Чуть-чуть музыкант, немного поэт и художник: чем прославился свердловчанин Эндрю Стец
Свердловск – небольшой город, но несмотря на это, найти у нас художника непросто. Об Андрее Стецком, известном под творческим псевдонимом Эндрю Стец, мне рассказали свердловские музыканты, которые высоко оценивают его творчество.
– Я чуть-чуть музыкант, немного поэт и художник, – рассказал Андрей, когда нам наконец удалось согласовать время для встречи. – По профессии – машинист бульдозера, закончил наше 43-е профессиональное училище. Родился и живу в поселке Комсомольском. Когда мне было 20 лет, уехал в Ростов, и вернулся, когда исполнилось 28. Большие города быстрее учат человека понимать других людей, у меня там был очень большой круг общения. Он изменил мой характер, там я научился ценить силу слова. Дал слово – держи, не обещай попусту.
– Как Вы начали рисовать?
– С самого детства, сколько себя помню. А в 14 лет мне подарили книгу бразильского художника Бориса Валеджио, в котором было большое количество его иллюстраций, и для меня это стало настоящим открытием. Я увидел его картины, и впечатления, которые они на меня произвели, были подобны взрыву – настолько необычны. Он работает в жанре «фэнтези», и ничего подобного до того момента мне видеть еще не приходилось. Валеджио использует в своих картинах различные мифологические сюжеты и мастерски оживляет на холсте фантастических существ и волшебные пейзажи.
В то время, когда я впервые открыл ту книгу, было непросто получить доступ в Интернет, и учиться рисовать можно было только в школе. А у меня тогда не было такой возможности. Поэтому я учился по картинам Валеджио. Изучал то, как он использует оттенки, тени. Благодаря ему я понял, какой силой на самом деле обладает изобразительное искусство. Умелое сочетание цвета и формы на холсте может произвести такое впечатление на человека, которое навсегда изменит его жизнь.
Потом я открыл для себя и других художников, но творчество этого мастера до сих пор остается для меня самым любимым. И теперь я сам работаю в этом жанре. После его картин захотел нарисовать что-то похожее. Или хотя бы попробовать. И у меня получилось создать несколько работ, которые я потом продал или подарил. Мне нравятся работы художников, которые в точности переносят на холст окружающую нас действительность, рисуют пейзажи и натюрморты. Но я считаю, то, что ты видишь, можно сфотографировать и таким образом запечатлеть в моменте, а вот нарисовать то, чего на самом деле не существует, очень сложно. Ведь мало изобразить, например, дракона или грифона, нужно сделать это так, чтобы зритель поверил в то, что он действительно может существовать. А для этого нужно подробно проработать анатомию фантастического зверя, продумать, как должна выглядеть каждая часть его тела, каждая мышца.
– Какой была первая созданная Вами работа?
– Сначала я просто срисовывал. В школе мне это было интересно, и я не мог нарисовать то, что мне хочется, потому что у меня еще не было опыта. Потом я решил попробовать использовать масляные краски. Но это такое средство передачи, которое нужно понимать, и если не знать тонкостей работы с маслом, то ничего толкового не получится. Поэтому я нашел в Интернете видеоуроки художника Игоря Сахарова. Он объясняет все так доступно, что мне хватило двух уроков, чтобы нарисовать маслом свою первую картину – цветы на Марсе, похожие на тюльпаны – марпаны. Она висит у меня дома, я с ней не расстаюсь. По видеоурокам Сахарова продолжаю учиться.
Учение в художестве – это только практика, и чем ее больше, тем лучше получается. Еще одной работой в фантастическом жанре, которую я хорошо помню, было изображение девушки с крыльями бабочки на фоне пейзажа другой планеты. Многие мои рисунки друзья и знакомые использовали в качестве эскизов для татуировок. Бывало, сделаю на бумаге набросок, забуду о нем, а через неделю товарищ показывает сделанную по нему татуировку – так он ему понравился. Мне все советовали заняться этим делом, потому что популярность художественной татуировки растет с каждым годом. Но я пока не решил перейти в это направление.
В клубе пос. Комсомольский
– Как учились рисовать человеческую анатомию?
– Друзья подарили мне книгу «Анатомия человеческого тела». Я ее знаю наизусть, но пересматривая ее, каждый раз нахожу для себя что-то новое. Я смотрел интервью с Борисом Валеджио, и он рассказал, что его мифологические существа созданы на основе анатомии реальной существующих живых существ. Например, чтобы нарисовать кентавра, нужно знать, как устроены тела человека и коня, и соединить их на рисунке так, чтобы это существо выглядело естественно.
– Вы рисуете с натуры?
– Портреты. На заказ часто рисую, с фотографии и натуры. Прямо сейчас я работаю над картиной, в которой совмещаю рисунок человека с натуры и фантастические элементы.
– Где покупаете холсты и краски?
