Весь мир – театр, актеры в нем – простые свердловчане
Побывав на спектакле «Мышеловка», и оценив уровень постановки, моя подруга-театралка крайне удивилась тому, что на сцене были не профессионалы, а обычные жители Свердловска. Не так давно прошел день театра, и мы решили познакомить горожан с людьми, которые не жалеют своих сил, времени и эмоций на создание того, что называется спектаклем.
По широким переходам ДК имени Свердлова я долго искала руководителя театральной студии «Амплуа». Высокого, явно творческого образа Сергея Коваленко, застала в беседе с худруком дворца: выражения их лиц по-деловому сосредоточены, ответственны – обсуждают рабочий процесс. Хотя, на взгляд дилетанта, разговор шел несерьезный: кто-то забыл вовремя вынести ружье на сцену, не зазвучала нужная фонограмма, а кто-то выкручивался из неожиданной ситуации.
Я зашла за кулисы, когда к предстоявшему театральному действу актеры уже были готовы: грим нанесен, сценические костюмы безошибочно выдают героев произведения. И как только озвучила, кто я и откуда, они быстро сгруппировались рядом со мной: такие милые, общительные, славные дети. Показалось, что совсем малы возрастом, но лишь до того момента, когда они стали шумно отвечать на поставленные вопросы. Мысли их вполне осознанные, красивые, и речь правильная – золото, а не подростки! Есть такие, кто занимается в студии с самого первого дня, – пришли сразу после того как Сергей Михайлович больше года назад собирал ребят по школам Свердловска.
Дети – лучшие актеры
Знакомьтесь: Аня, Варя, Алина, целых три Вики и Владислав. «Руководитель рассказывал о том, что на репетициях будем совершенствовать навыки декламации, актерского мастерства. Все так и вышло: вначале режиссер проводил с нами много времени, подготавливал нас по сценической речи, объяснил, как правильно двигаться на сцене. Репетиции длятся обычно чуть больше часа, там интересно и весело. Тексты учить не сложно, а вот первый раз на сцене – это очень страшно. Но глядя на зрителей, чувствуешь, что все хорошо, и становится приятно выступать. Актерская работа тяжелая: нужно передавать эмоции, несмотря на то, что на душе может быть совсем иное. Ознакомившись с системой Станиславского, понимаешь, в чем сложность быть актером: когда ты выходишь на сцену, могут появляться мышечные зажимы, и нужно уметь расслабиться. Помимо того, что на себя необходимо проецировать эмоцию, говорить текст. Нужно не забывать о том, что нельзя трогать волосы, поворачиваться к зрителям спиной. Но главное – генерировать энергетику, давать волну эмоций, которую могут подхватить зрители. Если это случится – значит, актеру все удалось».
Сцена во время спектакля
Небольшого пока роста парнишка по имени Артем выдал заключительную, сразившую меня фразу: «Самое главное для актера – импровизация». И тут наперебой все стали рассказывать, что режиссер дает им возможность проявить это главное качество на сцене.
– А после спектакля мы пьем чай с конфетами, а Сергей Михайлович нас хвалит. Нам повезло, что он в наш город приехал! – радостно воскликнули ребята.
Отдушина для свердловчан
Елена Синица, актриса студии и сотрудница краеведческого музея:
– В юности я с удовольствием участвовала в КВН, не так давно решила, что мне интересно попробовать себя в роли актрисы. Началось с маленькой постановки, посвященной «Молодой гвардии», после этого сомнения сразу исчезли – захотелось окунуться в новую жизнь. Услышав в «сыром» виде начитку спектакля «Как управлять женой», я влюбилась в свою будущую роль. Тем более что она совершенно не похожа на мой типаж, скорее – мой антипод. Как играть ту или иную сцену, нам подсказывает требовательный Сергей Михайлович. Прислушиваемся к нему и стараемся исполнить так, как он это «видит», ведь он профессионал.
Мне нравится то, чем я занимаюсь, это дает жизненную энергию. Теперь уже идут репетиции, и затраченное на них время существенно. Но зато я стала по-другому себя ощущать, чувствую вдохновение. Пришло осознание того, что я могу в этой жизни что-то еще, кроме своей основной профессии. Открылась новая, чудесная грань мира вокруг!
