Праздник силы воли и мужества: о трудовых буднях дальнобойщика из Свердловска Артёма Кальченко
В последнюю субботу августа все дальнобойщики отметили профессиональный праздник. Чтобы стать настоящим специалистом своего дела, необходимо уметь брать на себя ответственность, моментально принимать решения и быть компетентным во многих вопросах. О жизни на колесах нам рассказал свердловчанин Артем Кальченко.
– Артем, расскажите, как становятся дальнобойщиками?
– В 80-х годах к будущему водителю-дальнобойщику предъявлялись высокие требования. Во-первых, надо быть партийным, во-вторых, хорошим семьянином, в-третьих, сформировать широкий кругозор, прежде чем сесть за руль. Если не соответствовал этим требованиям, считалось, что личность не сформирована, и рекомендовали работать над собой. Претендент несколько месяцев работал в гараже слесарем, чтобы знать машину от винтика до винтика, ездил в поездки с наставником. Давали время, чтобы оценить ответственность работы, ее престижность и оказанное доверие. Сейчас подвижной состав повышенной опасности доверяют совсем юным ребятам – они еще не понимают, что скорость и мощь машины, при отсутствии опыта водителя, могут наделать много беды.
К автомобилю и вождению я был приучен с детства, это было в крови, так как мой отец и дед – водители. С юности я работал шофером и параллельно получал высшее образование. В один из дней отец дал мне возможность попробовать себя за рулем его фуры. Он «натаскал» меня, да еще и сегодня подсказывает, а я внимательно прислушиваюсь к каждому его слову. И нисколько этого не стесняюсь – ведь он профессионал с огромным опытом. Мы впитываем ту среду, в которой растем, я благодарен родителям, своей семье за то, кем я стал.
Со временем пересел с машины отца на свою. Были и разочарования, думал выбрать другое направление в жизни, но по разным причинам оставался на своем месте. А когда стал получать первые бонусы за свою работу, понял, что неудачи, отчаяния бывают в любом деле, а эта профессия востребована всегда. Конечно, образование дало большой плюс и помогло мне в жизни быть уверенней, принимать верные решения. Не думал я, что эта профессия станет смыслом жизни. После стольких лет за рулем я могу сказать, что нашел себя, и это – мое ремесло.
– Наверное, Вы уже объездили всю страну, а какой город напоминает Свердловск?
– Один из плюсов моей профессии – возможность увидеть много необычного, познакомиться с интересными людьми. В Грузии, например, я общался с дальнобойщиком, которому было 75 лет, но, несмотря на его возраст, он был поджарый, крепенький. Когда приходится долго ждать загрузки, беру такси и прошу показать город. Например, недавно был в Астрахани, а там все другое – здания, люди. Самой красивой и необычной страной считаю Азербайджан, где на полях пасутся верблюды. При въезде в каждый город стоят огромные арки, украшенные разноцветными декоративными камнями, в парках статуи воинов с саблями и мечами в руках – везде прослеживается тема воинов и мужчин. Напитываюсь атмосферой, радуюсь возможности искупаться в море или озере. На маршруте в Грузию или Армению нужно пересечь два горных перевала, особенно сложно, когда идут дожди и сходят грязевые потоки, а часть расстояния пересекаешь на пароме. Бывает, что зимой лавины сходят с гор, засыпая дорогу снегом, и блокируют проезд – это другой мир. Самый длительный мой маршрут был 40 дней. А вот наш Свердловск такой самобытный, что даже и сравнить не с чем, если только с другими шахтерскими городами.
– Как организуется поездка?
– С момента заключения договора с заказчиком начинается подготовка к дороге. Если это новый маршрут – изучаю карту, смотрю навигацию. Чтобы не было проблем в дальнейшем, при загрузке машины слежу за правильностью распределения груза, ведь длина прицепа – 13 метров. В Армению и Азербайджан возил гранитные плиты, каждая весом 10 тонн, распределяю их так, чтобы была правильная нагрузка на ось. Иначе на таможне могут оштрафовать на 150 тысяч рублей. Также я слежу за соответствием количества и наименований товара, проверяю сопроводительные документы – ведь вся ответственность на водителе.
По регионам России (внутренние перевозки) передвигаюсь по обычной товарно-транспортной накладной, за границу РФ нужен пакет документов международного образца. После загрузки машины заезжаю в зону таможенного контроля для необходимых проверок, где оформляют экспортный пакет документов. С ними еду в ассоциацию международных перевозчиков, где беру разрешительные документы для проезда в другую страну.
– Какие бывают сложности в дороге?