– Хорошие краски стоят дорого. Раньше их поиск представлял собой настоящую проблему, в Свердловске ничего такого вообще не было в продаже. Нужно было ехать в Луганск или Ростов. С тех пор мало что изменилось, но в Ростове появился магазин торговой сети «Леонардо», в котором можно найти инструменты и материалы для людей, увлеченных искусством. Появилась возможность заказывать хорошие холсты – цена их зависит от размера. Последний холст, который я покупал, 50 на 70 см, обошелся в 1500 рублей. Можно брать холсты дешевле, но их ткань намного хуже, и ее качество обязательно повлияет на долговечность картины.
– Что вдохновляет на творчество?
– Пережитые эмоции. Как у всех поэтов и художников, любовные переживания. Еще фильмы, книги, музыка. Огромное впечатление на мое творчество произвела книга писателя-фантаста Роджера Желязны, «Девять принцев Янтарного Королевства» из цикла «Хроники Амбера». Я прочитал ее в 14 лет, и она тоже в каком-то смысле перевернула мой мир. Она очень хорошо написана и очень сильно развивает фантазию. Эта книга вдохновила меня на создание не только картин, но и музыки, и стихотворений. Я даже песню написал.
Чтобы взять в руки масляные краски, нужен какой-то толчок, и обычно я работаю карандашом, хотя знаю, что масло требует постоянной практики. Для творчества нужно время, которого часто не хватает. Бывает, что внутри что-то накапливается, и душа требует начать работу при первой же возможности. Порой без конкретной цели просто сажусь перед холстом и могу смотреть на него час, два – совершенно не представляя, что на нем будет. Новая работа рождается в процессе, вытягивается из себя. Егор Летов говорил, что создание песни похоже на ловлю птицы за хвост, и я понимаю, что он имел в виду.
Песни, кстати, я тоже пишу. Написал около 15 собственных. Одну из них, «Война», исполнял в Комсомольском клубе 9 Мая. Когда жил в Ростове, с группой ребят, которых сам учил играть на гитаре, выступал в клубах. В 15 лет я открыл для себя рок, и с тех пор играю и пою в этом направлении. Это состояние души, стиль жизни. Рок-музыка в том числе повлияла на мое изобразительное творчество, так что теперь даже не могу сказать, кто я в первую очередь, художник или музыкант. Что было бы, если бы я оставил музыку или рисование, и сам же не смог ответить на этот вопрос. Просто с художеством я с детства, а гитара у меня появилась в 13 лет. Когда я рисую, то обязательно включаю альбомы любимых групп, и прогоняю его по кругу раз 50.
Своих детей тоже стараюсь приобщать к искусству. Младшему купил маленькую гитару для того чтобы он учился на ней играть. Он уже пробует, но петь любит больше. Вместе рисуем, хочу с ним попробовать поработать маслом. Чем раньше он начнет его понимать, тем быстрее им увлечется. Перед сном обязательная сказка. Дети сейчас избалованы Ютубом, поэтому я стараюсь читать ему книги.
– Сколько картин Вами было создано?
– Не могу сказать. Большинство проданы или подарены. Среди ранних картин есть работа, вдохновленная французской драмой «Неприкасаемые». У меня ее коллега заказал в то время, когда я работал в Новочеркасске. Он увидел, как я рисую, и попросил к его дню рождения картину с кадром из его любимого фильма. Перечитывая в очередной раз «Девять принцев Янтарного Королевства», я решил нарисовать картину, на которой ее главный герой, Корвин, проходит через карту в иной мир. Назвал ее «Приглашение в Амбер».
– За сколько у Вас можно заказать картину?
– Средняя цена моих картин – 3-5 тысяч рублей. Самая дорогая работа, которую у меня купили, стоила 7 тысяч. Рисунки карандашом намного дешевле.
– Как складывается общение с другими художниками нашего города?
– Я не общаюсь с другими художниками города и даже не знаю, как их найти. Раньше в Свердловске проводились выставки картин, на которых можно было пообщаться с их авторами, и теперь художникам трудно найти друг друга. Музыкантам как-то проще собираться вместе и делиться своим творчеством. Я бы с удовольствием пообщался с более опытным художником, потому что не считаю себя профессионалом. А если бы нашелся автор, с которым можно было бы написать общую работу, то я был бы счастлив. Очень не хватает сборов городских художников.
Если честно, до сих пор жалею, что мне так и не удалось пообщаться с Екатериной Литовченко. О ней мне рассказали в нашем краеведческом музее, и я с удивлением узнал, что ее дом находился рядом с местом моей работы. Ее работы поразили меня до глубины души, а когда ты понимаешь, как именно она их писала, то при виде ее картин испытываешь настоящее благоговение. Планировал зайти к ней в гости, побеседовать, но так и не решился. Она была настоящим гением, и очень сильно вдохновила своим примером. Если человек способен рисовать вот так, держа карандаш в зубах, то что мешает ему сделать то же самое, имея в наличии здоровые руки?
Андрей Стецкий – яркий пример того, что для того чтобы научиться играть на музыкальный инструментах и рисовать картины на профессиональном уровне, порой достаточно желания и настойчивости в самообучении. Поэтому, если вы жалеете о том, что в детстве и юности не посещали художественную школу и не получили профильного образования, то не стоит огорчаться раньше времени. Нужно просто начать изучать то, что вам нравится, и регулярно практиковаться.
Сергей Марчуков
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».