Пусть говорят за мастера работы
Почти у каждого из нас есть то любимое занятие, которое мы с уверенностью можем назвать своим хобби. Прекрасная половина человечества тяготеет к вышиванию, вязанию, рисованию, кулинарии и прочим видам творчества, призванным украшать нашу жизнь и делать ее слаще. Мужчины же более склонны к практическим видам деятельности – чинят, строят, вырезают и мастерят. Однако порою встречаются и те, кто буквально стирает границы и уверенно заявляет, что для талантливого человека нет никаких пределов.
24 августа в Свердловском краеведческом музее открылась выставка как раз такого свердловчанина, Александра Синенко. Среди выставленных на экспозицию работ из его коллекции встречаются и экземпляры плотницкого ремесла, и вышивка, и рисунки выжигателем. И это, не считая того, что на выставку не попали модели парусников, а также образцы художественной чеканки по металлу, которой мастер также увлекался в своей жизни.
Часы и канделябр «в одном флаконе» Условно экспозицию можно было поделить на несколько частей. Первая и наиболее впечатляющая – это часы в деревянных корпусах ручной работы. Витиеватые невесомые узоры и будто бы парящие конструкции встречали посетителей, и с порога приковывали внимание. А один экземпляр был оснащен декоративными подсвечниками. Часы-канделябр, - сразу подумалось мне. На их счет мастер сразу отозвался однозначно: «Эти не продам».
Налюбовавшись узорами и завитками резных часиков, взгляд сам так и прыгал на декоративные ларцы и подносы, расположившиеся по соседству. Не менее дивные и ажурные сундучки выглядели достойными любых самоцветов, и стали бы отличным оформлением для любой коллекции драгоценностей.
Огонь и море Со стены над стендом с ларцами на гостей веяло морем и путешествиями – тут разместились шесть картин парусников. И, несмотря на то, что выполнены работы выжигателем по дереву (можно сказать, что автор рисовал море огнем), летящие по волнам парусники не потеряли ни грамма изящества. Вообще, тема моря близка Александру. Помимо картин и рисунков, среди работ есть и модели парусников, которые мастер начал собирать еще в школе. Они, к сожалению, не вошли в экспозицию – подарены, проданы или просто не закончены. А жаль.
Иконы – крестиком, картины – алмазами В четвертую группу я бы выделил многообразие декоративных полочек, растянувшихся на стене напротив. Все тот же легкий и невесомый стиль резьбы. Все та же узорчатая вязь могут надолго заставить всматриваться в хитросплетение узоров.
Ну и, наконец, в последнюю группу я бы объединил картины и иконы Александра Синенко. И пусть они выполнены разными техниками – часть вышита крестиком, а часть выложена разноцветной «алмазной крошкой», но все работы были выполнены настолько умело, что приходилось подойти вплотную, чтобы рассмотреть стежки. Сразу скажу, что «алмазная крошка» придавала картинам особый, совершенно непередаваемый сочный блеск.
Впрочем, это еще не все. Среди работ Александра есть и такие, которые обычно присутствуют почти на каждой выставке, но никто на них не обращает внимания. Это рамы для картин и оклады для икон. Богато украшенные узорами, они в этот раз не остались без внимания посетителей выставки.
Работы говорят, а мы дополним На самом деле нет ничего, что более откровенно рассказало бы о натуре человека, как его творчество. И работы мастера, пожалуй, по искренности можно сравнить разве что с исповедью. И, тем не менее, стоит сказать несколько слов об этом интересном человеке.
Родился и вырос он в городе Червонопартизанске. Всю жизнь учился там же, в 16 школе. А работал этот творческий человек, как ни странно, в шахте. В шахте Красный Партизан, если быть точным. Потом вышел на пенсию и… Можно подумать, что посвятил свою жизнь любимому хобби? Но Александр снова устроился на работу. И снова на шахту, только на сей раз на шахту им. Свердлова, где и работает до сих пор.
Однако самое удивительное то, что с самого детства мастер находит время и не перестает творить: шьет, вырезает, выжигает и не только. - Творчеством я увлекся в самом детстве, – рассказывает он. – Уже и не помню, с чего все начиналось, должно быть – с рисунков. Потом уже увлекся чеканкой и резьбой по дереву. Чеканки, к сожалению, не сохранились. Их я, как и большинство своих работ, раздарил друзьям и знакомым. Кое-что, конечно, продал. Но это, скорее, исключение, подтверждающее правило. Продавать я не умею.
На вопрос, когда же мастер находит время для творчества, тот отвечает, что вышивает по ночам. - Вышивка не терпит суеты, – считает он и сразу добавляет, что шитьем занялся всего 2 года назад, и еще предстоит многому научиться.
Ну, а самой благодатной порой года для творчества, определенно, является зима. - Летом слишком много всего нужно сделать – времени и сил на творчество почти не остается.
Лучший подарок – инструменты Честно говоря, я всегда считал, что для всевозможных плотницких искусств просто необходимо наличие отдельной мастерской, причем, на безопасном расстоянии от жилых построек. Шум пилы, молотка и сверла может доконать практически любую психику, не говоря уже о древесной стружке и трухе. Однако Александр и здесь ломает стереотипы. Он умудряется заниматься любимым делом в самой обыкновенной двухкомнатной квартире.
- Оборудовал себе уголок. Работаю по дереву в основном обычным лобзиком, – говорит он. – Но никто не жалуется, наоборот – помогают. Впрочем «уголок», судя по всему, это не просто столик и полочка. Ведь инструментов у Александра, как он сам признается, много: - Лучший подарок для меня, – это инструменты, – утверждает автор выставки. Вот такой замечательный человек и такая замечательная выставка. Надеюсь еще не раз встретиться с Александром Синенко и его «говорящими» работами. Ведь у него как раз сейчас в разработке проекты четырех парусников, планы совершенствоваться в шитье и большое желание научиться вязать. И все это за будущую зиму. Так что ждем.
А. Алейников
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».