– Чтобы управлять такой машиной, таскать громоздкие и тяжелые запчасти, нужны выносливость и хорошая физическая форма. В рейсе сложно все: правильно доставить груз, прибыть в определенные сроки, чтобы никого не подвести, ведь ты не один в этой цепочке. Это нелегкое испытание даже для опытного человека. Высота машины четыре метра, водитель находится на уровне двух метров над дорогой. Но помехой графику его движения могут стать дилетанты, которые крутятся на трассе, не зная, куда им надо, вправо или влево. Водитель обязан думать и о себе, и о том, кто едет рядом, потому что людей, не отдающих отчета своим действиям, много. Если ты как водитель неправильно подготовишь машину в рейс, могут пострадать люди, повредится груз. Это очень ответственная, требующая отличных навыков вождения и постоянного внимания работа. И да, ты должен любить это ремесло.
Управлять махиной в 16 метров длиной непросто: по сравнению с легковой машиной, здесь все по-другому. Проезжая до 1000 километров в день, водитель вечером останавливается подкрепиться, а голова после такого пробега кружится и гудит. Но завтра снова в путь, и это очень сложно. Раньше я ездил и ночью, чтобы не заснуть, ел яблоки или семечки. Но теперь стараюсь работать только в дневное время – это гораздо безопаснее. Как и все дальнобойщики, сплю в машине. Если мы будем отдыхать в отелях – потеряем весь заработок. На таможнях иногда стоим до 20 дней.
Частое и страшное явление – аварии. Видя их, все сбавляют ход. Под впечатлением от увиденного еще несколько километров едут медленно: ужасают оторванные кабины грузовиков, погнутые рамы, разломанные прицепы в кюветах. Периодически бывает так, как этой зимой: я был за тысячу километров от дома, случилась поломка – заклинило колесо на прицепе. Мороз, снег идет, а я не могу машину сдвинуть с дороги, она стоит в «полосе», и помочь некому. Чтобы починить, пришлось пять часов пролежать на снегу под машиной. Основная масса людей безразлично проезжает мимо, но некоторые останавливаются и помогают. Чего-то недосмотрел, не учел, всего не предусмотришь – ведь это дорога и техника, случаются неожиданности.
Машина оборудована всем, что нужно для дальней дороги: просторная кабина, удобные спальники, газовые горелки (мы сами себе готовим), есть холодильник. Сейчас много специализированных стоянок: принять душ, постирать, привести себя в порядок – это удобно. Еще одна из сложностей – ты как хозяин машины должен заставить сам себя работать. Меня никто не гонит, но я иду к своим целям, поэтому должен вставать и двигаться дальше.
– Существует ли сейчас рэкет?
– Россия большая – все-таки криминал здесь есть, и люди зарабатывают по-разному. Не понимаю, почему так происходит, ведь в России много контроля на дорогах, но рэкет присутствует: к тебе подъезжают люди, объясняют, что ты находишься в чужом краю, где они – свои, и контролируют определенный участок дороги, за что им платят деньги. Часто это развод. Но бывает, что так и есть. Смотрю на тех, с кем разговариваю, оцениваю обстановку, ведь я один, а они могут беды наделать. Машина полна ключей, монтировок, но применять их в целях самообороны не приходилось. Бывают случаи нападения на водителей ночью: брызгают в кабину из баллончиков газ, из-за которого шофер не может проснуться, а тем временем сливают бак солярки стоимостью в 55 тысяч рублей и грабят автомобиль. Поэтому останавливаемся только на
охраняемых стоянках. Думаю, поэтому при поломке ночью люди не останавливаются – наслышаны, видимо.
– Хватает ли у Вас сил на домашние дела?
– После долгой поездки дома чувствуешь себя гостем. Нужно несколько дней, чтобы вернуться в нормальный ритм жизни. Чтобы восстановиться, я должен провести один день с семьей, следующий – с друзьями, и потом начинаю обычную жизнь. Тяжело распределить нагрузку после поездки: отдохнуть физически, уделить время родным, подремонтировать машину и набраться сил для следующего рейса. Идеальный выходной – дома, в кругу родных людей, если есть возможность – съездить всем вместе на море, что тоже очень восстанавливает.
Людей моей профессии можно сравнить с моряками и военными, которые всю жизнь с семьей по гарнизонам – романтика специфическая. Психологически тяжело и семье, ты оставляешь их с проблемами, которые они привыкают решать сами. Постепенно ты им становишься ненужным – это самая сложная сторона жизни дальнобойщика. Но если люди на одной волне, любят друг друга и идут совместно к одной цели, то будет им счастье. Мужчина зарабатывает деньги, стремится к благополучию, развитию семьи и своего дела. Обеспечивает детям достойную жизнь и образование. У меня растет сын, и я думаю, почему бы и ему не стать водителем? Если, конечно, это будет ему интересно.
Коллегам желаю простых, но важных вещей: здоровья, безаварийной работы, удачи, достатка, семейного уюта. Чтобы вас ждали дома, а вы приезжали успешными и довольными!
Лариса Никитина
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».