Помощь всегда придёт, стоит лишь попросить: как учитель из Томска приехала работать в Свердловск
Помогать нашей республике из других регионов России едут не только медики и строители. Освещая жизнь в отдаленных населенных пунктах, мы узнали, что в поселке Должанский работает учитель из Томска, и поторопились с ним познакомиться. Улыбчивая и уравновешенная, с хорошо поставленной речью, преподаватель биологии и географии не только напоминала учительницу из советских фильмов, а еще оказалась очень общительной. Разговор с Татьяной Черниковой, которая в День пионерии будет праздновать свой день рождения, получился душевным.
«Я должна помочь!»
– Приехала я из Западной Сибири, – рассказывает Татьяна Николаевна. – Родилась в Томской области, в селе Семеновка Зорянского района, что в 100 километрах от областного центра, в крестьянской семье. Село у нас было современное, с асфальтом и двухэтажными домами. После школы поступила в педагогический институт, и по его окончании была направлена на работу в соседнее село – Цыганово. Однако вскоре переехала в Зорянку (это районный центр) и работала учителем, а потом стала директором школы. У меня замечательная семья: сын, невестка, двое внуков. Есть сестра, братья.
Год назад решила перебраться поближе к сыну, и переехала в Томск, где собиралась устроиться работать по специальности. Однако, когда 24 февраля узнала, что началась специальная военная операция, это меня потрясло. Хотя сын и пытался меня успокоить: «Мам, да не переживай, это будет недолго!», я перестала смотреть по телевизору развлекательные передачи. Утро у меня всегда начиналось с новостей, я сильно переживала и хотела знать, что там на Донбассе. Возникло желание приехать сюда и помочь хоть чем-нибудь! И я крепко ухватилась за эту идею. Я всегда была боевая, и если была бы моложе, то, возможно, ушла бы на передовую, но так как мой возраст приближается к шестидесяти, да и профессия мирная, было принято решение помочь тем, что умею делать лучше всего. Я позвонила в областное управление образования и сказала: «Хочу на Донбасс, и могу поехать на целый год!». Меня записали и пообещали позвонить. Ответ ждать пришлось долго. Но 29 августа позвонил начальник департамента образования Томской области: «Мы вас давно ищем! Вы не передумали?». Я была готова ехать даже без командировки, по личной инициативе, так что с ответом не колебалась: «Конечно, поеду!». Мне предложили школы, где требуются учителя моей специальности. В интернете я нашла фотографии учебного заведения поселка Должанский, и была удивлена тем, что в отдаленном селе работает именно средняя школа.
Вскоре стала собираться в дорогу. А что мне терять? Сын взрослый, у внуков хорошие и ответственные родители. Только вот именно для них такая новость стала настоящим шоком. Они долго меня отговаривали, но видя мой боевой настрой, в итоге отпустили. Я понимала, что если не поеду, то буду жалеть об этом всю жизнь. И когда сюда приехала, мне стало спокойнее на душе, от осознания того, что хоть чем-то могу помочь Донбассу!
Теперь биология – любимый предмет
Включите свет!
Конечно же, в новостях чаще всего показывали населенные пункты, в которых под обстрелами погибали люди, поэтому в дороге я испытывала сильное волнение. А когда впервые увидела военную технику, сердце просто выскакивало из груди. Однако здесь мирная жизнь, и я вскоре успокоилась. Приехала в Должанский 25 ноября. Мне сразу предоставили квартиру, но несмотря на то, что я привыкла многие вопросы решать самостоятельно, в первый же день судьба еще раз проверила меня на прочность. Как только я стала распаковывать вещи, в поселке пропало электричество, и мне стало страшно. В голову лезли мысли: «Куда я приехала? Зачем?». Хотелось домой! Причем я готова была идти пешком! К тому же, в тот вечер разыгрался сильный ветер, и у меня погасла газовая печь. У нас в Сибири тоже ветра, но им все-таки не сравниться с вашими. Я немного успокоилась, и постучала в соседнюю дверь. На просьбу о помощи откликнулась женщина: она сразу включила газ, объяснила, как пользоваться печкой, накормила и напоила чаем!
