Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

«Все, что мы делаем, – не зря»: история директора Свердловского строительного колледжа Елены Матюшенковой

05.03.2023  15:53
6

Пожалуй, каждому известно выражение «Человек на своем месте». Именно оно сразу пришло мне на ум после недавнего короткого общения с директором Свердловского строительного колледжа Еленой Матюшенковой. Чувствуются внутренняя энергия, уверенность и надежность. Недолго поработав сварщиком, она пришла в стены училища и быстро нашла свое призвание в педагогике. Говорят – везет тому, кто везет. Так вот ей повезло, – гладкое течение жизни явно говорит о том, что нашла свое предназначение, идя по своей колее. А такое счастье выпадает далеко не каждому.

Последний раз в Строительном колледже я была несколько лет назад. Тогда шел ремонт главного входа в здание, который под руководством мастеров производственного обучения восстанавливали ученики. Теперь это образцово­-показательный высокий порог. «А как должно быть в таком-­то заведении?» – спросите вы. Констатирую факт: идеальный порядок и чистота в любом уголке! В фойе на втором этаже экспонируется выставка технического творчества работ выпускников колледжа. Довольно занимательные экземпляры: от 10­-сантиметровой игрушки – до метровой, мощной фигуры сварщика с электродом в руке. Здесь качели для игрушечных кукол, цветы, звезды. По словам Елены Петровны, самые интересные экземпляры находятся на выставке творчества в Луганске. Но работы учеников не только декоративные. Здесь есть все, что может пригодиться в жизни колледжа. Например, те же каркасы для стендов в коридорах.

Педагогическая деятельность Елены Петровны началась немногим более 40 лет стажа в училище №12 мастером производственного обучения. После окончания техникума было получение высшего образования. С конца 90­-х она была заместителем по учебно­-производственной работе, на руководящей должности находится с 2004 года. Грамоты и благодарности за труд стопой лежат в шкафу, и лишь их небольшая часть размещена на стене ее рабочего кабинета.

Почему вдруг отличница стала сварщиком?

– Неудачная попытка поступления в медицинский вуз и совет мудрой учительницы Нины Андреевны Мокротоварой, ставшей преподавателем истории в ПТУ №12, привел в стены училища. Мужские профессии осваивали женщины, тогда это было обычным делом. Я была одной из шести девушек, которые по­пали в юношескую группу будущих электрогазосварщиков. Как и все любопытные новички, на первом занятии пыталась смотреть на дугу без защиты, а ночью ходила по стенке, прикладывая к «горящим» глазам компрессы. А теперь, как и мой мастер Иван Иванович Колесников, грамотный профессионал, прививший любовь к делу, предупреждаю о том, что этого делать нельзя.

После педсовета, 2012 год

Получив диплом, стала сварщиком мехцеха №2 на Машзаводе. Моя мама была спокойна в выборе профессии ровно до тех пор, пока я не стала стирать робу дома. А на ней копоть, масло, гарь. Каждую неделю в большом корыте на стиральной доске приводила в порядок спецовку, не видя в этом особого труда. Но маме было больно на это смотреть. Родители были в недоумении – не для того девочку воспитывали…

Что же интересного в такой сложной работе?

– Не скажу, что это сложная профессия, мне она очень нравится. Я испытываю состояние эйфории, когда зажигаю дугу и выполняю сварочные работы. Если соблюдать правила техники безопасности, то эта работа не опасна. Для меня вообще не бывает тяжелой работы – наверное, потому, что все, чем я занимаюсь в жизни, доставляет мне удовольствие. Стихия огня меня манит – при случае разжигаю на даче костер, не просто готовлю, а любуюсь пламенем. Мне нравится посидеть у костра – наблюдать за искрами, слышать, как потрескивает древесина, ощущать тепло, исходящее от камина.

Не срослось с медициной, но все же она проявилась в жизни: закончила курсы, где научилась ставить уколы, делать массаж. Это очень помогло продержаться в тяжелые перестроечные годы.

Каково это, быть директором колледжа?

– Первые пять лет на руководящей должности сложно, так как во многие вопросы нужно было вникнуть, изучить, в том числе нормативную базу. Но, как и на любом предприятии, когда человек долго работает на одном месте, у него нарабатывается опыт, благодаря которому и обязанности выполняются легко. Руководитель отвечает за все в учебном заведении, поэтому я вникаю во все процессы: воспитательный, учебный, производственный. Сотрудники структурных подразделений приходят с возникающими вопросами, которые мы решаем совместно. К различным проблемам отношусь философски – они для того и существуют, чтобы их решать.

