование, если вдруг этого урока нет. Анкетирование показывает, что 75-80% ставят физкультуру любимым предметом.
Сейчас идет пассивность детей в плане физического развития, а в результате они более слабые по сравнению с поколением 70-80-х годов. Когда я была школьницей, дети «пропадали» на стадионах и в спортзалах до самой ночи, а я в 6 утра и в 16.00, после школы, ходила на тренировки по легкой атлетике. Если судить по нормативам ГТО, то в те годы практически все имели отличные результаты. Теперь же на золотой значок из всего класса, может быть, сдадут процентов 20.
В начале учебного года обязательно опрашиваю: «Кто из учеников занимался дополнительно физической подготовкой летом?» Таких нет. «Кто подтягивался летом?» Всего 3-4 мальчика, и то с «подачи» отцов.
Я веду сравнительную работу по результатам, которых достигают дети в конце учебного года и после летних каникул. К большому сожалению, они практически полностью теряют навыки, поэтому приходится все начинать с нуля.
После уроков хотелось бы с ними позаниматься секционной работой, но дети почему-то бегут домой, посещают другие кружки, не связанные со спортом. В школьном спортивном клубе «Факел», где перед соревнованиями проводится внеурочная деятельность для 5-6 классов, дети приходят с удовольствием. Однако это одна и та же группа учеников: они и футболисты, и баскетболисты, и легкоатлеты. Я постоянно напоминаю о том, что нужно посещать спортивные секции, ведь без этого хорошего результата на соревнованиях не будет. Они обещают, однако не идут.
Касательно поколений, дети, как и в прошлом веке, такие же открытые и ответственные, трудолюбивые: во время ремонта спортзала они помогали выносить парты, мебель, работали, как муравьи.
К сожалению, в прошлом году для участия в конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья» было сложно найти родителей. Думаю, как только закончится ремонт в спортзале, в нашу школу придут тренеры по разным видам спорта. Тогда ученики будут более активны – им не нужно будет ехать куда-то.
Хочется, чтобы родители уделяли внимание не только современному образу ребенка и дополнительным занятиям для сдачи ЕГЭ, но и никогда не забывали о том, что ребенок, занимающийся спортом, укрепляет самое основное, что ему нужно в жизни, – здоровье.
Замечено, что при этом дети еще и лучше усваивают материал. Сейчас это «задвинуто» в дальний ящик, но пройдет время, и они уже не смогут наверстать упущенную возможность вырастить ребенка спортивным, бодрым и здоровым.
Редакция «Твоего города» от всей души поздравляет всех учителей с профессиональным праздником!
С учителями беседовали Надежда Константинова, Лилия Голодок и Сергей Марчуков
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».