Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Родные пейзажи в Москве: история свердловского художника, проживающего в столице РФ

Свердловск
20.09.2024  16:11
3

Много ли найдется в нашем городе одноклассников, которые окончили школу без малого 60 лет назад, и продолжают встречаться, несмотря на то, что их судьба разбросала по всей стране? Вряд ли! А вот художник Юрий Вербовский приехал на встречу из Москвы, к тому же не с пустыми руками. Родному Свердловску он привез презент, который передал городскому музею, – две картины.

Для гостя и его одноклассников сотрудники музея провели экскурсию. Тем временем корреспондент «Твой город» не упустил возможности в перерывах пообщаться с московским художником.

Живопись – французская

– Родом я из Свердловска, – рассказывает Юрий Васильевич. – Детство мое прошло в поселке шахты 1/2 им. Свердлова. Учился школе №7, но это были старые каменные бараки, где впоследствии была образована школа № 31. Помню, часто мы бегали на курган, на терриконы (хотя это было небезопасно) и любили смотреть на наши Донбасские дали. То есть радости детства у нас были скромные, даже игрушки мы делали сами. После Великой Отечественной в посадках оставалось много взрывчатки, даже этим баловались, но Господь уберег! Всем классом мы ходили на «Королевские скалы», готовились к новогодним утренникам, праздновали Дни рождения. Сначала мы учились в трех параллельных классах, а когда по окончании восьмилетки многие ребята поступили в техникумы и училища, нас объединили. После школы мы договорились встречаться с одноклассниками каждые пять лет, и, несмотря на то, что я давно стал москвичом, приезжаю в город моего детства с такой периодичностью.

Когда все были живы-здоровы, нас собиралось по тридцать человек. К сожалению, за последние годы в строю осталось немного, но традиции, поддерживающие память светлой юности, незыблемы!

Я не только встречаюсь с одноклассниками, но и гощу у брата, проведываю могилы родителей.

Когда я служил в рядах Советской Армии в Подмосковье, решил учиться на художника, поэтому остался жить в Москве. Хотел поступить в Строгановское училище, но не получилось, и тогда друзья посоветовали идти в пединститут на художественный факультет. После учебы я стал работать педагогом в школе. В результате такой работы в моем распоряжении было все лето.

В этот приезд я заметил, что Свердловск становится краше, набирает силу. Появилось много качественных дорог. Все есть в магазинах. Но в эту бочку меда хочу добавить ложку дегтя. К сожалению, город не выглядит чистым, и эти вопросы нужно решать на месте, а не оглядываться на Москву

Тягу к рисованию я почувствовал еще в детстве. У нас на стене висела репродукция картины Сурикова «Стенька Разин». И по своей детской наивности я думал, что это фотография. Каким же было мое удивление, когда я узнал, что так можно рисовать красками!

В школе я был хрупкого сложения, поэтому рисование стало моим коньком, то есть все стенгазеты оформлял только я. С тех пор привык рисовать большие форматы. Я не могу точно сказать, сколько картин было мною написано, примерно около 300. Многие из них я подарил, некоторые продал, ведь для художника важно, что его творчество интересует людей. Они написаны в стиле реализма, но с моим индивидуальным почерком, на котором свой отпечаток оставила школа французской живописи. Это течение называется фовизм, ему следовали Анри Марис, Андре Дерен, Морис де Вламинк и другие.

Раньше художники обязательно выписывали план, воздух, а они от этого принципиально отказались, сделав уклон на черный контур. Они ссылались на графические рисунки древних людей, найденные в пещерах, которые выглядели не менее убедительными. К такому решению их подтолкнуло появление фотоаппарата, который документально передавал изображение, и художники решили, что не нужно заниматься «копиизмом». Они стали делать уклон на свое отношение к увиденному.

Пейзажи – наши

Картины пишу циклами: к примеру, я побывал на Мальте, и выплескивал свои впечатления примерно в 20 картинах.

Я люблю пейзаж, но с настроением и обязательно с архитектурой. А вот портреты писать не люблю, потому что приходится работать не только с холстом, но и с натурой. И в первую очередь нужно наладить с человеком духовно-нравственное общение. А потом уже идет техника рисования. Это все не мое!

Увиденное я изображаю несколько по-своему: применяю гиперболизацию, работаю с цветом. Как в литературном произведении, в картине должны быть завязка, кульминация и развязка, то есть чтобы история читалась. И глядя на нее, человек «вошел» в картину, стал соучастником, сопереживал увиденному.

Большинство моих выставок проходят в Москве, но недавно я возил свои картины в Татарстан. Принимаю участие в международных конкурсах имени Виктора Попкова (это художник-шестидесятник). Выставлялся в Баварии, Нормандии. Была запланирована большая выставка в Париже, но после известных событий 2022 года все свернулось. Что примечательно, сыновья не пошли по моим стопам, при этом они не только ценители моего искусства, но и моя главная поддержка.

Хотя все дети склонны к рисованию, будущего художника в ребенке распознать непросто. Вот даже выпускники Суриковского института – не все художники. Человек овладел мастерством, но так и не сумел выплескивать свои эмоции на полотне

Сейчас я участвую в большом проекте Российского государственного гуманитарного университета. Его сотрудники нашли мои работы в интернете (у меня был целый цикл итальянских пейзажей: Милан, Рим, Флоренция), им понравилась моя психотехника. В Воронцовском парке силами университета организована выставка, посвященная деятельности великого Леонардо да Винчи, но не как художника, а как изобретателя, которая называется: «Божьей милостью Инженер». Но не хватало иллюстративного материала. Мне нужно выполнить пять работ, связанных с жизнью и деятельностью этого гениального человека. Три уже готовы. Картину я могу написать за день-два, а бывает, что на это уходит, можно сказать, вся жизнь! Написав работу, ее нужно отставить к стене, и через некоторое время посмотреть на нее свежим взглядом.

В дар музею я привез две картины патриотичной направленности: «Старая шахта», которую писал с натуры террикона шахты 1/2, и «Жертвам фашизма».

Остался очень доволен экскурсией по Свердловскому музею, которую провела научный сотрудник Алена Хазеева. Мне приятно, что среди экспонатов представлены картины Екатерины Литовченко. Я был лично с ней знаком, а с ее сестрой Ириной (которая за ней ухаживала) учился в одном классе. Конечно же, случившееся с ней – это трагедия! Но поражает духовная сила личности Екатерины! Она не впала в пессимизм, отчаяние. Хотя большую часть жизни была прикована к постели, это не помешало ей сохранить и проявить настолько прекрасную душу, чтобы создавать такую красоту! Она смогла себя выразить через рисунки! Ее жизнь прожита не напрасно!

Лилия Голодок

***

Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».