С тех пор с медицинской сестрой, которую тоже зовут Татьяна Николаевна, мы крепко подружились. На следующий день знакомства продолжились – ко мне приходили другие соседи и все шли не с пустыми руками – кто картошки с собой прихватил, кто соленья. Местные жители относятся ко мне очень доброжелательно. К тому же, ежедневно мне звонит сын, родственники, друзья, так что у меня очень мощная поддержка. Но я все равно скучаю по дому! А еще мне не хватает наших снегов, ведь зима в наших краях нередко начинается уже в конце октября, и перемена климата все-таки сказывается на организме. К сожалению, свет здесь гаснет часто, и к кромешной тьме я привыкнуть до сих пор никак не могу.
Здравствуй, Свердловск!
Я не домосед, и всегда стараюсь расширить свой кругозор. Утром следующего дня Татьяна Николаевна повезла меня в Свердловск. Теперь я его посещаю каждую неделю, поэтому он стал частью моей жизни, моего быта. В основном я езжу за продуктами. К сожалению, глубокой осенью первые впечатления город произвел не самые яркие. Возможно, потому, что в основной массе постройки здесь советских времен. Однако, когда наступила весна, Свердловск стал намного привлекательнее. От автовокзала я иду пешком мимо музея (там я тоже была), мне очень понравилась улица Пирогова. Иногда прогуливаюсь в парке, и с каждой поездкой открываю новые приятные уголки.
Когда я ехала сюда, то была уверена, что свердловские дети совсем другие. В нашем краю ребята не выпускают целый день телефон из рук, но увидев учеников Должанской школы, поняла, что они такие же, как и везде.
Начинаем урок!
Отношения с учениками, к удивлению, сложились не сразу, позже выяснилось, что они меня даже побаивались, потому что я не позволяла им отвечать с учебником в руках. Дети провели два года на дистанционке, и попросту отвыкли учиться. Я им объяснила, что приехала сюда, чтобы давать знания. Однако был случай из моей педагогической практики, когда дети меня просто поразили!
Когда с семиклассниками (а там учатся одни мальчишки) мы проходили функциональную грамотность – изучали виды текстов, никто не взял в разработку репортажи с футбольного матча или описание туристического похода. Все они остановились на репортаже с поля боя! Это было ну просто до мурашек по коже! То есть дети понимают, что все-таки здесь идут боевые действия!
Еще меня поразило то, что ребята дежурят, сами моют в классах полы, работают на пришкольном участке, и при этом никто не возмущается! К сожалению, у нас такого давно нет, особенно в городских школах.
Советский период многие вспоминают с ностальгией, и не зря. Человек был уверенным в своем будущем. Столько всего строилось! А сейчас в основном пользуются тем, что возвели при союзе. Я смогла подняться от ребенка из сельской семьи до директора школы.
В Республике сразу переходят на новый федеральный государственный образовательный стандарт. Однако даже в других регионах России на него перешли еще не полностью. Проблема в том, что школы учебниками обеспечивают не так быстро, и получается несоответствие программы и учебников. К примеру, биология за 2014 год не подходит даже к старому ФГОСу. В последнее время этот предмет начинают изучать в седьмом классе – все вместе: растения, животные, бактерии, грибы. А сейчас создали программу по Советскому образцу: то есть в пятом классе изучается введение, шестой класс – растения, седьмой – животные. Так что теперь все разложили по полочкам, и детям будет проще.
К сожалению, мне изнутри было видно, как разрушается советское образование. Когда к нам в село приезжала комиссия, со мной, учителем высшей категории, проверяющие долго беседовали, но так меня и не услышали. Педагогов сейчас загрузили дополнительной работой, в частности постоянные отчеты мешают просто учить детей. К тому же, у многих родителей выработалась тактика «во всем виноват учитель!». Дошло до того, что приходит отец, который в свое время учился в коррекционной школе, и отчитывает педагога за то, что он «неправильно учит его ребенка». К сожалению, сейчас в классе собраны не только хорошисты, но и те, которые просто не хотят учиться, а также дети с задержками психологического развития. Как разноуровневых детей можно чему-то эффективно научить? И учителя, заточенные под отличников, стали скатываться по профессиональной лестнице.
Я здесь до конца лета, поэтому в последние месяцы хочу заняться волонтерством. Я веду активную политическую деятельность: со своими единомышленниками мы часто отправляли гуманитарные грузы на Донбасс.
Несмотря на то, что я собираюсь уезжать, уже строю планы на будущее. Во-первых, дома буду ждать в гости Татьяну Николаевну, во-вторых – обязательно сама приеду к ней, сюда снова. И через год, когда я отдохну, если в поселке будет все так же туго с кадрами, я готова поработать еще, просто, без командировки.
Лилия Голодок
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».