Как находите общий язык с подчиненными?

– В самом начале моей карьеры, на должности заместителя, меня заинтересовала статья в журнале о том, что в Японии, где очень высокая производительность труда, руководитель и сотрудник сложные вопросы решают за чашечкой чая. Мне понравилась эта форма работы. Считаю, что между начальником и подчиненным должен быть диалог. Со стороны первого для этого нужна требовательность, но не жесткость. Криком ничего не добьешься: чтобы решился вопрос, человека нужно расположить к себе. Стараюсь никогда не повышать голос на подчиненных, советую, к какой методической документации нужно обратиться, посмотреть приказ, чтобы правильно выполнить работу. Сейчас часто наблюдаю и в повседневной жизни картину, когда коллеги обсуждают вопросы вне стен учреждения.

В кругу коллектива, июнь 1996 года

Как обстоят дела колледжа на сегодняшний день?

– В данный момент наш колледж дает знания по многим специальностям: мастер общестроительных работ, электросварщик ручной дуговой сварки, парикмахеры, монтажник санитарно­-технических систем и оборудования и другие. Работает кружок технического творчества. Каждый год учатся на сварщика до трех девочек. Мастера производственного обучения Татьяна Пашенян и Галина Федоренко – тоже выпускницы этой специальности. Проблема у нас одна – мало студентов.

Как Вы считаете, у Вас достойные студенты?

– Не могу сказать, что наши ученики доставляют беспокойство. Они все при деле, заняты учебным и производственным процессом, участвуют в многочисленных мероприятиях. Те, кто нарушают дисциплину, обычно попадают на беседу с руководством. Помню, больше 30 лет назад был в такой ситуации очень подвижный ученик. Я ему рассказывала о том, как нужно себя вести и почему. О том, что сейчас рядом с ним много нянек: клас­сная, мастер, преподаватели, которые пытаются подготовить его к самостоятельной жизни. Чтобы вошел в нее грамотным, квалифицированным специалистом. И когда набьет себе «шишек», будет вспоминать о том, как не слушал наставников. Спустя годы, прошлым летом на улице меня остановил взрослый мужчина со словами: «Большое вам человеческое спасибо! Я до сих пор вспоминаю тот момент, когда стоял у вас в кабинете. И какой же я был глупый, что так себя вел. Как вы были тогда правы!». А я вглядываюсь в лицо и с трудом узнаю того подростка. Выходит, все, что мы делаем, – не зря!

Из чего состоит Ваша жизнь помимо работы?

– Несколько лет назад ушел из жизни муж Виктор, с которым прошли вместе по жизни 38 лет. Его, конечно, очень не хватает. Он был хорошим отцом и мужем – мог в выходной приготовить обед, водил детей в садик, помогал по дому, ходил в магазин. Для обустройства дачи, например, мы все делали с ним сами. Он начинал сварочные работы, а я просила: «Дай поварю, я тоже умею». Он шел мне навстречу, снисходительно предоставляя возможность показать умение. Мне зачем-­то хотелось ему доказать, что я, как и он. Это сейчас я понимаю, что поступала неправильно, а тогда прорывалось: «Я сама» – это очень плохо. Думаю, чтобы так долго быть вместе, между супругами должно быть доверие, уважение, не должно быть необоснованной ревности, которая отравляет отношения.

Я счастливый человек – то, о чем я мечтала в юности, сбылось! По молодости часто выезжали на отдых в разные города, теперь снова все дороги открыты. Новый год в компании старинных подруг мы встречали в Ростове, – замечательный город с доброжелательными людьми. Гуляли по нарядным, красочным улицам, побывали на различных выставках, за несколько дней получили огромное удовольствие. На очереди Сочи, Краснодар, Золотое кольцо России. Из­-за того, что люблю лес, природу, есть заветная мечта – побывать на Байкале.

Благодаря тому, что работаю с детьми, не чувствую своего возраста. Я себя ощущаю на 35, иногда даже не осознаю, что мне намного больше. Сорок лет педагогического стажа – это тоже не много. Пока есть возможность, буду приносить пользу, готовить молодое поколение.

Надежда Коломиец

***

Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»

Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».