Не бросайте своё творчество: история художницы из Свердловска Гали Гранич
В нашем городе много талантливых людей. Среди них поэты, художники, музыканты. Но когда задаешься вопросом, кто они, и как их найти, возникает целый ряд проблем. В итоге удивляешься тому, что давно знакомый вам человек, оказывается, пишет замечательные стихи или основал собственную музыкальную группу. Или же, как Галина Малий, нарисовала больше 150 картин, часть которых была использована для художественной выставки ко Дню шахтера.
Творческий псевдоним Галины Григорьевны – Галя Гранич. Девушка работает преподавателем в Детской школе искусств №2. Она приветливый и отзывчивый человек, и согласилась немного рассказать о себе как о художнике и педагоге.
– Я родилась в Свердловске, потом моя семья переехала в Донецк. Там я закончила Донецкий художественный колледж, и вернулась в Свердловск в 2014 году. В этой школе мое первое место работы, я здесь уже 8 лет.
– Помните, как устроились на работу в школу?
– Да, помню. Странно, что не волновалась, учитывая мой характер. Узнала, что есть вакансия педагога – и согласилась. Тогда даже зарплату не платили – время было такое. Работала, чтобы набраться опыта. С детьми моментально сдружилась, и наша школа мне нравится. У нас очень хороший коллектив.
– Как Вы начали рисовать?
– Рисовать я начала с детства и на всем, что под руку попадалось, даже на стенах. Эти обойные вырезки бабушка сохранила. Она заметила, что я уделяю этому очень много времени, и отдала меня на школьный кружок, а потом и в художественную школу. Затем я поступила в художественное училище. Там меня учили рисовать портреты, но мне это не нравилось. Помню, как сказала, что никогда с портретами дела иметь не буду. А в итоге так получилось, что начала рисовать шаржи и портреты на заказ. Еще пейзажи люблю писать. Я себя представляла в других профессиях, кем бы могла работать, – возможно, поваром или ветеринаром. Но вот я художник, и мне нравится.
– Кто был Вашим первым учителем рисования? Как он повлиял на Ваше творчество?
– Это была Людмила Георгиевна – она преподавала школьный кружок, который я посещала. У нее я научилась писать пейзажи. На меня в принципе все преподаватели повлияли, даже в художественном колледже. Еще бабушка моя очень большой вклад внесла. Она сразу заметила мои способности, и всячески меня поддерживала. Вот у некоторых учеников родители говорят: «Да ну, художник, что за профессия, кем ты будешь, давай там стоматологом или кем-то еще». У меня такого не было. Бабушка сразу сказала: «Тебе нравится – иди, учись». Я отучилась – она мне всегда все необходимое для этого покупала. Всегда хвалила, и за этой ей спасибо.
Галя Гранич: «В колледже портреты рисовать не любила»
– Какой Ваш любимый жанр живописи?
– Я люблю классические работы: Шишкина, Айвазовского. Нравятся именно реалистичные картины. Но в то же время мне по душе Винсент Ван Гог, а еще – натюрморты и пейзажи.
– Как относитесь к абстракционизму?
– Я пробовала писать в этом жанре, но нет, – это не мое. Серьезно к этим работам не отношусь. Хотя есть абстракции, выполненные в сложной технике. Пикассо и Ван Гог для меня как дети, которые по-своему воспринимают мир. Это искусство. Оно у них от души идет. У Дали, вот, очень сложные работы. И по характеру, и эмоционально, и по технике исполнения. Но это настолько страшно психологически, что вообще не мое.
– А как насчет других видов искусства?
– Чужие работы мне нравятся: бумажная пластика, скульптура. Я преподаю здесь и художественную лепку. Могу показать, рассказать, что-то сделать, но чтобы я вдохновилась и работала в этом направлении – нет. Из музыки слушаю классику, которую люблю с детства: Бетховен, Моцарт, Бах. Но могу и современную включить.
– Музыка Вас вдохновляет на творчество?
– Нет, именно музыкой я не вдохновляюсь. Но при этом не люблю работать в тишине, мне нужно, чтобы кто-то со мной разговаривал, либо я что-то включаю: музыку, сериалы, телепередачи. Я вдохновляюсь чужими работами. В интернете периодически попадаю на каких-то современных художников.