То, что в нашем городе появилась театральная студия – замечательно и для зрителей, и для тех, кто всегда мечтал стать актером.
Это призвание
На вопросы «Твоего города» ответил и руководитель театральной студии «Амплуа» Сергей Коваленко. Проведя серьезную организаторскую работу в Свердловске, в кратчайшие сроки он получил результат: спектакли для взрослых и детей проходят с успехом.
«Однажды просыпаюсь в автобусе, а перед глазами надпись: «Автовокзал пгт. Шушенское». Вот, думаю, дедушку Ленина в ссылку отправляли, а я еду еще дальше. И по собственному желанию».
Мой собеседник – выпускник Московского института культуры, родом из Краснодона, трудовую деятельность начал в 1976 году актером в Луганском русском драмтеатре, потом служил в армии.
К концу 90-х стал руководителем театральной студии в Антраците, позже в родном городе. С театром ростовых кукол в роли администратора объехал всю Белоруссию и Крым. В составе Московского независимого театра, вместе со звездами театра и кино Владимиром Стекловым, Иваром Калныньшем, Юлией Захаровой объездили страну от Бреста до Находки.
– Какие радости и трудности существуют при создании спектакля?
– Прекрасно знал всех бывших руководителей ДК им. Свердлова, но по приезде оказалось, что меня встретили новые, но тоже интересные люди, которые поверили в меня, и во всем помогают в работе.
Готовится спектакль по-разному, рассчитать дату выхода сложно, сроки почти всегда не соблюдаются по разным причинам. В спектаклях есть возрастные роли, а я не сторонник привлекать к этому детей. Поэтому постепенно появилась группа взрослых людей, некоторые из них не сразу выяснили, что здесь не клуб любителей театра, а все по-настоящему – надо играть на сцене. Бывало, что роли находили своих исполнителей только на четвертом претенденте. Или вот незадача – человек пришел с желанием играть, но оказывается – он не подходит: не тот образ, характер, а время уходит. Также выпускники школы уезжают из города, а жаль, – студия теряет актеров, ведь некоторые из них действительно талантливы. Кажется, так легко сделать замену, а на самом деле – это только кажется. В коллективе больше молодежи, ребята все хорошие, но искра божья, думаю, есть у Анастасии Будур и Варвары Клок. Я им желаю суметь выразить себя и проявить этот талант в полной мере.
– Как стать актером и чем ему придется жертвовать?
– Чтобы понять, на какую роль подойдет претендент – простого общения с потенциальным актером достаточно. Но, конечно, можно ошибиться. В отличие от танцевальной студии, например, где набирают людей определенного возраста, и где возможны взаимозаменяемость и регулируемость количества участников коллектива, у нас количество актеров равно числу действующих лиц пьесы.
Те, кто не участвуют в репетициях, имеют возможность оценить перспективу своей театральной судьбы, подумать, готовы ли они по-прежнему уделять много своего личного времени на репетиции и последующие спектакли.
– Какие новинки ждут свердловчан?
– Практически полные залы явно говорят о том, что свердловчане с удовольствием приходят в стены Дворца, чтобы культурно провести вечер. Парадокс: казалось бы, в городе, где в тяжелейших условиях шахтеры мужественно добывают уголь, такой «теплый» зритель. Связываю это с историей: почему-то княгиня Юсупова именно здесь держала театральную труппу. На моей памяти в Свердловске был народный театр, даже декорации остались. Заметил, что как только повешу афишу, сразу прохожие интересуются, переспрашивают: когда и что будет идти. А по возвращении в ДК в кассе обнаруживаю, что уже есть проданные билеты. Такое не в каждом городе происходит! Моя главная задача – сделать репертуарный театр: сохранить «Мышеловку», «Два водевиля» Чехова, «Юбилей», «Беду нежного сердца» Сологуба. Идут репетиции комедийных спектаклей «Как управлять женой» и «Оскар» из репертуара Луи де Фюнеса.
Что ж, режиссер ставит перед собой и труппой задачи, а мы, зрители, обещаем приходить на все представления и аплодировать их таланту, не жалея ладошей.
Надежда Коломиец
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».