– Вы любите читать?
– Да, но сейчас уже реже. Могу почитать что-то вроде «Белый Бим Черное Ухо», длинные рассказы (если это классическая литература). Фантастику и криминал не люблю.
– Вас вдохновляют вполне конкретные образы?
– Да. Бывает, что-то в природе меня вдохновляет. Иду и вижу: голубь в луже купается. Это интересно, я могу запомнить, прийти домой и когда-нибудь нарисовать что-то подобное.
– Какие фильмы Вам нравятся? Они как-то влияют на Ваше творчество?
– Фильмы на это не влияют, смотрю абсолютно все: мелодрамы, драмы, советские фильмы. Не люблю драки, кровь – это не мое. Смотрела о художницах – например, Фриде Кало, и легендарном скрипаче Никколо Паганини.
– Что Вы вкладываете в свое творчество? Какую идею?
– Я хочу, чтобы люди научились видеть красоту. Не просто проходили мимо, а восхищались природой. Если же вопрос касается других картин, то я рисую не для того, чтобы что-то показать. У меня даже была работа, которую одна из заказчиц очень просила продать, но я сказала, что могу написать для нее такую же, а эту я создала для себя. То есть я рисую, чтобы картина в первую очередь была мне по душе. Если кому-то нравится – хорошо. Если на кого-то как-то повлияет – отлично. И я не изображаю войну или политику – стараюсь от этого дистанцироваться.
– Как относитесь к комиксам?
– У нас на занятиях такая тема была – нарисовать комикс. Детям это нравится. Это как иллюстрацию к рассказу придумать и воплотить его в жизнь. Сама не пробовала.
– Каково Ваше мнение по поводу нейросетей, которые генерируют картины?
– Я обсуждала это с некоторыми людьми. Вроде бы, интересно, но с другой стороны, это делает робот. Возможно, в какой-то сфере есть смысл. Это как не вручную лепить пельмени, а с помощью машины на фабрике. Я склоняюсь к тому, что писать картины нужно именно своими руками, своими мыслями. Человек – это душа, настроение, эмоции. А в машине заложена программа. Робот не заменит художника.
– С чем Вы работаете при написании картины?
– Я пишу в основном гуашью на бумаге. Еще иногда использую цветные карандаши. Пробовала мелки, тушь, но сейчас ими не работаю.
– Чему Вы стараетесь научить детей в первую очередь?
– Не бросать свое творчество. Я им всегда говорю: «Если вам нравится рисовать – рисуйте. Если что-то не получается – переделывайте». Некоторые детки говорят: «Вот у меня не получается – значит, я не буду это делать». Я говорю: «Если не получается, нужно продолжать рисовать, продолжать учиться». Еще учу техническим приемам – это естественно. А в основном стараюсь привить им любовь к творчеству.
Однажды ребенок на протяжении полугода ходил на хореографию, а потом пришел в художественный кружок со словами: «Я не хочу танцевать, я рисовать хочу, но меня родители заставляют! Научиться рисовать – моя мечта». И вот когда дети становятся старше, и сами начинают решать, чем заниматься, они уже наотрез отказываются слушать родителей – и тем приходится вести их к нам на рисование. Родители вообще часто не видят смысла в этом виде искусства. Вот в танце – да, это же физические нагрузки, это для здоровья полезно, а рисование, по их мнению – это испорченные зрение и осанка. Я ничего не имею против хореографии, но ведь для в художника в наше время есть множество вакансий: дизайн, 3Dмоделирование, компьютерная графика, оформление сайтов и еще много-много всего. Ведь художник – это не просто человек, который создает картины, а еще и масса возможностей.
– К чему Вы стремитесь? Есть ли та высота, которой желаете достичь?
– Меня очень многие взрослые спрашивают: «А вы не учите людей? Вы не даете уроки? А частные занятия?». Я говорю, что нет, а ведь желающих рисовать много именно среди взрослых. А у нас нет таких мест, куда можно пойти, поэтому я хочу открыть какую-нибудь студию для обучения не только детей, но и для взрослых. У них ведь тоже есть какая-то мечта, стремление к творчеству, а они не могут его реализовать.
Сергей Марчуков
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках».